Булгакова Надежда Беркембаевна,
учитель информатики,
МБОУ Солнечная ООШ
Название предмета: Биология
Класс: 9
УМК (название учебника, автор, год издания): "Биология. Общие закономерности. 9 класс" С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина - 2011.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
Тема урока: Изучение клеток растений и животных.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы 1 час
Место урока в системе уроков по теме четвёртый час по теме «Строение и функции клеток» (7 ч)
Цель урока: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строении.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Сформировать у учащихся представление о том, что клетка является структурно-функциональной единицей живого
2. Систематизировать знания учащихся о строении клетки
3. Выявить общие признаки в строении растительной и животной клетки
4. Выявить отличия в строении растительной и животной клетки
Развивающие:
1. Продолжить развивать коммуникативные навыки учащихся
2. Продолжить развивать умение работы с микроскопом
Воспитательные:
1. Формировать у учащихся познавательный интерес к предмету.
Техническое обеспечение урока:
Кожица, чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стёкла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.
Предполагаемые результаты: распознавать, описывать, сравнивать основные части и органоиды растений и животных.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): Биология поурочные планы для преподавателей по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина
Содержание урока
1. Организационный момент
2. Постановка целей и задач урока
3. Повторение пройденного материала
3.1 Правила техника безопасности при работе с микроскопом
3.2 Алгоритм работы с микроскопом
3.2.1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой.
3.2.2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола.
3.2.3. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение.
3.2.4. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
3.2.5. Положить микропрепарат на предметный столик.
3.2.6. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.
3.2.7. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.
3.2. 8. Привести микроскопом в не рабочее положение.
4.Лабораторная работа
4.1Правило техники безопасности.
4.2 Выполнение лабораторной работы.
Рассмотрите микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом.
1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом.
2. Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленным в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом.
3. Рассмотрите оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-”
Клетка
Цитоплазма
Ядро
Плотная клеточная стенка
Пластиды
Растительная
Животная
Зарисовать растительную и животную клетку.
Учащиеся после таблицы выполняют рисунки животной и растительной клетки
Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.
Вывод:
Общие признаки:
1. Единство структурных систем — цитоплазмы и ядра.
2. Сходство процессов обмена веществ и энергии.
3. Единство принципа наследственного кода.
4. Универсальное мембранное строение.
5. Единство химического состава.
6. Сходство процесса деления клеток.
Различия:
1.В растительной клетке присутствует прочная и толстая клеточная стенка из целлюлозы
2.В растительной клетке развита сеть вакуолей, в животной клетке она развита слабо
3.Растительная клетка содержит особые органоиды — пластиды (а именно, хлоропласты, лейкопласты и хромопласты), а животная клетка их не содержит.
5. Закрепление пройденного материала
Учащиеся выполняют задание на правильность утверждений.
Проверь себя!
1. Пластиды есть в животной клетке (нет)
2. Ядро есть только в растительной клетке (нет)
3. Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке (да)
4. Растительная и животная клетка имеют единый химический состав (да)
5. В растительной клетке плотная клеточная стенка (да)
6. Домашнее задание
С 121-122 составить краткий конспект
Автор(ы): Булгакова Н. Б.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx