Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Генетика и здоровье человека. (Шаталова В.И.)

Текст урока

  • Конспект

        Шаталова Валентина Ивановна
                                                                                             МАОУ «Шарлыкскаясош №1» 
                                                                                             Должность: Учитель биологии
                                                                            Шарлыкский район
    
    Предмет: биология
    Класс: 10
    Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 - 381с.  
    Уровень обучения: базовый
    Тема и номер урока в теме: Генетика и здоровье человека № 32
    Общее количество часов отведенное на изучение темы: 1 час.
    Место урока в системе уроков по теме: семнадцатый урок в разделе «Организм» и тридцать второй по календарно-тематическому планированию.
    Цель урока: формирование знаний об основных методах изучения наследственности человека, знакомство с наследственными болезнями человека, причинами их возникновения и методами профилактики наследственных болезней. 
     Задачи урока:
    1.Образовательные: формировать у обучающихся общее представление о методах изучения наследственности человека, о значении генетики человека; на примере наследственных болезней человека развивать и конкретизировать знания учащихся о видах мутаций, их последствиях для организма.
    2.Развивающие: развивать умение получать и преобразовывать информацию, полученную из разных источников, умение обосновывать суж­дения, приводить доказательства, выделять главное.
    3.Воспитательные: воспитать чувство ответственности за свое здоровье и здоровье потомства.
    Планируемые результаты:
    -получить знания о значении генетики человека, знаниях о наследственных болезнях человека, о видах мутаций, их последствиях для организма; о профилактике наследственных болезнях человека и их предупреждении.
    
    Необходимое техническое оборудование: презентация, мультимедийное приложение к учебнику «Общая биология», интерактивная доска.
    Тип урока:
    - по основной дидактической цели:урок изучения нового материала;
    - по способу проведения: лекция, беседа.
    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
    Методы обучения:
    -иллюстративно-словестный
    -демонстрация презентации
    Структура урока:
    1) организационный момент 
    2) актуализация знаний и умений 
    3) изложение нового материала 
    4) закрепление и систематизация материала 
    5) постановка домашнего задания 
    6) подведение итогов урока 
    Ход урока:
    1.  «Содержание медицинской генетики и её задачи». Рассказ учителя.
    Медицинская генетика изучает закономерности наследственности и изменчивости с точки зрения патологии. Она выявляет причины возникновения наследственных болезней, разрабатывает меры по профилактики действия мутагенных факторов на организм человека. При их воздействии на половые клетки здоровых людей происходят нарушения структуры генотипа (мутации), проявляющиеся у потомства наследственными болезнями.
    Задачами медицинской генетики является характера наследственных болезней на молекулярном, клеточном уровнях и уровне целостного организма, а так же дальнейшая разработка и усовершенствование методов генной инженерии с целью получения лекарственных веществ « инсулина, интерферона и др.» и генотерапии «замещение патологичеких генов их нормальными аллелями», интенсивное развитее методов пренатальной (дородовой) диагностики, позволяющих предотвратить рождение ребенка с тяжелой наследственной патологией.
    Особый раздел медицинской генетики – клиническая генетика, исследующая вопросы патогенеза, клиники, диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней. В последние годы на фоне общего снижения заболеваемости и смертности увеличился удельный вес врожденных и наследственных болезней. В связи с этим роль генетики в практической медицине значительно возросла. Без знания медицинской генетики нельзя эффективно проводить диагностику, лечение  и профилактику наследственных и врожденных заболеваний.
    2.Методы изучения генетики человека:
    2.1. Генеалогический метод или метод анализа родословных. 
    
    2.2.Близнецовый метод – метод определения сходства и различий по признакам у монозиготных и дизиготных близнецов.
    
    2.3. Популяционно-статистическим метод позволяет изучать распространение отдельных генов в человеческих популяциях.
    
    2.4. Биохимические методы используются для диагностики болезней обмена веществ, причиной которых является изменение активности определенных ферментов.
    2.5.Цитогенетический метод.Метод основан на микроскопическом исследовании хромосом.
    3. Воздействие различных мутагенных факторов на организм человека. «Самостоятельная работа учащихся стр. 170 – 171».
    4. Наследственные болезни человека и их классификация. (По ходу объяснения запись в тетрадь)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    	
    
    
    
    
    
    Синдром
    Генотип (число хромосом).
    Симптомы.
    1
    2
    3
    Клайнфельтера
    44+XXY= 47
    Мужчина женоподобный, умственная отсталость
    Шерешевского - Тернера
    44+X0=45
    Женщина, низкий рост, короткая шея, незначительная умственная отсталость, вторичные половые признаки выражены слабо, бесплодна
    Дауна
    47 (в 21 паре трисомия) XXX хромосомы
    Умственная отсталость, пониженная жизнеспособность, монголоидные глаза, опущенные уголки губ, маленький нос с широкой плоской переносицей
    Волчья пасть
    47 (в15 паре трисомия)
    Незарастание твердого неба, уродство на лице, пониженная жизнеспособность
    Трисомия по половым признакам
    44+XXX=47
    Женщина норма, плодовита, умственно слабо развита
    Трисомия по половым признакам
    44+XXY=47
    Мужчина, высокий рост, повышенная агрессивность
    Патау
    47 (лишняя 13 хромосома)
    Тяжелые отклонения в развитии
    «Кошачьего крика»
    Утрата фрагмента 5 хромосомы
    Необычный плач, напоминающий мяуканье кошки, нарушение строения гортани и голосовых связок.
    
    5. Учащиеся записывают в тетрадь
    Главной задачей медико-генетического консультирования является прогнозирование появления детей с наследственными патологиями.
    Основные причины обращения: 
    1)близкородственные браки;
    2) работа супругов на вредном предприятии;
    3) наличие родственников с наследственными заболеваниями.
    Основной метод: составление родословной по наследственному заболеванию.
    В результатеопределяется возможность: 
    а) тип наследования заболевания
    б) вероятность рождения больного ребенка
    
    
    Профилактика наследственных заболеваний заключается, прежде всего(стр.175-176)
    1. Здоровый образ жизни будущих родителей.
    2. Обращение в медико-генетическую консультацию
    3. Пренатальная (предродовая) диагностика
    Методы:
    1)УЗИ 
    2) Кровь из пуповины
    3) Исследование околоплодной жидкости
    Лечение
    1) Лекарства
    2) Соблюдение диеты 
    3) Генная инженерия (введение в клетки больного нормальной копии поврежденного гена)
    Закрепление знаний.
    Рассказ учителя о важности генетических знаний для повседневной жизни людей.
    
    Домашнее задание:изучить п. 3.17; вопросы к параграфу.
    Подготовить сообщение на тему: « Генеалогический и близнецовый методы» в генетике человека.
    
     

    Автор(ы): Шаталова В. И.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку