Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Краткая история (Семикаленова Т. Н.)

Текст урока

  • Конспект

        Семикаленова Т.Н.
       МБОУ «Богородская СОШ» 
       Шарлыкский район
                Название предмета: биология
    
                Класс: 10 класс
                УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 
                Уровень обучения: базовый
    Тема: Краткая история развития биологии. Система биологических наук.
    Общее количество часов отведенное на изучение темы: 3
    Номер урока в теме:1
    Цель: Познакомить учащихся с учеными разных эпох жизни, их воззрением на живую природу.
    Систематизировать представление учащихся о биологии как системе наук; о многообразии живого мира на Земле.
    Начать формирование у учащихся эмоционально целостного отношения к современным проблемам общей биологии
    Задачи: 
    Образовательные :знать основные открытия, сделанные в биологии  ,естественные  науки, составляющие биологию, современные проблемы общей биологии.
    Развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные  источники :интернет, дополнительную литературу  при подготовке к уроку, умение сравнивать , анализировать, делать выводы.
    Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других , принимать участие в диалоге, формировать способности  к позитивному сотрудничеству.
    Планируемые результаты: характеризовать основные этапы развития биологии, основные открытия, сделанные в биологии. Уметь сравнивать, видеть современные  проблемы общей биологии.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, диск «Биология 10-11 класс».
                                                  Ход урока
    1.Организационный момент
                                                  Мир науки…Удивительный мир.
                                             Мир загадок и тайн, которые раскрываются 
                                             В лабораториях ученых…
    Известный микробиолог Луи Пастер писал: «Быть уверенным , что открыл важный научный факт, гореть желанием сообщить  об этом всему миру и сдерживать себя на протяжении дней, недель, лет.. пока не проверил всех гипотез, которые противоречат этому факту,- это трудная  работа. И когда после напряженных усилий достигаешь полной достоверности, переживаешь наивысшую  радость, которую только может испытать человек»
    Эти слова можно сказать о каждом ученом.
    2.Изучение нового материала
    -Какие достижения современной биологии вам известны?
    -Каких ученых – биологов вы знаете?
    -Что изучает биология?
    Работа с текстом «Введение»
    Какие глобальные задачи стоят перед человечеством?
    Почему, только на основе  биологических знаний возможно решение глобальных задач человечества?
    Для того чтобы это понять , нужно рассмотреть глубокие корни биологии ,уходящие в древность.
    Так о чем мы с вами сегодня должны поговорить?
    Тема нашего урока: Краткая история развития биологии. 
    Сформулируйте цели урока, исходя из темы.
    - познакомиться с главными научными открытиями в области биологии ,начиная с древнегреческих и до 20 века
    - значение открытий для современной биологии и человечества.
    Лекция с использованием материалов носителей на диске(Биология 10-11 класс)и заполнением таблицы учащимися
    1 Краткая история развития  биологии
    Заполнение таблицы по ходу изложения материала учителем.
    Название ученого
    Годы жизни 
    открытия
    
    
    
    
    
    
    Современная биология уходит корнями в глубокую древность, мы находим её истоки в цивилизациях прошлых тысячелетий: в Древнем Египте, Древней Греции.
    Первым учёным, создавшим научную медицинскую школу, был древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.). Он считал, что у каждой болезни есть естественные причины и их можно узнать, изучая строение и жизнедеятельность человеческого организма. С древних времён и по сей день врачи торжественно произносят клятву Гиппократа, обещая хранить врачебную тайну и ни при каких обстоятельствах не оставлять больного без медицинской помощи.
    Великий энциклопедист древности Аристотель (384–322 до н. э.) стал одним из основателей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он называл «общественным животным, наделённым разумом». Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
    Древнеримский учёный и врач Клавдий Гален (ок. 130 – ок. 200), изучая строение млекопитающих, заложил основы анатомии человека. В течение следующих пятнадцати веков его труды были основным источником знаний по анатомии.
    В Средние века в Европе воцарился период застоя во всех областях знаний. В это время традиции античных авторов нашли своё продолжение в странах Передней и Средней Азии, где жили и творили такие выдающиеся учёные, как Абу Али Ибн Сина (Авиценна) (ок. 980–1037) и Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмет аль-Бируни (973 – ок. 1050). От того времени в современной анатомической номенклатуре сохранилось множество арабских терминов.
    Наступление эпохи Возрождения ознаменовало начало нового периода в развитии биологии.
    Резко возрос интерес к биологии в эпоху Великих географических открытий (XV в.). Открытие новых земель, налаживание торговых отношений между государствами расширяли сведения о животных и растениях. Ботаники и зоологи описывали множество новых, неизвестных ранее видов организмов, принадлежащих к различным царствам живой природы.
    Один из выдающихся людей этой эпохи – Леонардо да Винчи (1452–1519) – описал многие растения, изучал строение человеческого тела, деятельность сердца и зрительную функцию.
    После того как был снят церковный запрет на вскрытие человеческого тела, блестящих успехов достигла анатомия человека, что получило отражение в классическом труде Андреаса Везалия (1514–1564) «Строение человеческого тела» (рис. 1). Величайшее научное достижение – открытие кровообращения – совершил в XVII в. английский врач и биолог Уильям Гарвей (1578–1657).
    Новую эру в развитии биологии ознаменовало изобретение в конце XVI в. микроскопа. Уже в середине XVII в. была открыта клетка, а позднее обнаружен мир микроскопических существ – простейших и бактерий, изучено развитие насекомых и принципиальное строение сперматозоидов.
    В XVIII в. шведский натуралист Карл Линней (1707–1778) предложил систему классификации живой природы и ввёл бинарную (двойную) номенклатуру для наименования видов.
    Карл Эрнст Бэр (Карл Максимович Бэр) (1792–1876), профессор Петербургской медико-хирургической академии, изучая внутриутробное развитие, установил, что зародыши всех животных на ранних этапах развития схожи, сформулировал закон зародышевого сходства и вошёл в историю науки как основатель эмбриологии.
    Первым биологом, который попытался создать стройную и целостную теорию эволюции живого мира, стал французский учёный Жан Батист Ламарк (1774–1829). Палеонтологию, науку об ископаемых животных и растениях, создал французский зоолог Жорж Кювье (1769–1832).
    Огромную роль в понимании единства органического мира сыграла клеточная теория зоолога Теодора Шванна (1810–1882) и ботаника Маттиаса Якоба Шлейдена (1804–1881).
    
    
    Рис. 1. Титульный лист книги А. Везалия «Строение человеческого тела», напечатанной Иоганном Опорином в 1543 г.
    Крупнейшим достижением XIX в. стало эволюционное учение Чарлза Роберта Дарвина (1809–1882), которое имело определяющее значение в формировании современной естественно-научной картины мира (рис. 2).
    Основоположником генетики, науки о наследственности и изменчивости, стал Грегор Иоганн Мендель (1822–1884), работы которого настолько опередили своё время, что были не поняты современниками и открыты заново спустя 35 лет.
    Одним из основателей современной микробиологии стал немецкий учёный Роберт Кох (1843–1910), а труды Луи Пастера (1822–1895) и Ильи Ильича Мечникова (1845–1916) определили появление иммунологии.
    Развитие физиологии связано с именами великих российских учёных Ивана Михайловича Сеченова (1829–1905), заложившего основы изучения высшей нервной деятельности, и Ивана Петровича Павлова (1849–1936), создавшего учение об условных рефлексах.
    XX в. ознаменовался бурным развитием биологии. Мутационная теория Гуго де Фриза (1848–1935), хромосомная теория наследственности Томаса Ханта Моргана (1866–1945), учение о факторах эволюции Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884–1963), учение о биосфере Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945), открытие антибиотиков Александром Флемингом (1881–1955), установление структуры ДНК Джеймсом Уотсоном (р. 1928) и Фрэнсисом Криком (1916–2004) – невозможно перечислить всех тех, кто своим самоотверженным трудом создавал современную биологию, которая в настоящее время является одной из наиболее бурно развивающихся областей человеческого знания.
    2.Актуализация знаний
    Какое  изобретение 17века дало  возможность открыть и описать клетку?
    Каково значение для биологической науки работ Л.Пастера и И.И.Мечникова?
    Перечислите основные открытия , сделанные в биологии в 20 веке?
    3. Система биологических наук. 
    Цель: познакомиться с системой биологических наук.
    Самостоятельная работа с учебником (работа в  парах)
    Прочитайте абзац «Система биологических наук» и составьте схему «Биологические науки»                                                                                                                                                                                   Современная биология – это совокупность естественных наук, изучающих жизнь как особую форму существования материи. Одними из первых в биологии сложились комплексные науки: зоология, ботаника, анатомия и физиология. Позднее внутри них сформировались более узкие дисциплины, например внутри зоологии появилась ихтиология (наука о рыбах), энтомология (о насекомых), арахнология (о пауках) и т. д. Многообразие организмов изучает систематика, историю живого мира – палеонтология. Различные свойства живого являются предметом исследования таких наук, как генетика (закономерности изменчивости и наследственности), этология (поведение), эмбриология (индивидуальное развитие), эволюционное учение (историческое развитие).
    
    
    Рис. 2. Титульная страница книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (издание 1859 г.)
    В середине XX в. в биологию начали активно проникать методы и идеи других естественных наук. На границах смежных дисциплин возникали новые биологические направления: биохимия, биофизика, биогеография, молекулярная биология, космическая биология и многие другие. Широкое внедрение математики в биологию вызвало рождение биометрии. Успехи экологии, а также всё более актуальные проблемы охраны природы способствовали развитию экологического подхода в большинстве отраслей биологии.
    На рубеже XX и XXI вв. с огромной скоростью начала развиваться биотехнология – направление, которому несомненно принадлежит будущее. Последние достижения в этой области открывают широкие перспективы для создания биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов, для лечения наследственных заболеваний и осуществления селекции на клеточном уровне.
    В настоящее время биология стала реальной производительной силой, по развитию которой можно судить об общем уровне развития человеческого общества.
    4. Закрепление.
    Проверка составления схемы «Биологические науки»
    Обобщите информацию о системе биологических наук и представьте её в виде сложной иерархической схемы. Сравните схему, созданную вами, с результатами, которые получились у ваших одноклассников. Одинаковы ли ваши схемы? Если нет, объясните, в чём их принципиальные отличия.
    Вопросы для повторения и задания
    Подумайте! Выполните!
    2. Как вы понимаете выражение «прикладная биология»?
    3. Решение, каких проблем человечества зависит от уровня биологических знаний?
    4. Проанализируйте материал параграфа. Составьте хронологическую таблицу крупных достижений в области биологии. Какие страны в какие временные периоды были основными «поставщиками» новых идей и открытий? Сделайте вывод о связи между развитием науки и другими характеристиками государства и общества.
    5. Приведите примеры современных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, не упомянутые в параграфе. Что является предметом их изучения? Попробуйте предположить, какие разделы биологии могут возникнуть в будущем.
    5. Рефлексия
    Какие эмоции у вас вызвал этот первый урок7
    Какое задание было самым сложным для выполнения?
    6.Домашнее задание
    1.1 Ответить на вопрос 7. Оцените роль биологических знаний в формировании мировоззрения современного человека. Составьте 10–15 тезисов, раскрывающих значимость биологической информации в жизни каждого.
    8. Организационный проект. Выберите важное событие в истории биологии, годовщина которого приходится на текущий или следующий год. Разработайте программу вечера (конкурса, викторины), посвящённого этому событию.
    
     

    Автор(ы): Семикаленова Т. Н.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx