Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 43 Понятие логарифма [Евченко О.М.]

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: алгебра  и начала анализа
    Класс: 11 класс
    УМК: Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. В 2 ч./ А.Г.Мордкович, 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Понятие логарифма
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 1 урок.
    Цель урока:
    1. Обучающие.
    Внести понятие логарифма. Систематизировать знания учащихся по теме: способствовать выработке умений и навыков в вычислении логарифмов.
    2. Развивающие.
    Развивать интеллектуальные способности, речь, память
    3. Воспитательные.
    Воспитание собранности. Формировать гуманные отношения на уроке через работу в парах
    
    Задачи урока: Развивать у учащихся умения высказывать свою точку зрения, делать выводы на основе новой информации, применять новые знания к решению задач.  
    Планируемые результаты: В результате изучения темы на базовом уровне ученик должен уметь  находить логарифмы, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам,  содержащим логарифмы . 
    Техническое обеспечение урока: Плакат на тему: «Показательная функция», «Логарифмы и их свойства», ПК, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет - ресурсы) 
    
      
    
    Ход урока
    
    I. Приветствие .Сообщение учителем темы и цели урока.
    II. Повторение и закрепление учебного материала.
    а) Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).
    б) Контроль усвоения материала математический диктант (с проверкой на отвернутой  доске).
    3х › 
    () х ≤
    25х ›1
      ›8
     - 1≥ 0
    III. Работа у доски.
    3.1. Написать свойства степеней.
    3.2. По плакату дать определение показательной функции, свойства показательной функции.
    IV. Формирование новых знаний и понятий.
    Учитель: известны шесть действий над числами
    А+В; А-В; А*В;  А/В; Ах; 
    Эти действия образуют три пары взаимно обратных действий. Сегодня на уроке вы познакомитесь с седьмым действием, для того чтобы решить уравнение ах = в, где а › 0, а
    Рассмотрим уравнение 2х = 4 и решим его графически. Для этого в одной системе координат построим график функции y= 2х и прямую y = 4. Они пересекаются в точке А(2;4), значит, х=2 – единственный корень уравнения. Рассуждая точно так же, находим корень уравнения 2х=8: х=3.
    А теперь попробуем решить уравнение 2х = 6. 
    
    Ясно, что уравнение имеет один корень, но, в отличие от предыдущих случаев, где корни уравнений были найдены без труда (причем понятно, что их можно найти и не  пользуясь графиками), с уравнением 2х = 6 у нас возникают трудности: по чертежу мы не можем определить значение корня, можем только установить, что оно заключено в промежутке от 2 до 3.
    Обдумывая ситуацию с показательным уравнением 2х = 6, математики ввели в рассмотрение новый символ log2, который назвали логарифмом по основанию 2, и с помощью этого символа корень уравнения 2х = 6 записали так: х= . 
    2) Теперь для любого уравнения вида 2х = b, где b › 0, можно найти корень – им будет число .
    Определение.   Логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию a называют показатель степени, в которую нужно возвести число a, чтобы получить число b.
    Например: 
     = 3, так как 23 = 8;
    Log3 () = -3, так как 3-3 =
    Особо выделим три формулы (попробуйте их обосновать, это очень просто):
     = 1
     = 0
    Loga ac = c
    V. Историческая справка.
    Совершим небольшой экскурс  в историю математики.
    Слово логарифм происходит от греческого (число) и (отношение), переводится как отношение чисел. Выбор изобретателем логарифмов Дж. Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое – геометрической. 
    На доске записи:
    Джон Непер – 1614 – изобретение логарифмов.
    Бригс – 1624 – создание таблиц логарифмов.
    Л.Магницкий – 1716 г. – издание семизначных логарифмических таблиц.
    Существуют десятичные и натуральные логарифмы.
    Log10х = lg х – десятичный логарифм.
    Logе х = ln х – натуральный логарифм
    VI. Применений знаний, умений, навыков.
    По учебнику 
    № 41.1 – устно
    Вычисление значений логарифмов  можно свести к решению некоторого показательного уравнения.
    Разобрать.
    Пример по учебнику (стр. 250)
    Решить № 415
    VII. Работа в парах 
    № 417, 418, 419 (а, б)
    VIII. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
    Словарная работа
    - логарифм;
    - показательная функция;
    - возрастает; 
    - степень;
    - экспонента.
    IX. Итог урока.
    Сообщить оценки. Отметить наиболее активных.
    X. Домашнее задание.
    § 41 № 412, 416, 417 (в, г), 418 (в, г), 419 (в, г).
    
    
     

    Автор(ы): Евченко О. М.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx