Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Неорганические вещества, входящие в состав клетки. (Качурина Н.П.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                      Качурина Наталья Петровна
                                                                                         учитель географии и биологии 
                                                                                МБОУ «Казанская СОШ»
    Названиепредмета:  биология
    Класс: 10
    УМК:Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2011. -381 с;
    Уровень обучения:базовый
    Тема урока:Неорганические вещества, входящие  в состав клетки.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 12
    Место урока в системе уроков по теме: урок 3
    Цель урока: Изучить химический состав клетки и формирование знаний о строении и свойствах воды, минеральных солей и составляющих их химических элементов.
    Задачи урока: 
    образовательная: показать многообразие химических  элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессах жизнедеятельности;
    развивающаяся: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, умение выделять главное, формировать выводы;
    воспитательная:воспитание чувства ответственности в изучении предмета, взаимоуважение, самостоятельности в работе; 
    Планируемые результаты:
    предметные  – знать особенности  строение молекул воды и её свойства;
    значение минеральных солей в жизнедеятельности клетки;
     формирование целостных представлений об организме как единой целостной системе;
    метапредметные – развитие умения работать с разными источниками биологической информации, анализировать ее;самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания;использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;
    личностные – выражать доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную учебную деятельность, проявлять самостоятельность, ответственность.
    
    
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.Биология.10 класс: поурочные планы по учебнику   В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой   «Общая биология» (базовый уровень). / авт.- сост.Зарудняя Т.В.  – Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
    2. Мультимедийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой.Биология 10-11 кл. Общая биология.
    3. Приложение 1
    Ход урока
    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    1-й этап 
    Организационный момент. Актуализа
    ция знаний
    Приветствие – подготовка класса к работе, наличие учащихся.
    Перед вами набор слов: медь, белки, железо, углеводы, жиры, витамины, магний, золото, сера, кальций, фосфор.
    - На какие две группы по своему значению можно поделить эти слова? Ответ поясните.
    	
    
    
    
    
    
    Отвечают на вопросы.
    
    2-й этап
    Целеполагание
    Прием «ДаНет» 
    1. Для разных царств живых организмов характерен разный состав.
    2. В живых организмах имеются такие элементы которых нет в неживой природе.
    3. С, H, O, N, Fe, Ca – называют биоэлементами.
    4. Микроэлементы входят гормонов, ферментов.
    5. Йод входит в состав гормона инсулина.
    6. Вода универсальный растворитель и все вещества растворяются в воде.
    7. Внутри и снаружи живой клетки концентрация ионов одинаковая.
    НЕТ – 1, 2,3, 5,6,7    ДА - 4
    
    Осознание знаний и незнаний и дальнейшее планирование действий
    3-й этап 
    Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний
    
    
    
    
    1.Работа с электронным приложением к учебнику 
    «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
    Просмотр видео с определенной информацией: «Химические вещества клетки».
    
    
    
    
    
    2.Каково значение минеральных солей в клетке? Приведите примеры возникновения нарушений в организации живых существ в связи с изменением количества минеральных солей в их клетках. (Анемия, базедова болезнь у человека.)
    3.Каково значение воды в жизни человека? (Пьет, моется, использует в различных производствах.)
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы» данных процессов, явлений.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Записывают тему урока «Неорганические вещества клетки»
    
    4.Учитель читает строки стихотворения М.Дудника:
    
    Говорят, что из восьмидесяти
     процентов воды состоит человек,
    Из воды, добавлю, родных его рек,
    Из воды, добавлю, дождей, что 
    его напоили,
    Из воды, добавлю, из древней 
    воды родников,
    Из которых деды и прадеды пили.
    
    
    
    5.Примеры содержания воды в различных клетках организма:
    -в молодом организме человека или животного – 80 % от массы клетки; 
    - в клетках старого организма 60%; 
    - в головном мозге 85%;
    - в клетках эмали зубов до 15 %.
    При потере 20 % воды у человека наступает смерть. Вопрос: Чем определяется различие в содержании воды в клетках?
    
    
    
    
    Учащиеся анализируют факты и делают вывод о соответствии содержания воды, интенсивности процесса обмена веществ.
    
    
    
    
    Ответ: воды больше в тех клетках, в которых обмен веществ протекает интенсивнее.
    4-й этапИзучение нового материала
    
    Активизация деятельности учащихся 
    1.Работа с электронным приложением к учебнику:
    «Вода в организме».
    Выполнить задание: Подпишите жидкостные  структуры клетки или организма
    2.Просмотр информации: Строение молекулы и  свойства воды.
    Молекула воды имеет форму треугольника:
    
    Каков характер ковалентной связи между атомом кислорода и атомами водорода?
    3.Просмотр информации: «Способность воды  -растворять вещества». (Строение молекулы –диполь)
    
    Атом кислорода сильно электроотрицательный по отношению к атому водорода, что обеспечивает полярность ковалентной связи; при этом кислород оттягивает на себя электроны общей электронной пары. Следовательно, кислород отрицательно заряжен, а водород – положительно. Между атомами О и Н соседних молекул возникает водородная связь.
    Именно благодаря способности молекул воды связываться друг с другом при помощи водородных связей, вода обладает рядом свойств, имеющих важное значение для жизни.
    
    4.Давайте вспомним физические свойства воды.
    Вода – это бесцветная прозрачная жидкость, без цвета, запаха и вкуса, максимальная плотность — при 4°С, высокая теплоемкость, практически не сжимается; чистая вода плохо проводит тепло и электричество, замерзает при 0 °С, кипит при 100 °С, обладает высокой испаряемостью за счет слабых водородных связей, текучесть.
    5. Каковы химические свойства воды?
    Демонстрация опытов. Составление таблицы с учащимися.
    - Растворить  в воде вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.
    - Почему одни вещества в воде растворяются, а другие – нет?
    Дается понятие гидрофильных и гидрофобных веществ.
    6.Работа с электронным приложением к учебникуПросмотр информации:«Значение воды»
    
    7.Другая группа неорганических соединений – это минеральные соли
    Назовите известные вам минеральные соединения, входящие в состав клетки?
    Просмотр информации: «Минеральные соли»
    Соли в живых организмах находятся в растворенном состоянии в виде ионов – положительно заряженных катионов и отрицательно заряженных анионов. 
    Концентрация катионов и анионов в клетке и в окружающей ее среде неодинакова. В клетке содержится довольно много калия и очень мало натрия. Во внеклеточной среде, например в плазме крови, в морской воде, наоборот, много натрия и мало калия. Раздражительность клетки зависит от соотношения концентраций ионов Na+, K+, Ca2+, Mg2+.
    
    В тканях многоклеточных животных Са2+ входит в состав межклеточного вещества, обеспечивающего сцепленность клеток и упорядоченное их расположение. От концентрации солей зависят осмотическое давление в клетке и ее буферные свойства.
    Буферностьюназывается способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию ее содержимого на постоянном уровне.
    
    
    
    Выполняют задание
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ответ:ковалентная полярная
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Работа с приложением 1
    
    
    
    
    
    Делают выводы о свойствах воды. Заполняют таблицу.
    
    
    
    Учащиеся делают записи в тетради
    
    
    
    
    
    
    Работа с приложением 1
    
    
    
    
    
    
    
    Определение понятия учащиеся записывают в тетрадях
    5-й этап
    Первичное
    закрепление
    знаний
    Проверка знаний с использованием электронного приложения к учебнику «Общая биология 10-11 класс» В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е.Т. Захарова
    Задание: Выполнить тест «Неорганические вещества»
    
    Индивидуальная работа в тетради и затем самопроверка
    
    6-й этап Рефлексия
    
    
    
    
    
    7-й этап
    Закрепление нового материала
     - Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно? 
     - А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно? 
     - А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день? 
    
    
    Составить синквэйн по теме «Неорганические вещества».
    Выполнить задания из приложения  2
    
    
    
    
    
    
    Работа в парах
    
    Взаимопроверка.
    8-й этап
    Домашнее задание
    П.2.3 учебника, вопросы на стр.32-33
    Подумайте над вопросом: «Почему вода – сама жизнь?» По желанию найти дополнительный материал о белках.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Качурина Н. П.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Задания к уроку