Кузьмина Екатерина Алексеевна
учитель биологии- химии
МАОУ « Нижне-Кузлинская ООШ»
Пономаревского района
Название предмета: биология
Класс: 9
УМК: Базовый учебник:В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Биология:общие закономерности. 9 класс:учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Физиологические адаптации.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: девятый урок в теме «Эволюция живого мира на Земле»
Цель урока: освоение новых знаний о физиологических адаптациях, выявление их значения в природе и место в эволюции живой природы.
Задачи урока: изучить многообразие адаптаций, их место и значение в эволюционном процессе, выявить механизм возникновения адаптаций, механизм физиологических адаптаций, их роль;
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты обучения
обучающиеся должны знать: определение « физиологическая адаптация», механизм формирования адаптаций;
должны уметь:
приводить конкретные примеры физиологических адаптаций;
Метапредметные результаты обучения:
Обучающиеся должны уметь:
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; давать определения понятий, проводить сравнение и обобщение, делать выводы и заключения, задавать вопросы;
Личностные результаты обучения:
Уметь использовать полученные знания для характеристики многообразия физиологических адаптаций, продолжать работу над развитием навыков самостоятельной работы с дополнительным материалом, учебником, делать выводы и фиксировать записи в тетрадь, работать с разными источниками информации.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, изображения животных, растений.
Содержание урока:
I. Проверка знаний.
1. Работа по вопросам записанным на классной доске:
А) Кратко охарактеризуйте основные положения теории Ч .Дарвина. Назовите:
-материал для эволюции;
-движущую силу эволюции;
- результат эволюции
(материал для эволюции – наследственная (неопределенная, индивидуальная ) изменчивость. Движущая сила эволюции – естественный отбор. Результат эволюции : многообразие видов, органическая целесообразность, усложнение организации)
Б) Почему избыточную численность потомства диких видов растений и животных связывают с естественным отбором и борьбой за существование? Какая форма борьбы за существование имеет наибольшее значение для эволюции?
(при избыточной численности потомства, индивидуальная изменчивость (т.е. материал для отбора) представлена очень широко. В природе происходит избирательное уничтожение менее приспособленных особей, выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных. При изменении условий среды перестраивается генетическая структура вида, благодаря размножению новые признаки распространяются, появляется новый вид.
2.Проверка выполнения заданий в рабочей тетради по теме «Забота о потомстве»
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация.
Значение физиологических адаптаций в жизни всех живых организмов очень важно, поэтому необходимо иметь научное представление о механизме их формирования.
2.Вопросы для беседы
- Как формируются адаптации в процессе эволюции?
- В чем сходство всех адаптаций? (материал – наследственная изменчивость, эволюционные факторы – отбор).
При формировании адаптации происходит превращение случайного адаптационного явления в необходимое для популяции и вида формирование признаков и свойств.
3.Физиологические адаптации.
Работа с текстом учебника для ответа на вопрос: Что означает термин «физиологическая адаптация»? (совокупность физиологических реакций . лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная на сохранение относительного постоянства его внутренней среды) Соответствующие форма и окраска тела, целесообразное поведение обеспечивают успех в борьбе за существование только тогда, когда эти признаки сочетаются с приспособленностью процессов жизнедеятельности к условиям обитания, т.е. с физиологической адаптацией (должны быть приспособлены не только внешне, но и внутренне).
4. Прослушивание сообщения ученика «Земноводные- обитатели пустыни?». Обсуждение после прослушивания приспособлений пустынных видов амфибий к среде обитания.
5. Прослушивание сообщения «Снова в воду. Тюлени.» Обсуждение сущности функционального приспособления, позволяющего формировать депо кислорода в организме тюленя ,позволяющее ему долго задерживаться в воде.
6. Самостоятельная работа с текстом учебника, (описание значения органов химического чувства у насекомых , змей).
Задание для анализа прочитанного материала:
-Охарактеризуйте физиологические адаптации, повышающие эффективность поиска пищи у насекомых, у змей и ночных хищников.
7. Классификация физиологических адаптаций на примере растений:
-Проявляющиеся стабильно и общие для всех особей одного вида( клеточные основы, процесс фотосинтеза)
-Развивающиеся в строго определенных условиях и чередующиеся в онтогенезе (суточные и сезонные ритмы, фотопериодические реакции, покой)
-Необходимые для перенесения стрессовых условий, отражающиеся на структуре (последствия засухи, засоления) галофиты, ксерофиты.
- Реализующиеся в течении короткого времени для обеспечения одного из этапов онтогенеза (функция нектарников, зародышевых корней и семядолей, реакция на опыление)
- Ненаследственные и обратимые свойства или модификация (временные изменения обменных процессов, морфологическая пластичность организма), имеющая также значение для выживания организма.
8. Задание для самостоятельной работы. Выберите из текста учебника примеры, подтверждающие правильность тезиса: «Адаптации не обеспечивают абсолютной безопасности их носителей» . Приведите конкретные примеры.
III. Рефлексия.
1. Устная беседа по вопросам учебника на тему: «Физиологическая адаптация».
2. Формулирование вывода о значении физиологических адаптаций в жизни человека, активно занимающегося спортом. Доказать значение тренировок спортсменов в горах для улучшения физических показателей и улучшения спортивных показателей.
IV. Домашнее задание.
1. Изучить текст параграфа учебника.
2. Ответить на вопросы рабочей тетради по этой теме.
3. Повторить материал о уровнях организации живой природы и единицах классификации живых организмов.
Автор(ы): Кузьмина Е. А.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx