ФИО: Горбатова Тамара Фёдоровна,
Должность: учитель биологии
Место работы: МБОУ Алексеевская СОШ
Название предмета: Биология
Класс: 9
УМК:«Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы: С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, В.Б.Захаров,И.Б., Агафонова;М. Дрофа, 2012г
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Эмбриональный период развития.
Общее количество часов, отведённое на изучение темы: 1 час.
Место урока в системе уроков по теме: Первый урок по теме «Индивидуальное развитие организмов(онтогенез)».
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления нового материала, сформировать у учащихся представление об индивидуальном развитии организма.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о закономерностях и основных этапах эмбрионального развития животных, изучить стадии дробления и гаструляции, развития зародышевых слоёв; продолжить знакомство с процессом развития как одним из основных признаков живого;
Развивающие: продолжить формировать умение выделять главное, обобщать, умение составлять логические опорные схемы, таблицы, самостоятельно работать с новым материалом, самостоятельно работать с тестами, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать осознанию значимости процесса эмбрионального развития; воспитывать мотивацию к обучению; формировать материалистическоемировозрение развития органического мира.
Тип урока: комбинированный.
Метод проведения: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен:
- знать понятия: «онтогенез», «эмбриология», «бластула», «гаструла», «эктодерма», «энтодерма», «мезодерма», «органогенез» и др.;
- уметь: характеризовать стадии эмбрионального развития, приводить примеры для выявленных закономерностей.
Техническое обеспечение урока: мультимедийное приложение «Биология. Общие закономерности.9 класс» к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.; ноутбук; диепроектор; экран.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:учебник Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности» 9 класс, методическое пособие к учебнику «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтова,В.Б.Захарова, М.Б. Агафоновой, Н.И. Сонин; «Дрофа» 2011г.;инструктивная карта; тесты «Способы деления клетки», «Онтогенез»
Содержание урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Мотивация и целеполагание.
4. Изучение нового материала
5. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
6. Рефлексия.
7. Д/З
Ход урока:
I.Оргмомент:
1. Приветствие учеников.
2. Настраивание учащихся на урок.
3. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя:
-Итак, ребята, из предыдущих уроков вы уже знакомы с тем, как развиваются половые клетки, как происходит процесс оплодотворения. Сейчас повторим пройденный материал
1.(фронтальный опрос)
- Что такое размножение?
(Способность организма воспроизводить себе подобных)
- Какие типы размножения вы знаете?
(Бесполое и половое).
- Что такое половое размножение?
(Это слияние двух половых клеток, образованных разными родителями)
- Какие половые клетки развиваются в половых железах?
(Яйцеклетка и сперматозоид или спермии)
- Сколько стадий выделяют в образовании половых клеток?
(Стадии: период размножения, роста, созревания).
- Какой хромосомный набор несут половые клетки?
(Одинарный набор хромосом)
- В результате какого процесса образуются половые клетки?
(Мейоза)
- Сколько этапов и стадий деления есть в мейозе?
(Два деления по четыре фазы).
- Укажите отличия мейоза от митоза?
(1.Митоз характерен для соматических клеток.Мейоз для половых клеток.
2. Митоз проходит в 1 стадию, а мейоз в две.
3. в результате митоза образуются 2 клетки с двойным (диплоидным) набором хромосом, а в мейозе образуются 4 клетки с одинарным (гаплоидным) набором хромосом)
2. Работа с тестами (индивидуальная работа). Приложение №1По итогам тестирования проводится взаимопроверка.
III.Мотивация и целеполагание.
1.Учитель:
«Наука начинается с того момента, когда вы испытываете чувство изумления» -так писал Аристотель.
За всю историю своего существования человек не переставал изумляться, наблюдая события, которые происходят в процессе развития животных. Все многоклеточные организмы не возникают полностью сформированными, они формируются в результате относительно медленного процесса прогрессивных изменений, который мы называем развитием. Не всегда, но почти во всех случаях развитие многоклеточного организма начинается с одной клетки - оплодотворенного яйца, или зиготы, которая митотически делится и дает начало всем клеткам организма. Наука, изучающая развитие животных, называется эмбриологией. Развивающийся организм на стадиях от оплодотворенного яйца до рождения носит название эмбриона.
2. Работа учащихся.
Учащиеся записывают тему в рабочих тетрадях. Находят определение и делают запись в рабочих тетрадях.
3. Учитель: Что бы вы хотели узнать на уроке по новой теме?
Учащиеся:
-Как осуществляется процесс развития живых организмов?
-Сколько стадий проходит зигота, чтобы сформировался живой организм?
IV.Изучение нового материала:
1.Учитель предлагает посмотреть слайды мультимедийное приложение «Биология.Общие закономерности. 9 класс» -«Эмбриональный период развития».
2. Учитель: -Какие периоды онтогенеза вы знаете? Какие этапы эмбрионального периода вам известны? Составьте кластер (учащиеся работают в рабочей тетради) с последующим обсуждением.
Онтогенез
Эмбриональный период Постэмбриональный период
дробление
органогенез
гаструляция
3. Самостоятельная работа учащихся (индивидуальная работа):
-Работа с таблицей(инструктивная карточка)
Задание к таблице №1
1.Разрисовать цветными карандашами слои зародыша, подписать их.
2.Записать стадии эмбрионального периода.
3.Во втором столбике соотнести картинки органов, которые соответствуют каждому зародышевому листу
V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся:
Индивидуальная работа с тестами(2 варианта).По итогам тестирования проводится взаимопроверка.
VI.Рефлексия:
я понял, что…
теперь я могу…
было интересно…
было трудно…
VII. Домашнее задание: § 32. Вопросы к параграфу стр.161
Тест по биологии на тему: «Способы деления клетки»
I вариант
1.Какой тип деления клеток не сопровождается уменьшением набора
хромосом:
А) Амитоз Б) Мейоз В) Митоз
2.В какой фазе мейоза происходит конъюгация хромосом:
А) Профаза I Б) Метафаза I В) Профаза II
3.Сколько клеток образуется в результате митоза:
А) Одна Б) Две В) Три Г) Четыре
4.В результате мейоза образуются:
А) 4 клетки с диплоидным набором хромосом;
Б) 2 клетки с разным генотипом;
В) 2 клетки с одинаковым набором хромосом;
Г) 4 клетки с гаплоидным набором хромосом.
5.На каком этапе жизни клетки хромосомы спирализуются:
А) Интерфаза Б) Профаза В) Анафаза Г) Метафаза
6.Набор хромосом в соматических клетках человека равен:
А) 48 Б) 46 В) 44 Г) 23
7.Растворение ядерной оболочки и ядрышек в процессе митоза происходит
в:
А) Профазе Б) Интерфазе В) Телофазе Г) Метафазе
8.Установите, в какой последовательности происходят процессы митоза:
А) Расхождение сестринских хроматид;
Б) Удвоение молекулы ДНК;
В) Образование метафазной пластинки;
Г) Деление цитоплазмы.
Тест по биологии на тему: «Способы деления клетки»
II вариант
1.Какое деление характерно для соматических клеток:
А) Амитоз Б) Митоз В) Мейоз
2.В результате какого типа деления клетки получаются четыре гаплоидные клетки:
А) Митоз Б) Мейоз В) Амитоз
3.Конъюгация хромосом характерна для процесса:
А) Профазы II мейоза Б) Митоза В) Профазы I мейоза
4.Расхождение хромосом происходит в:
А) Анафазе I Б) Метафазе I В) Метафазе II Г) Анафазе II
5.На процесс деления клетки расходуется энергия, заключенная в молекулах АТФ,
которые синтезируются в:
А) Профазе Б) Метафазе В) Интерфазе Г) Анафазе
6.Первое деление мейоза отличается от второго:
А) Расхождением дочерних хроматид в образующиеся клетки;
Б) Расхождением гомологичных хромосом и образованием двух гаплоидных
клеток;
В) Делением на две части первичной перетяжки хромосом;
Г) Образованием двух диплоидных клеток.
7.В какой из фаз митоза начинается процесс расхождения центриолей к полюсам:
А) В профазе Б) В анафазе В) В телофазе Г) В метафазе
8.Биологическая сущность мейоза состоит в:
А) Появлении новой последовательности нуклеотидов;
Б) Образовании клеток с удвоенным числом хромосом;
В) Образовании гаплоидных клеток;
Г) Рекомбинации участков негомологичных хромосом;
Д) Новых комбинациях генов;
Е) Появлении большего числа соматических клеток.
Ответы на вопросы теста «Способы деления клетки»
№
I
II
1
В
Б
2
А
Б
3
Б
В
4
Г
А
5
Б
В
6
Б
Б
7
А
А
8
БВАГ
АВД
Инструктивная карточка
Таблица №1
Задания:
1.Разрисовать цветными карандашами слои зародыша, подписать их.
2.Записать стадии эмбрионального периода.
3.Во втором столбике соотнести картинки органов, которые соответствуют каждому зародышевому листу
1.
2.
3.
1-ый зародышевый лист -
2-ый зародышевый лист -
3-ый зародышевый лист -
Тесты «Онтогенез»
Вариант 1
Выберите один верный ответ.
1. Бластула состоит из полости и
1) двух слоев клеток; 2) соединительной ткани; 3) одного слоя клеток; 4)
эпителиальной ткани
2. Внутренний зародышевый листок –
1) эктодерма; 2) энтодерма; 3) мезодерма; 4) целом
3. Признаки дифференцировки клеток зародыша появляются в период
1) гаструляции; 2) дробления; 3) органогенеза; 4) роста
4. 2. Нервная система человека формируется из:
1) эктодермы; 2) мезодермы; 3) энтодермы; 4) целома
5. Установите соответствие между этапами эмбрионального периода
развития организма и их характеристиками
Характеристика этапа эмбрионального периода
А) Зародыш состоит из зародышевых листков 1) Дробление
Б) Образующиеся клетки с каждым делением 2) Гаструляция
уменьшаются в размерах
В) Накапливается клеточный материал для дальнейшего развития
Г) Сущность заключается в перемещении клеточных масс
Д) Завершается процесс образованием многоклеточного зародыша - бластулы
Е) Появляются первые признаки дифференцировки
Вариант 2
1. 1. Закладка органов будущего организма начинается на стадии
1) зиготы; 2) нейрулы; 3) бластулы; 4) гаструлы
2. Нервная система человека формируется из:
1) эктодермы; 2) мезодермы; 3) энтодермы; 4) целома
3. Закладка органов будущего организма начинается на стадии
1) зиготы; 2) нейрулы; 3) бластулы; 4) гаструлы
4. В процессе дробления:
1) происходит дифференцировка клеток зародыша
2) образующиеся клетки с каждым делением уменьшаются в размерах
3) клетки делятся митотически
4) происходит перемещение клеточных масс
5. Особенности, характерные для дробления
1) накапливается клеточный материал для дальнейшего развития
2) образующиеся клетки с каждым делением уменьшаются в размерах
3) процесс завершается образованием многоклеточного зародыша-бластулы
4) зародыш на этой стадии состоит из зародышевых листков
5) процесс завершается образованием гаструлы
6) клетки зародыша не делятся и не растут
Ответы к тестам:
1 вариант
2 вариант
1
2
3
1
2
2
1
2
2,1,1,2,1,2
1,2,3
Автор(ы): Горбатова Т. Ф.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx