Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Биотехнология достижения и перспективы. (Зарыпова Ф.К.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                       Зарыпова Фания Касымовна,
                                                                                    учитель биологии и химии 
     МБОУ «Новомусинская СОШ»
    Название предмета: Биология.
    Класс: 10.
    УМК: В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова «Общая биология»,М.Дрофа,2011г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Биотехнология: достижения и перспективы. Лабораторная работа « Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1ч
    Место урока в системе уроков по теме: девятнадцатый урок в разделе «Организм» и тридцать четвертый по календарно-тематическому планированию.
    Цель урока: рассмотреть особенности селекции микроорганизмов и их использования в хозяйственной деятельности человека; сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях – генной, хромосомной и клеточной инженерии; рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии.
    Задачи:
     - Сформировать знания учащихся о биотехнологии как многоотраслевой науке;
     - Развивать умения учащихся анализировать и делать выводы;
     - Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру, умение применять знания на практике.
    Планируемые результаты:
    Метапредметные: совершенствование навыков самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей;развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.
    Личностные:Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков; осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
    Предметные: находить информацию о микроорганизмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
    Техническое обеспечение урока: таблицы по общей биологии, дополнительная литература о методах биотехнологии,мультимедийное приложение к учебнику.
    Содержание урока:
    Микроб, этот гадкий утенок первых лет эпидемиологии,
    благодаря успехам науки и техники, достижениям человеческого гения,
    превратился в прекрасного лебедя генетической инженерии современной
    биотехнологии и индустрии живых клеток.
    Б.Я. Нейман
    План.
    1.Характеристика микроорганизмов.
    2. Использование микроорганизмов с древних до наших времен.
    3. Методы биотехнологии.
    4. Этические аспекты некоторых исследований в биотехнологии.
    1. Характеристика микроорганизмов.
    Открыты в XVII веке А. Левенгуком.
    
    1. Микроорганизмы характеризуются большой скоростью размножения, часто путем простого деления пополам.
    Например: бактериальная клетка в благоприятных условиях делится пополам через каждые 20-25 минут.
    2. Разнообразны по физиологическим и биохимическим свойствам, некоторые живут в условиях, не пригодных для жизни других.
    Например: выдерживают высокий уровень радиации, высокие (75–105°С) и низкие (-80°С) температуры, концентрацию хлорида натрия до 30%, отсутствие кислорода (анаэробы).
    3. Очень продуктивны.
    Например: 1 корова массой 500 кг вырабатывает в сутки 0,5 кг белка.
    500 кг растений – 5 кг белка.
    500 кг дрожжей – 50 т белка (а это масса 10 слонов!)
    ! При определенных условиях микробная клетка способна за равное время продуцировать в 100 000 раз больше белка, чем животная клетка. При этом использует дешевые вещества (крахмальные растворы, сточные воды).
    4. Чрезвычайная приспособляемость, т.е. их можно быстро и легко селекционировать.
    Например: чтобы получить новый сорт хлебного злака, необходимы десятилетия или даже столетия, а у кистевидной плесени всего за 30 лет удалось в 1000 раз повысить продуктивность.
    5. Микроорганизмы повсеместно распространены в природе, играют важную роль в круговороте веществ (благодаря большому разнообразию микроорганизмы бывают автотрофами, хемоавтотрофами и гетеротрофами, в трофических цепях часто являются редуцентами).
    II. Использование микроорганизмов.
    Некоторые биотехнологические процессы с древних времен использовались в хлебопечении, в приготовлении вина и пива, уксуса, сыра, при различных способах переработки кожи, растительных волокон. Современная биотехнология основана главным образом на культивировании микроорганизмов (бактерий и микроскопических грибов), животных и растительных клеток.
    Использование микроорганизмов.
    Пищевая промышленность.
    Химическая промышленность.
    Металлургия.
    Сельское хозяйство.
    Охрана природы
    Хлебопечение,
    Виноделие,
    Сыроварение, получение молочно-кислых продуктов, уксуса, кормовых белков.
    Производство антибиотиков, витаминов, гормонов, аминокислот, синтетических вакцин, получение метана как топлива.
    Выщелачивание некоторых металлов из бедных руд (медь, уран, золото, серебро).
    Производство силоса и азотфиксаторов, биологическая защита растений.
    Очистка сточных вод.
    Ликвидация разлива нефти.
    III. Биотехнология – производство необходимых человеку продуктов и материалов с помощью биологических объектов и процессов. (Появление термина “биотехнология” в 1970-х гг. связано с успехами молекулярной генетики.)
    Методы биотехнологии:
    1) Клеточная инженерия – метод получения новых клеток и тканей на искусственной питательной среде. В основе метода лежит высокая способность живых культур к регенерации.
    1-ый метод – Культивирование. Метод основан на способности клеток растений и животных делиться при помещении их в питательную среду, где содержатся все необходимые для жизнедеятельности вещества. Клетки растений обладают свойством, которое позволяет им при определенных условиях сформировать полноценное растение.
    Например: Культура клеток женьшеня нарабатывает ценные для человека вещества, выращенные клетки кожи используют для лечения ожогов.
    2-ой метод – Реконструкция (метод “in vitro”– в пробирке). Помещая клетки растений в определенные питательные среды, размножают редкие и ценные виды. Это позволяет создавать безвирусные культуры редких растений.
    3-ий метод – Клонирование. Метод пересадки ядер соматических клеток в яйцеклетки позволяет получать генетической копии одного организма.
    Например: лимфоцит (антитела)+ раковая клетка (быстрый рост и потенциальное бессмертие)→гибридомы (гибридные клетки, синтезирующие высокоспецифичные антитела и неограниченно размножающиеся в культуре).
    2) Хромосомная инженерия
    1-ый метод– Метод гаплоидов. Метод основан на выращивании гаплоидных растений с последующим удвоением хромосом. Всего за 2–3 года получают полностью гомозиготные растения вместо 6–8 лет инбридинга.
    2-ой метод-Метод полиплоидов. Получение полиплоидных растений в результате кратного увеличения хромосом
    3-ий метод-замена некоторых хромосом в геноме одного организма на сестринские из генома другого организма этого же или близкого вида.
    3) Генная инженерия – основана на выделении (или на искусственном синтезе) нужного вида из генома одного организма и введении его в геном другого организма, зачастую далекому по происхождению (впервые процесс был проведен в 1969 году).
    ДНК1
    ДНК2
    ДНК3
     
    →ДНК-рестриктазы
    (разрезают)
    →ДНК-лигазы →
    (сшивают)
    гибридная ДНК
    ↓
     
     
     
    клоны многих генов рРНК, тРНК,
    многие белки, гормоны, интерфероны,
    трансгенные растения и животные.
    – “Вырезание” ферменты-рестриктазы (генетические ножницы),
    – затем “вшивание” – ферменты-лигазы в плазмиду+ маркерные гены,
    – введение плазмиды в клетку реципиента,
    – отбор тех бактерий, в которых успешно работают внедренные гены.
    Например: Излюбленный объект генных инженеров – кишечная палочка. С помощью нее получают соматотропин (гормон роста), интерферон (белок, который культивирование помогает справиться со многими вирусными инфекциями), инсулин (гормон поджелудочной железы)
    Растения и животные, геном которых изменен с помощью подобных операций, называют трансгенными.
    В 1983 в США, Бельгии и Германии впервые получены трансгенные растения.
    Сейчас – 17 стран выращивают трансгенные растения, которые имеют необходимые для человека сроки созревания, их плоды обладают способностью к длительному хранению и не теряют товарный вид при транспортировке. Уже получены трансгенные свиньи, овцы и кролики в геном которых были введены гены различного происхождения – вирусов, микроорганизмов, грибов, человека; получены трансгенные растения с генами животных, микроорганизмов, вирусов и искусственно созданными генами. Большая часть трансгенных культур выращивается в США.
    Например: Китай – табак, рис, соя, томаты, быстрорастущие сорта, которые могут расти на засоленных почвах.
    США – хлопчатник, кукуруза, картофель – устойчивы к вредителям, так как эти растения вырабатывают энтомоксин
    Генетики работают над получением растений-вакцин, т.е. растений содержащих готовые антитела на различные заболевания или вещества, препятствующие развитию болезни.
    Например: картофель вырабатывает антитела холеры (Россия). Красный помидор содержит в 3,5 раза больше ликонина (красный пигмент). Ликонин, обладая окислительными свойствами, снижает вероятность раковых заболеваний (США).
    IV. Лабораторная работа « Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».
    –Клонирование человека.
    – Создание генетически модифицированных штаммов вирусов и бактерий.
    Закрепление.
    Беседа по вопросам:
    1. Почему селекция микроорганизмов приобретает очень большое значение в настоящее время?
    2.Что такое биотехнология и каковы ее задачи?
    3. Каким образом используются микроорганизмы в биотехнологии?
    4. Почему некоторые биотехнологические исследования представляют опасность для человечества?
    Домашнее задание. Подготовиться к зачету.
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Зарыпова Ф. К.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx