Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Органические вещества. Общая характеристика. Липиды. (Объедкова А.А.)

Текст урока

  • Конспект

     Объедкова Анастасия Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Шарлыкского района Оренбургской области 
    
    Название предмета - биология
    Класс – 10
    УМК (название учебника, автор, год издания) – Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Учебник – Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений/В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред акад. РАЕН проф. В.Б Захарова. – Москва: Дрофа, 2011. - 381
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) - базовый
    Тема урока – Органические вещества. Общая характеристика. Липиды.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Место урока в системе уроков по теме - текущий урок, четвертый в разделе «Клетка» и седьмой по календарно-тематическому планированию.
    Цель урока углубить знания учащихся об органических веществах и о липидах в частности; изучить строение и основные функции липидов.
    Задачи урока
    1. познавательные: 
    1) Сформировать представление о липидах как о химических веществах, изучив состав, классификацию, физические химические свойства липидов, их биологическое значение. 
    2) Формировать познавательный интерес у обучающихся, реализуя межпредметные связи химии и биологии.
    3) Актуализировать знание о жирах из курса биологии.
    2. развивающие: используя интегрированный подход,
    1) развивать умения выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать и обобщать;
    2) способствовать развитию логического мышления коммуникативных и оценочных умений.
    3. воспитывающие: формировать научное мировоззрение, целостную картину мира. Воспитывать интерес к предмету химии. Воспитывать чувство собственного достоинства, заботу о собственном здоровье.
    Планируемые результаты: знать: строение углеводов и липидов, их строение, функции; уметь: устанавливать связь между строением и функциями веществ; классифицировать липиды; давать определение терминам - биополимер, мономер.
    Техническое обеспечение урока
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
    Содержание урока
    I. Организационный момент.
    II. Повторение изученного материала.
    Опрос проводиться индивидуально. Часть обучающихся выполняет письменную работу :работает с кроссвордами, часть – с тестами. Остальные обучающиеся устно отвечают на вопросы 1-5 на стр. 37 учебника.
    Кроссворд по теме «Неорганические вещества»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Тестирование по теме «Неорганические вещества»
    1. Назовите химический элемент, который входит в состав инсулина
    а) кобальт б) никель в) железо г) цинк
    2. Укажите группу химических элементов, содержание которых в клетке составляет в сумме 98%
    а) Н, О, N, Р б) Н, С, О, N в) Р, Н, О, S г) С, Н, К, О 
    3. Назовите химический элемент, входящий в состав всех органических соединений, создавая их основу
    а) сера б) кислород в) углерод г) фосфор 
    4. Какова кислотность внутренней среды клетки
    а) нейтральная б) слабощелочная в) слабокислая г) кислая
    5. Назовите химический элемент, который входит в состав хлорофилла
    а) магний б) медь в) железо г) кальций
    6. Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая 
    а) образует веретено деления
    б) образует глобулы белка
    в) растворяет жиры
    г) придает клетке упругость
    7. Вода обладает способностью растворять вещества потому, что
    а) ее молекулы полярны
    б) ее молекулы имеют малые размеры
    в) атомы в ее молекуле соединены ионной связью
    г) вода может существовать во всех трёх агрегатных состояниях
    8. Для чего нужен в организме человека микроэлемент F (фтор)?
    а) усиливает активность половых желез
    б) входит в состав эмали зубов
    в) обеспечивает обмен веществ
    г) регулирует обмен веществ
    9. Буферность – это …
    а) процесс расщепления макро- и микроэлементов
    б) задача клетки расщеплять кислоту на водород и соль кислоты
    в) постоянство внутренней среды клетки
    г) способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию на постоянном уровне
    10. Какой химический элемент входит в состав витамина В12?
    а) Zn б) Cu в) Co г) Fe
    
    III. Изучение нового материала.
    Учитель предлагает обучающимся ответить на вопросы из рубрики «Вспомните» на стр. 37 учебника:
    В чем особенность строения атома углерода?
    Какую связь называют ковалентной?
    Какие вещества называют органическими?
    Какие продукты питания содержать большое количество жира?
    После чего обучающиеся формулируют тему урока «Органические вещества. Общая характеристика. Липиды»
    1. Обучающиеся работают с текстом учебника на стр. 37-38 «Общая характеристика органических веществ». После прочтения текста отвечают на вопросы: Какова классификация органических веществ, входящих в клетку? Составьте схему. К какой группе согласно классификации относятся липиды? Что такое полимеры? Дайте определение данному понятию.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Полимеры – это сложные молекулы, состоящие из повторяющихся структурных единиц – мономеров.
    
    2. Обучающиеся работают с абзацем «Липиды», заполняют таблицу:
    
    №
    Название липида
    Выполняемые функции
    1. 
    
    
    2. 
    
    
    3. 
    
    
    
    IV. Закрепление.
    Ответы на вопросы 1-5 со стр. 40.
    V. Домашнее задание: §2.4 стр. 37-40.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 1
    Кроссворд по теме «Неорганические вещества»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Тестирование по теме «Неорганические вещества»
    
    1. Назовите химический элемент, который входит в состав инсулина
    а) кобальт б) никель в) железо г) цинк
    2. Укажите группу химических элементов, содержание которых в клетке составляет в сумме 98%
    а) Н, О, N, Р б) Н, С, О, N в) Р, Н, О, S г) С, Н, К, О 
    3. Назовите химический элемент, входящий в состав всех органических соединений, создавая их основу
    а) сера б) кислород в) углерод г) фосфор 
    4. Какова кислотность внутренней среды клетки
    а) нейтральная б) слабощелочная в) слабокислая г) кислая
    5. Назовите химический элемент, который входит в состав хлорофилла
    а) магний б) медь в) железо г) кальций
    6. Значительную часть содержимого клетки составляет вода, которая 
    а) образует веретено деления
    б) образует глобулы белка
    в) растворяет жиры
    г) придает клетке упругость
    7. Вода обладает способностью растворять вещества потому, что
    а) ее молекулы полярны
    б) ее молекулы имеют малые размеры
    в) атомы в ее молекуле соединены ионной связью
    г) вода может существовать во всех трёх агрегатных состояниях
    8. Для чего нужен в организме человека микроэлемент F (фтор)?
    а) усиливает активность половых желез
    б) входит в состав эмали зубов
    в) обеспечивает обмен веществ
    г) регулирует обмен веществ
    9. Буферность – это …
    а) процесс расщепления макро- и микроэлементов
    б) задача клетки расщеплять кислоту на водород и соль кислоты
    в) постоянство внутренней среды клетки
    г) способность клетки поддерживать слабощелочную реакцию на постоянном уровне
    10. Какой химический элемент входит в состав витамина В12?
    а) Zn б) Cu в) Co г) Fe
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Приложение 2
    Ключи к текстовым заданиям
    Кроссворд по теме «Неорганические вещества»
    1. Буферность
    2. Осмос
    3. Железо
    4. Цинк
    5. Магний
    6. Йод
    7. Тургор
    8. Когезия
    9. Биохимия
    10. Кальций
    Тестирование 
    1. г
    2. б
    3. в
    4. б
    5. а
    6. г
    7. а
    8. б
    9. г
    10. в
    
    Максимальное количество баллов в каждом из заданий - 10
    «5» - 9-10
    «4» - 7-8
    «3» - 5-6
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Объеткова А. А.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx