Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Изменчивость наследственная и ненаследственная. (Шаталова В.И.)

Текст урока

  • Конспект

     
       Шаталова Валентина Ивановна
                                                                                                        МАОУ «Шарлыкскаясош №1» 
                                                                                                        Должность: Учитель биологии
                                                                                      Шарлыкский район.
    
    Предмет: биология
    Класс: 10 
    Базовый учебник: Общая биология. Базовый уровень, учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова – М. Дрофа, 2011 - 381с.  
    Уровень обучения: базовый
    Тема и номер урока в теме: Изменчивость: наследственная и ненаследственная №31.
    Общее количество часов отведенное на изучение темы: 1 час.
     Место урока в системе уроков по теме шестнадцатый урок в разделе «Организм» и тридцать первый по календарно-тематическому планированию
    Цель  урока:  изучить  явления  наследственной  и ненаследственной  изменчивости,    закономерности, свойства   и  эволюционный  смысл.
    
    Задачи: 
    -Образовательная: рассмотреть  явление  изменчивости  как  свойство  живых  организмов, типы  изменчивости,  виды  наследственной   изменчивости, ненаследственной  их  закономерностями, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
    -Развивающая:  продолжить  формирование  научных  представлений  об  основных  свойствах  живых  организмах  наследственности  и  изменчивости;  умений  объяснять  эти  свойства  на  основе  полученных  знаний, сравнивать их друг с другом, приводить примеры, иллюстрирующие проявления каждой из них.
    -Воспитательная:создать условия для работы учащихся в индивидуальном режиме, 
    Формировать естественнонаучную картину мира.
    
    Тип  урока – изучение   нового  материала.
    
    Метод  проведения  урока: -  самостоятельная работа, рассказ, беседа.
    Средства обучения: таблица « Изменчивость», раздаточный материал, гербарные экземпляры, презентация и мультимедийное приложение к учебнику «Общая биология»
    
    Планируемые результаты:
    -иметь представление о механизмах возникновения мутаций, мутациях;
    -знать определения «наследственность», «изменчивость», «мутация», «кроссинговер», «кариотип», полиплоидия , норма реакции, фенотип, модификации.
    -уметь объяснять явления наследственной изменчивости на основе цитологических и генетических знаний; объяснять зависимость фенотипической изменчивости от факторов внешней среды, свойства модификаций.
    
    
    
    
    
    Структура урока
    Мотивация учебной деятельности
    Сообщение темы и цели занятия.
     Изменчивость- это свойство живых организмов существовать в различных формах, приобретать новые признаки и свойства.
    
    План урока
    -изменчивость как свойство живых организмов
    -виды изменчивости
    -наследственная изменчивость 
    -ненаследственная изменчивость
    -лабораторная работа
    
    Учитель задаёт вопрос: - Что такое изменчивость?
    Изменчивостью называют способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. (слайд №1, №2)
    
    
    
    
    
    
    Различают два типа изменчивости:ненаследственную, или модификационную изменчивость, при которой изменений генотипа не происходит, что развитие признаков организма зависит от среды и она не передаётся по наследству; и наследственную. Ненаследственная — основа разнообразия живых организмов. Механизмы наследственной изменчивости разнообразны. (слайд №3) Основной вклад в наследственнуюизменчивость вносит генотипическая изменчивость, которая связана с изменением генотипа; существует также и цитоплазматическая изменчивость. Цитоплазматическая изменчивость связана с изменениями в ДНК и РНК пластид и митохондрий.
    Генотипическая изменчивость в свою очередь слагается из мутационной и комбинативной изменчивости. В качестве примера можно привести данные. 
    1) У последнего русского царя Николая было четыре дочери и один сын Алексей, который страдал гемофилией. Это заболевание обусловлено рецессивным генном локализованном в половой хромосоме. Поэтому дочери у гетерозиготной, по нормальной по фенотипу матери и нормального отца, должны быть все по фенотипы нормальными, но половина из них несёт в скрытом состоянии ген гемофилии, сыновья могут как нормальными так и гемофиликами. Значит, сын Алексей получил ген гемофилии от своей матери.
    2) Если провести генетический анализ родословной, то встаёт вопрос: откуда взялся ген гемофилии у королевы Виктории, если известны, что родители Виктории не её родственники гемофилией никогда не страдали?
    Очевидно, что ген гемофилии возник мутационным путём в гамете у одного из родителей королевы Виктории.
    Таким образом, существует два типа наследственной изменчивости: комбинативная и мутационная.
    (слайд №4) Комбинативная изменчивость — важнейший источник бесконечно большого наследственного разнообразия, которое наблюдается у живых организмов. 
    Учитель задаёт вопрос классу и дополняет ответы учащихся: - Что лежит в основе комбинативной изменчивости?
    В основе комбинативной изменчивости лежит половое размножение, а основными ее истоками являются:
    Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом мейотическом делении - первая и важнейшая основа комбинативной изменчивости. 
    Рекомбинация генов, основанная на явлении перекреста хромосом. Рекомбинантные хромосомы попав в зиготу, вызывают появление нетипичных для родителей признаков.
    Случайная встреча гамет при оплодотворении.
    
    Все три основных источника комбинативной изменчивости действуют независимо и одновременно, создавая огромное разнообразие генотипов. Можно привести такой пример: у великого русского композитора Римского-Корсакова было два сына, один из них, Михаил Николаевич не занимался музыкой, а был ученым-биологом. Другой сын Андрей Николаевич получил музыкальное образование, но композитором не был. Высокая музыкальная одаренность, есть результат удачного сочетания многих генов. Эта комбинация в силу независимого расхождения хромосом может легко нарушиться и тогда дети не унаследуют выдающихся признаков своих родителей.
    
    Мутационная изменчивость является результатом мутаций.
    Наследственные изменения генетического материала называют мутациями.
    В чем заключается биологический и эволюционный смысл существования мутации?  (вопрос учащимся)
    (Генетическое разнообразие в пределах вида, резерв наследственной изменчивости)
    
    
    
    
    
    (слайд № 5,6) Термин «мутация» впервые в 1901 году ввёл в науку голландский генетик Г. де Фриз. 
    1. По характеру мутации: Доминантные (летальные, несовместимые с жизнью); (полулетальные, снижающие жизнеспособность)
    Рецессивные (полулетальные, снижающие жизнеспособность); (летальные, несовместимые с жизнью)
    1. По месту возникновения: в половых клетках – Генеративные, передающиеся по наследству.
    Соматические, в клетках тела не передающиеся по наследству.
    2. По уровню изменения генетического материала:
    Генные, связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
    Хромосомные – перестройка хромосом.
    Геномные: вызванные изменением числа хромосом (полиплоидия).
    По характеру проявления делятся на спонтанные – мутации, возникшие естественным путем под действием факторов среды обитания, индуцированные – мутации, искусственно вызванные действием мутагенных факторов.
    Все мутагенные факторы  можно разделить на группы:  (слайд №7)
    -физические
    -химические
    -биологические
    (слайд №8) Из наблюдений за живыми организмами, мы знаем, что развитее признаков организма зависит от среды, в которой развивается организм. Условия внешней среды определяет не только возможность развития организма, но  и в значительной степени ход этого развития.
    (слайд №9, №10) Примером изменчивости признаков под действием факторов внешнейсреды является разнолистность у стрелолиста: погружённые в воду листья имеют лентовидную форму, листья, плавающие на поверхности воды, округлую, а находящиеся в воздушной среде - стреловидные.
    Модификационная изменчивость имеет свойства:
    
    1 .Носит групповой характер.
    2. Является определённой.
    
    3. Она не беспредельна. Степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости, называют нормой реакции.
    Знание закономерностей модификационной изменчивости имеет большое практическоезначение, поскольку, позволяет предвидеть заранее, планировать степень выраженностимногих признаков организмов в зависимости от условий внешней среды.
    
    Выполнение учащимися лабораторной работы. (слайд №11, №12)
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Лабораторная работа.
    
     «Изучение ненаследственной изменчивости у растений».
    
    Цель работы: изучить свойства модификационной изменчивости, научится составлятьвариационный ряд и кривую, вычислять норму реакции и среднюю величину.
    
    Ход работы:
    
    1. Рассмотреть экземпляры листьев (березы или вишни в  количестве 50).
    
    2. Измерить длину листьев.
    
    3. Заполнить таблицу, указав длину и число вариантов.
    
    Номер листовой пластинки
    Длина листовой пластинки
    
    
    
    4. Постройте вариационный ряд, расположив листья в порядке возрастания длины листовой пластинки.
    
    5 .Построить график вариационной кривой: по оси х – степень выраженности признака V,по оси у - количество особей Р.
    
    6. Найдите среднее значение данного признака по формуле:
    М = сумме  (V * Р):п. (п. - количество экземпляров).
    
    7. Вывод: (учащиеся делают самостоятельно).
    
    Домашнее  задание: п. 3.16.
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Шаталова В. И.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.docx

Презентация к уроку