Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Органические вещества. Нуклеиновые кислоты. (Баловнева Т.Е.)

Текст урока

  • Конспект

     Баловнева Т. Е., учитель биологии
    МАОУ «Шарлыкская СОШ №1»
    Шарлыкский район
    Название предмета: биология
    
    Класс: 10 класс
    
    УМК: Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Органические вещества. Нуклеиновые кислоты.
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 6 часов.
    Место урока в системе уроков по теме: 6 урок
    Цель урока: познакомить учащихся с нуклеиновыми кислотами.
    
    Задачи урока:
    Образовательные:
    охарактеризовать особенности строения молекул нуклеиновых кислот как биополимеров;
    раскрыть роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации.
    Развивающие:
    развивать общеучебные умения;
    развивать интеллектуальные умения (поиск ответов на вопросы творческого характера, задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи;
    развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание);
    развивать умения схематично изображать участки ДНК, строить комплементарные данному.
    Воспитательные:
    воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий;
    воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
    
    Тип урока: комбинированный.
    
    Оборудование:  презентация, таблица «Строение белка», приложение 1, инструктивные карты
    
    Планируемые результаты:
    Предметные результаты: уметь характеризовать структуру и свойства молекулы ДНК; уметь раскрывать механизм удвоения ДНК.
    Метапредметные результаты: умение обобщать и анализировать полученную информацию.
    Личностные результаты: умение грамотно изложить свою точку зрения.
    
    Содержание урока:
    1. Организационный момент 
    2. Актуализация ранее изученного материала  
    3. Мотивация 
    4. Сообщение темы и цели урока
    5. Изучение  новой темы
    6. Закрепление 
    7. Рефлексия 
    8. Задание на дом 
    
    ХОД УРОКА
    
    I. Организационный момент 
    
    II. Актуализация ранее изученного материала  
    - Какую тему мы изучаем на последних уроках? (химический состав клетки)
    -  Какие органические вещества изучили на последнем уроке?
    Задание у доски: из списка веществ выбрать углеводы, липиды и белки. СЛАЙД 1
    Вода, фруктоза, витамин А, крахмал, гемоглобин, холестерин, рибоза, рыбий жир, актин, коллаген, воск, карбонат кальция, поваренная соль, льняное масло, хитин, инсулин. (1 ученик)
    
    Индивидуальный опрос: 
     1. - Какие химические соединения называются углеводами? Строение, функции. (дополн. вопрос: - Объяснить значение терминов денатурация и ренатурация.)
    2. - Рассказать о составе и строении белков. (Доп.- - Какое биологические функции выполняют  белки?)
     Проверка работы на доске (критерии оценивания 14-15 б  «5»; 13-11 – «4»; 10- 7 – «3»). 
    
    III. Мотивация
    Послушайте мой рассказ и попытайтесь понять о каком органическом соединении пойдет речь на уроке. 
    Фамилия исторически могла возникнуть в одном месте или в нескольких. Интуитивно можно предположить, что редкие фамилии, скорее всего, имеют один корень древа происхождения, а такие распространенные, как, например, Ивановы, Петровы или Смирновы, скорее всего, возникали многократно и в разных местах. Нужно было проверить это, оценить так называемый индекс монофилетичности для разных фамилий. Чтобы разобраться в проблеме, ученым необходимо было решить несколько задач. Первая – найти однофамильцев, не являющихся явными родственниками. Для этого генетики использовали обширную базу данных, собранных в полевых экспедиционных исследованиях, где они брали анализ крови на ДНК у жителей разных регионов страны. Участники проекта получали от организаторов подробное информационное письмо, анкету для заполнения и в ответ должны были прислать образец ДНК. Ученые получали образцы ДНК и анализировали их в лаборатории.
    Интересно, что из всей базы русских однофамильцев, собранных по всему миру, треть (36%) оказались родственниками.
    Высказывание учащихся
    
    IV. Сообщение темы и цели урока. СЛАЙД 2
    Тема нашего урока: Нуклеиновые кислоты.
    - Какую поставим цель? Что должны узнать о Н.К.? (формулировка цели)
    
    V. Изучение  новой темы.
    1. Изучение текста  «Из истории открытия нуклеиновых кислот»
    Беседа по прочитанному:
    -Нуклеиновые кислоты были открыты последними из органических веществ. Почему?
    - Кто из ученых открыл нуклеиновые кислоты?
    - Сколько видов НК? Как они называются? 
    2. Строение нуклеиновых кислот.    
      Для изучения нового материала вам необходимо ответить на вопросы инструктивной карты.
     Самостоятельная работа в парах с помощью инструкционной карты и учебника. Ответы записывать в тетрадь.
    СЛАЙДЫ 3-10 По окончании работы с инструкционной картой фронтальное обсуждение ответов учащихся и корректировка через показ слайдов.
    
    Выводы.      Значение нуклеиновых кислот в клетке очень велико. Особенности их химического строения обеспечивают возможность хранения, переноса и передачи по наследству дочерним клеткам информации о структуре белковых молекул, которые синтезируются в каждой ткани на определенном этапе индивидуального развития. Поскольку большинство свойств и признаков клеток обусловлено белками, то понятно, что стабильность нуклеиновых кислот - важнейшее условие нормальной жизнедеятельности клеток и целых организмов. Любые изменения строения нуклеиновых кислот влекут за собой изменения структуры клеток или активности физиологических процессов в них, влияя, таким образом, на их жизнеспособность. 
    
    VI. Закрепление
    1. Игра «Кто быстрее?» Заполните таблицу СЛАЙД 11 
    Учащиеся заполняют в тетрадях. Затем на доске появляются ответы.
    
                                                                           Сходство и различия молекул ДНК и РНК.
    Признаки сравнения
    ДНК
    РНК
    1.Количество цепей
    Две
    Одна
    2. Углевод
    Дезоксирибоза
    Рибоза
    3.Локализация в клетке
    Ядро, митохондрии, хлоропласты
    Ядро, рибосомы,
    митохондрии, хлоропласты
    4.Структура
    Двойная спираль
    
    Цепочка 
    нуклеотидов
    5. Азотистые основания
    А, Т, Г, Ц
    А, У, Г, Ц
    6.Функции
    Хранение и передача наследственной информации
    Участие в синтезе белков
    
    
    2. Решение задачи на комплементарность.  Учащиеся  дают определение «комплементарность», им предлагается  достроить по принципу комплементарности вторую цепь ДНК, зная последовательность нуклеотидов в первой цепи.
    1-я цепь ДНК: Г-Т-Ц-Т-А-Ц-Г-А-Т…
    2-я цепь ДНК: Ц-А-Г-А-Т-Г-Ц-Т-А…
    - Какими связями объединяются цепи ДНК в двойную спираль?  (водородными) 
    
    VII. Рефлексия Удалось ли нам достичь цели урока?
    -Что особенного в строении ДНК? РНК?
    - В чем заключается смысл правила Чаргаффа?
    Оценивание учащихся
    
    VIII. Задание на дом 
    СЛАЙД 12 Изучить текст параграфа 2.6, ответить на вопросы.
    Для учащихся сдающих ЕГЭ решить задачи
    1. В молекуле ДНК азотистые основания, соединенные двойной водородной связью составляют 40%, соединенные тройной – 60%. Определите количество А,Т,Г,Ц,
    2. Задача. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определить: а) сколько содержится других нуклеотидов (по отдельности) в этой молекуле ДНК?  б) Какова длина ДНК?
    
    
    
     

    Автор(ы): Баловнева Т. Е.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.doc
  • Инструкционная карта

     Инструкционная карта     Тема: Нуклеиновые кислоты
    
    Цель: выяснить особенности строения ДНК и РНК и их функции.
    Работайте в паре. Смотрите учебник параграф 2.6, стр. 48-52.
     Вставьте пропущенные слова:   
    1) Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот - …… и ……. , которые содержатся в клетках эукариот в …., также …..,…..,……,……
    
    2) Рассмотрите рис. 20, 23. Напишите вещества, входящие в состав нуклеотидов ДНК и РНК
                                              
    Схема строения нуклеотида ДНК
    
                                                             Схема строения нуклеотида РНК
    
    3) Сколько типов нуклеотидов встречается в молекулах ДНК и РНК?  Напишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК и РНК. 
    Типы нуклеотидов ДНК
    1.
    2.
    3.
    4.                     	
                        	                                          Типы нуклеотидов РНК
    1.
    2.
    3.
    4.                                     	                     	
                        	                
     4) Сколько цепей в молекуле ДНК и РНК?
    
    5) Какими связями соединены цепочки ДНК? Количество связей между А-Т; Г-Ц?
    
    6) В основе строения молекул ДНК лежит принцип комплементарности. Комплементарность – это взаимное дополнение азотистых оснований молекуле ДНК. Аденину соответствует тимин, а гуанину – цитозин (А-Т, Г-Ц). Используя этот принцип, постройте вторую цепь ДНК: Т-Т-Г-Ц-А-Г-Ц-А
    
    7) Какова функция ДНК?
    
    8) Какие типы молекулы РНК выделяют? Каковы их функции?
    Типы РНК
    Функции
    1.
    
    2.
    
    3.
    
    
     

    Автор(ы): Баловнева Т. Е.

    Скачать: Биология 10кл - Инструкционная карта.doc

Презентация к уроку

Задания к уроку