Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Размножение бесполое и половое. (Болгова О.В.)

Текст урока

  • Конспект

      Болгова Ольга Васильевна
     учитель биологии и химии 1 категории
     МБОУ «Сарманайская СОШ» Шарлыкского   района
    
    Биология.  10 класс. УМК Захаров В.Б., Н.И.Сонин. Учебник: В.И. Сивоглазлв, И.Б. Агафонова,  Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы, базовый уровень
    М.: Дрофа,2012.
    Место урока в системе уроков по теме - пятый урок в разделе «Организм» и двадцатый по календарно-тематическому планированию
    ТЕМА УРОКА: «ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ.
    БЕСПОЛОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ»
    Цель урока: изучить основные способы бесполого размножения, выявить роль бесполого размножения.
    Задачи:
    образовательная: охарактеризовать размножение как один из этапов индивидуального развития организмов;
    развивающая: расширить и углубить знания о бесполом размножении, формировать умения выделять главное, формулировать выводы, умения работать с текстом;
    воспитательная: обсудить и высказать собственное мнение об актуальных научных и этических проблемах, связанных с темой размножения организмов, необходимости данных знаний в современной жизни.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Планируемые предметные результаты:
    Ученик должен
     иметь представление об основных формах размножения организмов;
     знать понятия: «гермафродизм», «партеногенез», «митоз», «спора», «вегетативное размножение»;
    уметь объяснять суть различных способов бесполого размножения, их роль, приводить примеры.
    Ресурсы: - учебник В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова. Общая биология. 10-11 классы базовый уровень – М.: Дрофа, 2012.
     - таблицы «Папоротник», «Дрожжи», «Вегетативное размножение растений», «Гидра»,
    «Амеба».
    Основные понятия: размножение, виды размножения, споры, вегетативные органы,
    фрагментация, почкование, клонирование.
    Содержание урока
    1.Размножение организмов – основное свойство живого.
    2.Типы размножения: половое и бесполое.
    3.Раздельнополость. Гермафродиты. Партеногенез.
    4.Бесполое размножение. Его способы.
    Ход урока.
    1 этап. Мотивация.
    На доске размещение  рисунки, показывающих разные способы размножения.
    Вопросы учащимся:
    - Что объединяет эти рисунки?
    - В чем смысл этого процесса?
    Поднимите руки, кто знает ответ. Кто не уверен?
    Размножение- это одно из основных свойств живого. Это основа существования видов жизни
        на Земле в течении миллионов лет.
    2 этап. Целеполагание. Тема урока «Формы размножения организмов. Бесполое размножение.
    Вопрос учащимся:
    - как вы думаете, о чем мы  сегодня будем  говорить?
    Ответы учащихся:
    - вспомнить виды размножения;
    - перечислим виды бесполого размножения;
    - какое значение имеет этот вид размножения.
    3 этап. Проблемное задание. 
    1) Определенные знания о размножении вы получили ранее при изучении растений, животных и человека. Вспомните и назовите одно из важных, на ваш взгляд, утверждений по данной теме. Размножение –это воспроизведение себе подобных. Необходимое условие размножения- наследственность.
    4 этап. Открытие  новых знаний
    Работа с учебным текстом.  Класс делится на группы и каждая группа получает задание:
     1 группа- Найти в тексте термины. Выделить из них основные признаки понятий «размножение», «бесполое размножение», «гермафродиты», «партеногенез».
    2 группа – Составить схему, отражающую виды размножения.
    3 группа – Назвать способы бесполого размножения у растений, с примерами.
    4 группа – Назвать способы бесполого размножения у животных, с примерами.
    Выступление групп.
    1 группа - дает определение и комментарий к терминам, используя приемы работы с понятиями. Гермафродиты- половые клетки формируются в одном организме – плоские и кольчатые черви, некоторые иглокожие.
    Партеногенез- развитие зародыша из неоплодотворенной яйцеклетки (тля, трутни у пчел, некоторые ящерицы)
    2 группа -  составляет на доске схему видов размножения.
                                                            Размножение
                  Бесполое                                                                половое
    Размножение соматическими                     размножение половыми клетками (яйцеклеткой и
    клетками (участвует одна особь)              сперматозоидом) участвуют 2 особи
    
    Результаты 3,4 групп оформляем в виде таблицы (остальные учащиеся записывают новую информацию в тетрадь).
    
    Способ размножения
    Особенности размножения
    примеры
    Деление клетки на двое
    Тело родительской клетки делится митозом на 2 части
    Прокариоты, амеба, водоросли
    Множественное деление
    Тело родительской клетки делится митозом на несколько частей, каждая из которых становится новой клеткой
    Одноклеточные водоросли
    Почкованием
    На материнском организме появляется почка, она растет и отделяется от материнской
    Дрожжи, пресноводная гидра, инфузории
    Спорообразование
    Спора-это особая клетка, покрытая плотной оболочкой
    Мхи, плауны, хвощи, папоротники, грибы.
    Вегетативное размножение
    
    - у растений
    Частью тела: -усиками
                       - черешками
                       - клубнями
                       - корневищем
                      - отводками
                      - листьми и т.д.
    Клубника
    Смородина, виноград
    Картофель, георгины
    Малина, пырей
    Смородина
    Фиалка, бегония
    - у животных- у животных
    Упорядоченное и неупорядоченное деление
    Кишечнополостные, морские звезды, кольчатые черви.
    
    
     Бесполое размножение усиливает стабилизирующую роль естественного обмена
    Людям каких профессий необходимы знания о бесполом размножении организмов?
    Значение бесполого размножения. Бесполое размножение позволяет быстро увеличивать численность особей данного вида в благоприятных условиях. Но при таком способе размножения все потомки имеют генотип, идентичный родительскому. Следовательно, при бесполом размножении практически не происходит увеличения генетического разнообразия, которое могло бы оказаться очень полезным при необходимости приспособиться к изменившимся условиям обитания. По этой причине подавляющее большинство живых организмов периодически или постоянно размножаются половым путем.
    5.Закрепление:
    Учащимся предлагаются тестовые задания на 4 минуты. Учащиеся выполняют задания, затем обмениваются тетрадями и по эталону проверяют работы  и оценивают  друг друга.
    I. Тестовые задания.
    1.Какие из названных клеток участвуют в бесполом размножении организмов?
    а) споры
    б) сперматозоиды
    в) яйцеклетки
    г) гаметы
    2. У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение?
    а) горох
    б) майский жук
    в) акула
    г) амеба
    3.Какие из животных сохранили способность к бесполому размножению?
    а) земноводные
    б) кишечнополостные
    в) насекомые 
    г) ракообразные
    4. К высшим споровым растениям относятся:
    а) мхи и папоротники
    б) водоросли
    в) голосеменные
    г) покрытосеменные
    5. Бесполое размножение папоротников осуществляется:
    а) сперматозоидами
    б) яйцеклетками
    в) спорами
    г) частями листьев
    6. Рефлексия.
    - Что вам на сегодняшнем уроке запомнилось больше всего?
    7.  Домашнее задание.
    - п. 3.5 с.108-111
    Подумать над вопросом  «Людям каких профессий необходимы знания о бесполом размножении организмов?» (по желанию).
    
    
    
    Дополнительная информация.
    Встречается способ бесполого размножения, называемый шизогонией. Шизогония свойственна малярийным плазмодиям, относящимся к простейшим. При этом содержимое материнской клетки многократно делится и образуется множество новых клеток-паразитов. 
    Особым видом вегетативного размножения организмов является полиэмбриония. В этом случае зародыш (эмбрион) высших животных вскоре после образования делится на несколько фрагментов, каждый из которых независимо развивается в полноценную особь. Такое деление эмбрионов встречается, например, у броненосцев. К полиэмбрионии также относится образование однояйцевых близнецов у человека. В этом случае зигота, возникшая в результате обычного оплодотворения, дробясь, образует зародыш, который, по пока не вполне понятным причинам, разделяется на несколько частей. Каждая из этих частей проходит путь нормального эмбрионального развития, в результате чего рождаются два и более практически одинаковых младенца, обязательно одного пола.
    Частота рождаемости однояйцевых близнецов не превышает одного случая на 250 обычных родов. Но иногда разделение формирующегося зародыша бывает неполным. В этом случае возникают организмы, имеющие общие части тела или внутренние органы. Таких однояйцевых близнецов принято называть сиамскими, в честь Чанга и Энга Банкеров, родившихся в Таиланде (тогда Сиам). Чанг и Энг были соединены в области грудной клетки плотной связкой толщиной около 9 см. Даже в те годы их, вероятно, можно было бы разделить хирургическим путем, однако они не согласились на это. Женившись на двух сестрах-американках, они стали зажиточными фермерами. У их жен родилось в общей сложности 22 ребенка.
    Иногда природа совершает более серьезные ошибки. Во Франции у девочки-подростка, страдавшей малокровием и искривлением позвоночника, во время медицинского обследования неожиданно обнаружили в брюшной полости зародыш младенца. Однако находился этот зародыш не в матке, а был соединен кровеносными сосудами с сосудами брюшной полости, поскольку зародыш быстро рос, его пришлось удалять хирургическим путем, иначе бы его «мама» погибла. Зародыш достигал 30 см. в длину. Как же могла возникнуть такая ошибка природы? Видимо, одна из клеток брюшной полости девочки начала дробиться так же, как дробится зигота после оплодотворения, и дала начало новому человеческому организму. Однако зародыш был изначально обречен, и он никогда бы не смог превратиться в полноценного здорового ребенка, так как развивался не в том месте, где нужно, и не снабжался необходимыми гормонами и питательными веществами. После удаления зародыша девочка быстро выздоровела и ее внутренние органы, сдавленные растущим зародышем, стали развиваться нормально. 
    
    
     

    Автор(ы): Болгова О. В.

    Скачать: Биология 10кл - Конспект.doc