Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 36 Показательная функция, ее свойства и график [Ларионова Т.Г.]

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета - алгебра и начала анализа
    Класс- 11 « Б»
    УМК :
    1. Алгебра и начала анализа: Задачник и учебник, часть  1-2, для 10-11кл./ под ред. А.Г. Мордковича.- М. Мнемозина, 2014.
    2. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003.
    3. Уроки алгебры «Функции: графики и свойства» 7-11классы «Планета»
    4. Приложение к журналу «Методист», «Мастер-класс».
    5. Поурочные планы «Алгебра и начала анализа. 10 класс» Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. 2001.
    6. Федорова Н.Е., Ткачева М.В. Изучение алгебры и начал анализа в 10-11 классах. – М.: Просвещение, 2004.
    Уровень обучения- базовый
    Тема урока : «Показательная функция, её график и свойства»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы- 3 ч.
    Место урока в системе уроков по теме- 2 урок
    Цель урока: формирование умения и навыков решения ключевых задач по теме « Показательная функция, ее свойства и график». Обучить построению графика у=ах и чтению этого графика.
    Задачи: 
    Образовательная – дальнейшее формирование умений систематизировать, обобщать на основе сравнения, видеть закономерности; формирование умений строить график показательной функции, определять её свойства, формирование графической культуры учащихся. 
    Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, сравнительного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, потребности к самообразованию, способствование развитию творческой деятельности учащихся. 
    Воспитательная – воспитание познавательной активности, потребность в объективной оценке результатов, умение работать в группе, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, уверенности в себе.
     Планируемые результаты:
    1. функционально представлять функцию у=ах на наглядном чертеже;
    2. уметь строить графики функции у=ах при различных значениях а;
    3. свободно читать графики, уметь отражать свойства функции на графике.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, презентация Power Point (слайд-фильм), «Опорные сигналы», (таблицы, схемы, шаблоны), опорные знаки, специальные задания.
    Интернет ресурсы:
    1. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». http://window.edu.ru 
    2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru)
    3.Ресурсы для открытой мультимедиасреды ( или по адресу: http://fcior.edu.ru).
    4. Сайт Московского центра непрерывного математического образования
    http://www.mccme.ru/free-books/ 
    5. Портал MATH.RU http://www.marh.ru 
    6. Виртуальная школа юного математика  http://math.ournet.md 
    Содержание урока
    1. Организационный момент
    2. Актуализация знаний
    3. Решение ключевых задач.
    4. Итог урока
    5. Домашнее задание
    Ход урока
    Организационный момент
    Притча «Всё в наших руках»
    Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая, я ее омертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
    Наша же главная задача – включить всего себя в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных способностей, ключевых компетенций, необходимых для успешности в учебе и жизни. Задача эта будет выполнима в случае, если усилия всех нас будут направлены в единое русло и из успехов каждого из нас сложится общий успех.
    Проверка Д/З.: учитель вызывает к доске учащихся, которые на доске показывают решение некоторых примеров из Д/З.
    Актуализация знаний. 
    Решение ключевых задач.
    Задание для выполнения у доски: В одной координатной плоскости построить графики функций: 
    y=2x, y=3x, y=5x, y=10x. Сделать выводы.
    График функции у=2х мы уже строили, графики остальных функций строим аналогично, причем, достаточно будет найти значения функций при х=0 и при х=±1. 
    (Слайд презентации )
    Выводы:
    1) Переменная х может принимать любое значение (D (y)=R), при этом значение у всегда будет больше нуля  (E (y)=R+).
    2) Графики всех данных функций пересекают ось Оу в точке (0; 1), так как любое число в нулевой степени равно единице; с осью Ох графики не пересекаются, так как положительное число в любой степени не может быть равным нулю. Чем больше основание а (если a>1) показательной функции у=ах, тем ближе расположена кривая к оси Оу.
    3) Все  данные функции являются возрастающими, так как большему значению аргумента соответствует и большее значение функции.
     Сделать задание в тетради (первые 2 учащихся получают отличные оценки):
    y=(1/2)x, y=(1/3)x, y=(1/5)x, y=(1/10)x. Сделать выводы. . (Слайды презентации )
    Смотрите построение графика функции y=(1/2)x выше, графики остальных функций строим аналогично, вычислив их значения при х=0 и при х=±1.
    
    1) Переменная х может принимать любое значение: D (y)=R, при этом область значений функции: E (y)=R+.
    2) Графики всех данных функций пересекают ось Оу в точке (0; 1), так как любое число в нулевой степени равно единице; с осью Ох графики не пересекаются, так как положительное число в любой степени не может быть равным нулю.
    3)Чем меньше основание а (при 0<a<1) показательной функции у=ах, тем ближе расположена кривая к оси Оу.
    4) Все  эти функции являются убывающими, так как большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.
    Решить графически уравнения:  (Слайды презентации )
    1)) 3x=4-x.  Даная задача решается одним учеником у доски, с помощью учителя
    
    В одной координатной плоскости построим графики функций: у=3х и у=4-х.
     Графики пересеклись в точке А(1; 3). Ответ: 1.
     2) 0,5х=х+3. 
    Данное задание учащения решают самостоятельно.
     Ответ по истечению 3-5 мин. появляется на доске.
    
     
    В одной координатной плоскости строим графики функций: у=0,5х   (y=(1/2)x )
     и у=х+3. Графики пересеклись в точке В(-1; 2). Ответ: -1.
     Найти область значений функции: 1) y=-2x; 2) y=(1/3)x+1; 3) y=3x+1-5.  . 
    (Слайды презентации )
     Первый	пример учитель объясняет подробно на слайде. Остальные учащиеся выполняют самостоятельно.
    Решение.
     1) y=-2x 
    Область значений показательной функции y=2x – все положительные числа, т.е.
    0<2x<+∞. Значит, умножая каждую часть двойного неравенства на (-1), получаем:
    — ∞<-2x<0.
    Ответ: Е(у)=(-∞; 0).
     2) y=(1/3)x+1;
    0<(1/3)x<+∞, тогда, прибавляя ко всем частям двойного неравенства число 1, получаем:
    0+1<(1/3)x+1<+∞+1;
    1<(1/3)x+1<+∞.
    Ответ: Е(у)=(1; +∞).
     3) y=3x+1-5.
    Запишем функцию в виде: у=3х∙3-5.
    0<3x<+∞;   умножаем все части двойного неравенства на 3:
    0∙3<3x∙3<(+∞)∙3;
    0<3x∙3<+∞;  из всех частей двойного неравенства вычитаем 5:
    0-5<3x∙3-5<+∞-5;
    — 5<3x∙3-5<+∞.
    Ответ: Е(у)=(-5; +∞).
    Итог урока:
    Учитель: Что нового мы узнали на уроке?Какую функцию называют показательной?Какие виды показательной функции вы знаете?Оценивание учащихся. Сообщение домашнего задания: параграф 11 стр 72,
    № 196 (чет) стр 76, № 197 (чет) стр 76
    
     

    Автор(ы): Ларионова Т. Г.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx