Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье. (Захарова Е.А.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                                                      Захарова Елена Анатольевна, 
                                                                                                                  учитель биологии и химии
     МБОУ «Шарлыкская СОШ №2»
    Название предмета: БИОЛОГИЯ.
    Класс: 10.
    УМК: Своглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  2 ч.
    Место урока в системе уроков по теме: 2 урок.
    Место урока в системе уроков по теме - девятый урок в разделе «Организм» и двадцать четвертый по календарно-тематическому планированию
    Тема урока: Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.
    Цели урока:
    Обучающая:  Формирование знаний об особенностях индивидуального развития (онтогенеза) человека на всех этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; выявить воздействие никотина, алкоголя и наркотических средств на развитие зародыша человека..
    Развивающая: Развивать умения находить причинно-следственную зависимость между здоровьем и условиями развития человека; умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
    Воспитательная: Сформировать правила сохранения здоровья человека на протяжении всей жизни и особенно репродуктивного периода.
    Планируемые результаты: (обучение ведется не по ФГОС) 
    Сформировать у учащихся:
    Знание  этапов эмбрионального и постэмбрионального развития человека, знание последствий влияния различных факторов на организм.
    умение устанавливать взаимосвязь эмбрионального и постэмбрионального развития, влияния различных факторов на развитие человека, умение сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, получать информацию, используя различные источники, делать выводы;
    воспитание ответственности за состояние  личного здоровья (влияющего на здоровье потомства) и поведения, соответствующего нормам права и морали, принятым в  обществе.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор. CD-диск Мультимидийное приложение к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захаровой Общая биологи 10-11 класс, ООО «Дрофа», 2011г.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: презентация, видео «Эмбриогенез»
    Ход урока:
    I.Организационный момент
    II.Проверка домашнего задания.
    Задания по рисункам и тестовые задания. Презентация.
    (учащиеся проводят взаимопроверку)
    1. Стадия дробления.
    2. Органогенез.
    3.Стадия гаструлы.
    4.б.
    5.а.
    6. в.
    7. в.
    8.б.
    9.в. 
    10.в. 
    
    
    
    
    
    
    Нет ошибок -5
    1-2 ошибка -4
    3-4 –ошибки - 3
    5 ошибок и более -2.
    
    
    
    III.Актуализация знаний.
    Английский философ, поэт Сэмюель Тейлор Коприджю (1834г.) сказал  «История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно  гораздо интереснее и содержат события более грандиознее, чем все последующие семьдесят лет его жизни». 
    О каких двух периодах в жизни человеку говорил Сэмюель Тейлор Коприджю. 
    (ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ И ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ), т.е. об онтогенезе человека. 
    Тема сегодняшнего урока «Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.»
    О чем бы вы хотели сегодня узнать? (Учащиеся формулируют цели урока)
    IV. Изучение нового материала.
    Эмбриональное развитие.
    
    Предлагаю вам просмотреть видео-фрагмент  и ответить на следующие вопросы:
    1. Какой этап онтогенеза вы наблюдали.
    2.Какие процессы вы наблюдали во время просмотра.
    3. Чем заканчивается данный этап? Сколько месяцев (недель) он длится?
     (Учащиеся после просмотра видео-фрагмента отвечают на поставленные вопросы)
    Факторы влияющие на развитие организма.
    Послушайте притчу:
    Одна женщина пришла к мудрецу и спросила совета, как воспитывать ребенка. "Когда он родился?" - спросил старец. "Вчера", - ответила мать. "Ты опоздала на девять месяцев", - огорчился мудрец. Этот удивительный период с момента оплодотворения до появления на свет новорожденного называют детством до рождения. Неслучайно в некоторых странах возраст человека отсчитывается с первого дня его существования в чреве матери.
    Как вы думаете, почему мудрец так ответил женщине? Чем важен этап эмбриогенеза. 
    Наша задача сегодня сформулировать правила, соблюдение которых поможет произвести на свет здоровое потомство. То есть тема дальнейшего разговора – репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него.
    Дома вы должны были подготовить сообщения на тему «Влияние различных факторов на развитие организма»
    Учащиеся зачитывают сообщения о вреде алкоголя, наркотиков, курения и других факторов на репродуктивное здоровье.
    Давайте прослушаем данные сообщения и составим кластер на тему «Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье»
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Сообщения учащихся о вреде алкоголя, курения, наркотиков на организм ребенка и родителей. (параллельно просмотр презентаций, приготовленных учащимися).
                              Кроме перечисленных факторов на репродуктивное здоровье оказывает  большой вред ранняя половая жизнь. Она  грозит:
    -  ранней беременностью;
    -  потерей здоровья;
    -  болезнями женских половых органов;
    -  здоровью ребенка;
    -  получением инфекций, передаваемых половым путем, в т.ч. ВИЧ/СПИДом.
    Молодые люди наиболее уязвимы по отношению к инфекциям, передаваемым половым путем, из-за относительного дефицита защитных антител, т.е. защитных механизмов.
    Но есть еще один фактор, который влияет на репродуктивное здоровье женского организма. О нем вы узнаете из стихотворения. 
     Остановись! Пусть он увидит солнце,
    Услышит шум весеннего дождя
    И будет в час счастливейшей бессонницы
    Смотреть на звезды, глаз не отводя.
    Тебе легко не дать ему родиться,
    Тебя не станут за руки держать –
    Ведь он не сможет даже защититься,
    Не сможет вскрикнуть, встать и убежать.
    И, может быть, никто другой, а этот,
    Чья жизнь уже на ниточке висит
    Окажется ученым иль поэтом,
    И целый мир о нем заговорит.
    О каком факторе, влияющем на здоровье репродуктивной системы женщины шла речь?
    Обучающийся: Аборт
    Прекрасно когда ребенок появляется на свет. Но бывают случаи, когда женщина или девушка становятся перед выбором дать жизнь уже зародившемуся в ее теле будущему человеку или нет.
    Самая большая ценность на земле – человек. Самая большая тайна и самое большое чудо – его рождение. И многие добровольно лишают себя этого чуда и лишают жизни маленького человечка, у которого уже бьется сердце.
    Это опасная операция, часто дающая осложнения. К ним относится – кровотечение, общее заражение крови и другое, что может привести к гибели женщин. Нередко после аборта женщина остается бесплодной.
    Вывод: Алкоголь, никотин, токсические вещества, недостаточное питание, нерациональное питание, загрязнение среды, стрессы, болезни оказывают значительное влияние на онтогенез человека, его эмбриональное и постэмбриональное развитие и могут приводить к аномалиям в развитии потомства.
    Итак, мы с вами рассмотрели эмбриональный этап развития человека. После рождения ребенка наступает постэмбриональный этап.
    V.Физминутка
    Быстро моргать, потом закрыть глаза и медленно сосчитать до 5. Крепко зажмуриться на пару секунд, открыть глаза и посмотреть в окно. Вытянуть вперед правую руку и медленно водить указательным пальцем в стороны, при этом внимательно следим за ним глазами, головой при этом не двигаем. Также вытягивае вперед указательный палец, смотрим на него 4 секунды, затем взгляд переводим в окно и концентрируется на дальнем предмете. Делаем круги глазами влево, затем – вправо. Потом – фиксируем взгляд на дальнем предмете за окном.
    Постэмбриональное развитие.
    Существует немало классификаций периодов постэмбрионального развития человека, древнейшие из которых принадлежат еще античным учёным. Изучите текст учебника на стр 134-135 и составьте свою классификацию постэмбрионального периода человека.
    Учитель проверяет составленную классификацию и оценивает работу учащихся.
    VI.Рефлексия.
    Что нового вы узнали на уроке?
    Что вам было известно?
    В  чем возникли затруднения?
    VII. Закрепление.
    Работа CD-диском.
    Тест 4/4 Онтогенез человека.
    VIII. Д/з  пар. 3.9  
    Изучите материал на тему «Близнецы».
    Сравните развитие  однояйцовых близнецов и разнояйцовых: могут ли однояйцовые близнецы иметь разный пол?
    Составьте рекомендации по предотвращению аномалий в развитии будущего потомства.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Захарова Е. А.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.doc

Презентация к уроку

Видео урока