Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Сущность и свойства живого. (Долгих Т. В.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                  Долгих Татьяна Викторовна,
                                                                                             учитель химии и биологии
                              МАОУ «Шарлыкская СОШ № 1»
    Биология 10 класс
    УМК: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова «Общая биология» (базовый уровень)
    Тема урока: Сущность и свойства живого.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 2 урок 
    Цель занятия: расширение знаний учащихся об основных свойствах живых организмов, чертах сходства и различия живой материи от неживой.
    Задачи:
    Образовательные: показать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.
    Воспитательные: способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание.
    Развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти, формировать умение сравнивать и анализировать, выделять главное. сформировать целостную картину мира.
    Оборудование: Таблица «Основные свойства живого».
    I.	Организационный момент 
    II.	Проверка домашнего задания.
    Вопросы:
    1.	Что изучает биология? Какие биологические науки вам известны?
    2.	Каких ученых-биологов вы знаете?
    3.	Назовите методы исследования в биологии?
    III.	Изучение нового материала.
    Сегодня на уроке мы определим, что же такое  жизнь, определим свойства живого и попробуем доказать, что живое является живым.
    Тема урока: «Сущность и свойства живого» - запись в тетради 
    1. Какие живые организмы вы знаете?
    2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
    3. Какие свойства живого вам известны? 
    Обычное определение биологии как «науки о жизни» имеет смысл лишь в том случае, если мы представляем себе, что такое жизнь. 
           На первый взгляд все кажется просто. Даже маленький ребенок скажет, что камень
    неживой, а кошка живая. На самом деле дать определение жизни очень сложно.
    Учитель: Что же такое жизнь?
    Ученики выдвигают свои предположения.
    Учитель корректирует и  делает вывод.
    Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков. (Ф. Энгельс)
    Жизнь - особая форма существования белковых тел.
    На протяжении XX в. делалось много попыток дать максимально полное и корректное определение сущности жизни:
    — совокупность специфических физико-химических процессов;
    — особая форма существования материи;— активное, идущее с затратой полученной извне энергии поддержание и воспроизведение специфической структуры;
    — процесс обмена веществ;
    — самовоспроизводящийся процесс, который прекращается с разрушением определенной структуры организации.
    Существование этих и многих других определений демонстрирует, как сложно дать однозначное определение жизни. 
    В самом общем смысле жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии поддержание и самовоспроизведение специфической структуры, обязательными компонентами которой являются белки и нуклеиновые кислоты.
    Жизнь как биологический феномен характеризуется совокупностью признаков и свойств, отличающих живое от неживого.
    Учитель: Давайте попробуем выявить свойства живых организмов и проявление этих свойств ,оформив   таблицу. Для этого откройте свои учебники на с.12 и, читая текст, заполните таблицу.
    Основные свойства живых организмов
    
    №
    Свойство
    Проявление свойства
    1
    Единство химического (элементного) состава  
    На 98 % состоят из: углерода,
     кислорода, азота и водорода;
    2
    Единство биохимического состава
    В состав всех живых организмов 
    входят белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты.
    3
    Единый принцип строения.
    Имеют клеточное строение
    4
    Дискретность и целостность
    Дискретность — это прерывистость строения любой живой системы, то есть возможность её подразделения на отдельные составляющие.
    Целостность — это структурно-функциональное единство живой системы, отдельные элементы которой функционируют как единое целое.
    5
    Обмен веществ
    Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава организмов.
    6
    Саморегуляция
    Это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, 
    относительно постоянном уровне биологические показатели.
    7
    Открытость 
    Устойчивы при непрерывном
     поступлении веществ и энергии.
    8
    Размножение.
    Самовоспроизведение.
    9
    Наследственность и изменчивость
    Наследственность - способность организмов обеспечивать передачу признаков, свойств, особенностей развития из поколения в поколение.
    Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
    10
    Рост и развитие.
    Рост выражается в увеличении размеров и массы с сохранением общих черт строения и сопровождается развитием, возникновением нового качественного образования.
    11
    Раздражимость
    Реакция на внешнее воздействие. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
    12
    Ритмичность 
    -это периодически повторяющиеся
     изменения интенсивности и характера
     биологических процессов и явлений
    
    1.В состав живого входят те же элементы, что и в состав неживой природы, но в других количественных соотношениях; при этом примерно 98% приходится на углерод, водород, кислород и азот. Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле. 
    2. Единство биохимического состава. В состав всех живых организмов входят белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты
    3. Все живые организмы имеют единый принцип строения. Структурно-функциональной единицей всего живого является клетка
    4. Дискретность и целостность— это прерывистость строения любой живой системы, то есть возможность её подразделения на отдельные составляющие. Целостность — это структурно-функциональное единство живой системы, отдельные элементы которой функционируют как единое целое. 
    5.Все живые организмы способны к обмену веществ с  окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности 
    В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».
    В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.
    Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
    6.Саморегуляция-это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне биологические показатели. Процесс саморегуляции может носить циклический характер.Очень широко в биологических системах используется саморегуляция по принципу обратной связи. Обратная связь может быть положительной (при изменении одного параметра система способствует дальнейшему изменению в том же направлении) и отрицательной (при изменении параметра система препятствует дальнейшему изменению в том же направлении) 
    7.Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды 
    Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.
    Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и  питательные вещества извне.
    8.Размножение. Все живое размножается. Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.
    9.Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
    Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.
    Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.
    Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным условиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.
    10.Живые организмы растут и развиваются. Рост — это увеличение массы и линейных размеров организма и его отдельных структур, происходящее за счёт увеличения числа и массы клеток, а также неклеточных образований в результате преобладания процессов анаболизма над процессами катаболизма. Развитие — это последовательные качественные изменения структуры и функции, ведущие к воспроизведению себя в потомстве.
    Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.
    Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.
    11. Движение — перемещение организма или его части в пространстве. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды
    В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), -- других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).
    12.Ритмичность -это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера биологических процессов и явлений.
    
    Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.
    IV.	Закрепление изученного материала.
    Докажите, что заданный организм является живым, используя в качестве доказательства его основные свойства как живого.
    1) Корова
    2) Дуб
    3) Синица
    4) Ящерица
    5) Щука
    6) Пчела
    
    V.	Домашнее задание. 
    § 1.2, выучить термины.
     

    Автор(ы): Долгих Т. В.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx