Тип материала

Современные представления о гене и геноме. (Зарыпова Ф.К.)

Зарыпова Фания Касымовна,
                                                                                    учитель химии и биологии
      МБОУ «Новомусинская СОШ»
    Название предмета: Биология.
    Класс: 10.
    УМК: В.И.Сивоглазов,И.Б.Агафонова,Е.Т.Захарова «Общая биология»,М.Дрофа,2011г.
    Уровень обучения: базовый.
    Тема урока: Современные представления о гене и геноме.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1ч
    Место урока в системе уроков по теме - четырнадцатый урок в разделе «Организм» и двадцать девятый по календарно-тематическому планированию
    Цель урока: раскрыть понятие “ген”, «геном», их роль в организме, ознакомить с генетическими методами исследования.
    Задачи:
     Обучающие. Объяснить учащимся основные отличия понятий ген и геном, уровни комплектаций ДНК, отличие генов прокариот и эукариот, строение и классификацию хромосом.
    Развивающие. Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.
    Воспитательные. Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.
    Планируемые резуьтаты: :
    Предметные: закрепить  алгоритм решения генетических задач на дигибридное скрещивание и сцепленное наследование генов, действия по образцу; знать о современных достижениях в области генетики.
    Метапредметные:  способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы, работать с разными источниками информации, с демонстрационным материалом
    Личностные:  создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы.
    Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор ,мультимедийное приложение к учебнику.
    Содержание урока:
    1. Урок начинается с повторения домашнего задания.
    Вопросы:
    Что называют законом Моргана?
    сцепленное наследование генов, локализованных в одной хромосоме
    Что такое группа сцепления?
    все гены, входящие в одну хромосому
    Сколько групп сцепления может быть у организмов?
    число групп сцепления соответствует числу хромосом в гаплоидном наборе
    Почему сцепление может быть неполным? Причины нарушения групп сцепления.
    кроссинговер – перекрёст хромосом в профазе 1-го мейотического деления
    От чего зависит вероятность разрыва групп сцепления? чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем выше вероятность перекрёста между ними и тем больше % гамет с перекомбинированными генами
    Что такое морганида? единица расстояния между генами, находящимися в одной хромосоме (1% кроссинговера)
    Письменная работа.Дать развернутый ответ
    Ка­ко­ва сущ­ность хро­мо­сом­ной тео­рии на­след­ствен­но­сти Т. Мор­га­на?
    1) Гены рас­по­ло­же­ны в хро­мо­со­ме ли­ней­но.
    2) Гены одной хро­мо­со­мы об­ра­зу­ют груп­пу сцеп­ле­ния, и по­это­му они на­сле­ду­ют­ся вме­сте.
    3) Число групп сцеп­ле­ния равно га­п­ло­ид­но­му на­бо­ру хро­мо­сом.
    4) На­ру­ше­ние сцеп­ле­ния генов про­ис­хо­дит в про­цес­се крос­син­го­ве­ра, ча­сто­та ко­то­ро­го за­ви­сит от рас­сто­я­ния между ге­на­ми — чем боль­ше рас­сто­я­ние между ге­на­ми, тем боль­ше ча­сто­та крос­син­го­ве­ра.
    Скре­сти­ли ди­ге­те­ро­зи­гот­ных сам­цов мух дро­зо­фил с серым телом и нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (при­зна­ки до­ми­нант­ные) с сам­ка­ми с чер­ным телом и уко­ро­чен­ны­ми кры­лья­ми (ре­цес­сив­ные при­зна­ки). Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а также воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы потом­ства F1, если до­ми­нант­ные и ре­цес­сив­ные гены дан­ных при­зна­ков по­пар­но сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер при об­ра­зо­ва­нии по­ло­вых кле­ток не про­ис­хо­дит. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты
    1) ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: (М) ааbb (га­ме­ты: аb) , (О) АаBb (га­ме­ты: АB, аb);
    2) ге­но­ти­пы потом­ства: 1 АаBb — серое тело нор­маль­ные кры­лья и 1 ааbb — чер­ное тело уко­ро­чен­ные кры­лья;
    3) так как гены сцеп­ле­ны, а крос­син­го­вер не про­ис­хо­дит, то самец дает два типа гамет АВ и аb, а самка — один тип гамет аb. У потом­ства про­яв­ля­ет­ся толь­ко два фе­но­ти­па в со­от­но­ше­нии 1 : 1. (до­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка, не ис­ка­жа­ю­щая смыс­ла ре­ше­ния за­да­чи)
    Го­мо­зи­гот­ную по обоим при­зна­кам серую (А) муху дро­зо­фи­лу с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми (В) скре­сти­ли с чёрным (а) с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми (в) сам­цом. От скре­щи­ва­ния было по­лу­че­но мно­го­чис­лен­ное потом­ство. Гены ука­зан­ных при­зна­ков сцеп­ле­ны и на­сле­ду­ют­ся вме­сте. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы F1 и F2. Как про­изо­шло бы рас­щеп­ле­ние, если бы при­зна­ки не были сцеп­ле­ны? Объ­яс­ни­те ответ.
    1) В F1 все по­том­ки серые и с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми АаВв.
    2) Так как гены сцеп­ле­ны, у ги­бри­дов F1 об­ра­зу­ет­ся два сорта гамет АВ и ав.
    3) По­это­му в F2 рас­щеп­ле­ние будет по ге­но­ти­пу 1ААВВ : 2АаВв:1аавв, а по фе­но­ти­пу 75% потом­ства серые с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми мухи и 25% — чёрные с за­ча­точ­ны­ми кры­лья­ми.
    4) При не­сцеп­лен­ном на­сле­до­ва­нии рас­щеп­ле­ние про­изо­шло бы в со­от­вет­ствии с тре­тьим за­ко­ном Мен­де­ля о не­за­ви­си­мом на­сле­до­ва­нии при­зна­ков в со­от­но­ше­нии 9:3:3:1, так как в этом слу­чае скре­щи­ва­ют­ся две особи
    с ге­но­ти­па­ми АаВв.
    2. Новая тема.
    I. Мотивация учебной деятельности.
         25 апреля теперь уже далекого 1953 г. журнал Nature опубликовал небольшое письмо молодых и никому неизвестных Ф.Крика и Дж. Уотсона редактору журнала, которое начиналось словами: «Мы хотели бы предложить свои соображения по поводу структуры соли ДНК. Эта структура имеет новые свойства, которые представляют большой биологический интерес». Статья содержала около 900 слов, но – и это не преувеличение – каждое из них было на вес золота.
      Открытие обратной транскриптазы позволило выделить первые гены. Но процесс этот был крайне трудоемким и чрезвычайно дорогим.

Журнал Time назвал в связи с этим Уотсона «охотником за генами». Сам же ученый сказал следующее: «Это захватывающая перспектива. Тридцать лет назад мы не могли и мечтать о том, чтобы узнать структуру генома даже мельчайшего вируса. А сегодня мы уже расшифровали геном вируса СПИДа и почти полностью прочитали геном кишечной палочки объемом в 4,5 млн. букв ген-кода. Точное знание детальной структуры генома человека – это восхитительно!».
    Объявление темы урока
     " Современные представления о гене и геноме»
    Вспомните!
    Что такое ген и генотип?
    Ген – это фрагмент (участок или отрезок) ДНК, содержащий информацию об одной молекуле белка. Генотип – это набор всех генов в организме.
    Что вам известно о современных достижениях в области генетики?
    – Перспективы генной терапии в лечении атеросклероза сосудов нижних конечностей.
    – Использование молекулярно-генетических маркеров для диагностики ряда психических заболеваний
    – Лечение редкой формы паралича при помощи генной терапии
    – Генетика выходит на битву со старением
    – Генетика в помощь антропологам
    – Успехи стволовой терапии
    – Открытие гена, ответственного за развитие синдрома Ашера первого типа
    – Новый способ диагностировать рак любого вида по анализу крови
     Что такое геном? Выберите самостоятельно критерии сравнения и сравните понятия «геном» и «генотип».
    Геном – совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма. Например, у человека геном 23 хромосомы. Генотип – это набор всех генов в организме в диплоидном состоянии, например, генотип человека 46 хромосом.
          Чем определяется существующая специализация клеток?
    Ведущую роль в дифференцировке клеток на первых стадиях развития зародыша играют цитоплазма и поверхностный слой яйцеклетки, которая неоднородна по строению. Все клетки зародыша на стадии бластулы сходны по составу генов (генотипу), но различия в составе цитоплазмы обеспечивают дифференцировку клеток, поэтому на стадии гаструлы клетки зародыша оказываются специализированными. Важно подчеркнуть, что механизм дальнейшей специализации, образования тканей и органов усложняется, определяется взаимодействием разных частей зародыша.
           Какие обязательные элементы входят в состав гена эукариотической клетки?
    Если ген – это отрезок ДНК, значит состоит из нуклеотидов, соединенных между собой.
    В соответствии с современными научными представлениями ген эукариотических клеток, кодирующий определённый белок, всегда состоит из нескольких обязательных элементов. Как правило, в начале и в конце гена располагаются специальные регуляторные участки; они определяют, когда, при каких обстоятельствах и в каких тканях будет работать этот ген. Подобные регуляторные участки дополнительно могут находиться и вне гена, располагаясь достаточно далеко, но тем не менее активно участвуя в его управлении. Кроме регуляторных зон существует структурная часть гена, которая, собственно, и содержит информацию о первичной структуре соответствующего белка. У большинства генов эукариот она существенно короче регуляторной зоны.
           Приведите примеры взаимодействия генов.
    В качестве примера взаимодействия генов рассмотрим, как наследуется окраска цветка у некоторых растений. В клетках венчика душистого горошка синтезируется некое вещество, так называемый пропигмент, который под действием специального фермента может превратиться в антоциановый пигмент, вызывающий пурпурную окраску цветка. Значит, наличие окраски зависит от нормального функционирования по крайней мере двух генов, один из которых отвечает за синтез пропигмента, а другой — за синтез фермента. Нарушение в работе любого из этих генов приведёт к нарушению синтеза пигмента и, как следствие, к отсутствию окраски; при этом венчик цветков будет белый. Иногда встречается и противоположная ситуация, когда один ген влияет на развитие нескольких признаков и свойств организма. Такое явление называют плейотропией или множественным действием гена. Как правило, такое действие вызывают гены, функционирование которых очень важно на ранних стадиях онтогенеза. У человека подобным примером может служить ген, участвующий в формировании соединительной ткани. Нарушение в его работе приводит к развитию сразу нескольких симптомов (синдром Марфана): длинные «паучьи» пальцы, очень высокий рост из-за сильного удлинения конечностей, высокая подвижность суставов, нарушение структуры хрусталика и аневризма (выпячивание стенки) аорты.
    Подумайте! Вспомните!
            Митохондрии содержат ДНК, гены которой кодируют синтез многих белков, необходимых для построения и функционирования этих органоидов. Подумайте, как будут наследоваться эти внеядерные гены.
    У большинства изученных организмов митохондрии содержат только кольцевые молекулы ДНК, у некоторых растений одновременно присутствуют и кольцевые. Гены, закодированные в митохондриальной ДНК, относятся к группе плазмагенов, расположенных вне ядра (вне хромосомы). Совокупность этих факторов наследственности, сосредоточенных в цитоплазме клетки, составляет плазмон данного вида организмов (в отличие от генома). У большинства многоклеточных организмов митохондриальная ДНК наследуется по материнской линии. Яйцеклетка содержит на несколько порядков больше копий митохондриальной ДНК, чем сперматозоид. В сперматозоиде обычно не больше десятка митохондрий (у человека — одна спирально закрученная митохондрия), в небольших яйцеклетках морского ежа — несколько сотен тысяч, а в крупных ооцитах лягушки — десятки миллионов. Кроме того, обычно происходит деградация митохондрий сперматозоида после оплодотворения.

Создайте портфолио по теме «Исследования ДНК человека: надежды и опасения».
    Начало.
    Первый в мире оцифрованный человеческий геном формировали в течении 15 лет, и это стоило $3 млрд. Сейчас получить генетический паспорт можно за 1 день и за 1 тысячу долларов. Однако, получив геном, вам нужно его где-то хранить (а он весит 1000 Гб) и как-то анализировать.
    Суть.
    Генетический анализ ДНК - это исследование генома человека для диагностики и определения индивидуального риска развития заболеваний и переносимости лекарственных препаратов, а также для получения данных о генетических особенностях, склонностях и способностях человека. Каждый человек имеет уникальный набор генов (генотип), определяющий его индивидуальность и предрасположенность к тому или иному заболеванию.
    Зачем?
    Зачем мне нужен генетический анализ? Возможно, уже через пару лет этот вопрос покажется вам глупым. Вы же не удивляетесь сейчас, когда врач просит вас сдать анализ крови? А уже очень скоро генетический анализ будет делаться в обязательном порядке каждому ребенку в роддоме и каждому пациенту, который обратился в клинику. Потому что по вашему ДНК можно определить, к каким заболеваниям у вас есть предрасположенность и какие лекарства для вас более эффективны.
    Опасения.
    Учёные-генетики из США при помощи технологии точного редактирования генов предприняли очередную попытку видоизменить ДНК яйцеклетки человека. Данный эксперимент был проведён с целью избавления будущего потомства от наследственных заболеваний, передающихся эмбриону от родителей. Ряд экспертов-биологов выступили против подобных исследований. В Великобритании, как и во многих других странах, изменение хромосом в яйцеклетке или сперматозоидах человека с целью получения искусственно оплодотворённого эмбриона запрещено законом из-за опасений, что «конструирование младенцев» будет поставлено на поток.

Закрепление изученного материала.
    В чем принципиальное отличие строения генов эукариот от генов прокариот?
    Какие органеллы соматических клеток высших растений имеют свой геном?
    Назвать части в структуре хромосомы.
    Каким образом “упакована” ДНК в ядре клетки?
    Расположить в правильном порядке уровни комплектации ДНК.
    Подведение итогов урока. Домашнее задание.
    Изучить п.3.14.
     В чём со­сто­ит це­лост­ность ге­но­ти­па?Дать развернутый ответ.
    1) Во вза­и­мо­свя­зи генов.
    2) В дей­ствии од­но­го гена на ряд при­зна­ков.
    3) В дей­ствии мно­гих генов на один при­знак.

Вспомнить, что вам известно об определении пола из предыдущих курсов биологии?

Автор(ы): Зарыпова Ф. К.