Кузнецова Ирина Ивановна
учитель биологии
МАОУ «Семеновская основная
общеобразовательная школа»
Пономаревского района
Название предмета: Биология
Класс: 9
УМК: «Биология. Общие закономерности».
С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. 2004г.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Общие закономерности биологической эволюции.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 21
Место урока в системе уроков по теме - 14
Цель урока: изучить общие закономерности биологической эволюции.
Задачи урока: образовательная: рассмотреть общие закономерности биологической эволюции, выявить закономерности эволюционного процесса;
развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, анализировать, делать выводы.
Планируемые результаты: ученик должен иметь представление о работах отечественных ученых-эволюционистов;
знать определения: «ароморфоз», «идиоадаптация», «общая дегенерация».
уметь объяснять и иллюстрировать главные направления эволюции, их соотношения и роль в эволюции.
Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор, ноутбук
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: видеофильмы, раздаточный материал.
Содержание урока.
I. Организационный момент.
приветствие;
подготовка аудитории к работе;
наличие учащихся.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Главные направления эволюции».
- И так, давайте повторим изученный материал:
1. задание: Дайте определение понятиям: ароморфоз, идиоадаптации, общая дегенерация, приведите примеры.
Ароморфоз – это усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.
Идиоадаптация – это приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации животных или растений.
Общая дегенерация – это упрощение организации ведущий к исчезновению органов активной жизни.
2 задание: Распределите примеры, описывающие разновидности направлений эволюции, в три графы: ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация..(выполните письменно в тетради) (Приложение 1) Проверка.
III. Мотивация учебной деятельности.
- Сравните дождевого червя и личинку майского жука.
Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви классу Малощетинковые черви. Имеет вытянутое цилиндрическое тело, на переднем конце тела находится небольшая подвижная головная лопасть, лишенная глаз, антенн и щупалец. Тело сегментировано, снабжено маленькими щетинками.
Личика майского жука относится к типу Членистоногие, классу Насекомые. Внешне похожа на червя, хорошо передвигается в почве, Из-за того что обитают под землей не имеют глаз. Хорошо развит ротовой аппарат грызущего типа, благодаря ему личинка майского жука роет землю и питается растительными остатками и корнями растений.
- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и пиявка имеют различия в строении, хотя и относятся к одному типу?
Ведут разный образ жизни – среда обитания, пиявка – хищник или паразит, а червь в основном растительноядные или могут питаться органическими веществами, содержащимися в песке.
- Чем можно объяснить, то, что дождевой червь и личинка майского жука обладают некоторыми чертами сходства, но относятся к разным типам животных?
Способ добычи пищи, образ жизни.
Сообщение темы и цели урока.
- Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем изучать на уроке?
Закономерности эволюции.
-Дополнительно мы узнаем о правилах эволюции.
-Записываем тему урока в тетради.
IV. Изучение новой темы.
- Вспомните определение эволюции?
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.
- Среди форм эволюции выделяют:
Дивергенцию
Конвергенцию
- Рассмотрим более подробно эти формы и выясним их эволюционное значение.
- Задание для 1 группы: прочитайте текст учебника с.66-67 “Дивергенция”.
Раскройте содержание понятия дивергенция. Чем можно объяснить различие признаков у организмов родственных групп.
Задание для 2 группы: прочитайте текст учебника с.67-70 “Конвергенция”.
- Раскройте содержание понятия конвергенция. Чем можно объяснить возникновение общего сходства у неродственных групп организмов. Приведите примеры сходства строения органов у неродственных групп животных, обитающих в одинаковых условиях.
- Что такое дивергенция?
Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды.
- Приведите примеры дивергенции.
(рассмотреть в качестве примера дивергенцию млекопитающих и видоизмененных листьев растений) (Приложение №1)
- На каком уровне .можно наблюдать дивергенцию.
Дивергировать могут виды, семейства, отряды
- Какова роль дивергенции в процессе эволюции?
Дивергенция приводит к возникновению разнообразных по строению и функциям организмов, что обеспечивает более полное использование условий среды
Формулирование вывода: после возникновения крупных систематических групп на пути ароморфоза начинается крупная дивергентная эволюция этой группы путем приобретения адаптаций. (Архив ZIP дивергенция)
- Что такое конвергенция? (Приложение №2)
Конвергенция - схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.)
- Как могло возникнуть сходное внешнее сходство у животных разных систематических групп? А внутреннее?
В одних условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное внешнее строение (конвергентное сходство) . (Архив ZIP конвергенция)
- Может ли эволюционный процесс дать обратный ход и жизнь вернется к истокам?
Нет.
- Подвести к выводу: в истории Земли нередко возникали физические условия, повторяющие уже существовавшие ранее. Например, территория Западной Сибири неоднократно поднималась со дна моря и вновь опускалась.
Виды отличаются друг от друга не отдельными признаками, а сложными комплексами признаков. А повторение всего комплекса признаков статистически невероятно, исходя из чего: эволюция – процесс необратимый. (АрхивZIP необратимость эволюции. Динозавры)
- Правила эволюции:
Чтение вслух.
Правило необратимости эволюции. (Приложение №3)
Правило чередования главных направлений эволюции. (Приложение №4)
V. Закрепление нового материала.
- Сравнительная характеристика объективных показателей основных форм органической эволюции.
Форма эволюции
Краткая характеристика
Причины сходства признаков
Причины различия признаков
Примеры .
Дивергенция Расхождение признаков организма в пределах одной систематической группы, которое возникает под воздействием изменчивости, закрепляется наследственно, в итоге от одного общего предка образуются разные подвиды и виды. Родство организмов Формирование разного рода адаптаций в различных условиях среды
Конвергенция Схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора. Формирование сходных адаптаций в одинаковых условиях среды Организмы относят к разным систематическим группам.
VI. Итоги урока.
- И так с какими новыми понятиями мы познакомились на уроке?
VII. Рефлексия.
- Что бы понять как прошел наш урок я попрошу вас ответить на вопросы:
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / не интересным
VIII. Домашнее задание. Стр 66-70 вопросы 1-4.
Автор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 1-2.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 3.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Приложение 4.docxАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Дивергенция.zipАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Конвергенция.zipАвтор(ы): Кузнецова И. И.
Скачать: Биология 9кл - Необратимость эволюции (вымирание динозавров).zip