Дегтярева Наталья Владимировна, учитель географии,
МБОУ «Кинельская средняя общеобразовательная школа»,
МО Матвеевский район
Название предмета: география
Класс: 10.
УМК: География. 10 класс. 1Ч., Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Русское слово, 2010 г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Лесные ресурсы
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 5 урок в разделе «Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы»
Цели урока: сформировать представления о закономерностях размещении лесных ресурсов на планете, выделять главные районы их концентрации
Задачи:
Образовательные: раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов;
сформировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами ресурсов
Развивающие: развивать коммуникативные, самоорганизаторские, информационные компетенции обучающихся.
Воспитательная: способствовать формированию осознанного отношения к природным ресурсам.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать: основные закономерности размещения лесных ресурсов мира; различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»; оценивать роль лесных ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни. Уметь использовать статистические данные, анализировать различные источники географических знаний, пользоваться тематическими картами.
Техническое обеспечение урока: компьютер, экран, проектор, карта.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 1.http://www. prosv.ry- сайт издательства «Просвещение»
Содержание урока:
I. Организационный момент.
- приветствие
- проверка присутствующих учеников на уроке.
II. Актуализация знаний
1.Географический диктант:
Все виды природных богатств, которые на данном уровне развития цивилизации используются или могут быть использованы в хозяйственной деятельности (природные ресурсы)
Соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования (ресурсообеспеченность)
Вещества и соединения, находящиеся в земной коре в виде горных пород и минералов, используемые в хозяйственной деятельности (минеральные ресурсы)
Площадь земельной поверхности, пригодная для проживания людей и всех видов хозяйственной деятельности (земельные ресурсы)
Польдеры – это………
Верхний плодородный слой Земли (почва)
III. Первичное восприятие и усвоения нового материала.
1.Слово учителя
В лесах планеты находится основная часть органического вещества планеты. Лес необходим для фотосинтеза, для поставки кислорода в атмосферу, для поглощения углекислого газа, для сохранения плодородия почв и чистоты вод. Лес – место обитания огромного количества растений и животных. Лес поглощает шум и многие загрязняющие атмосферу вещества. Лес благоприятно влияет на здоровье и настроение человека. Лесами занято около 4 млрд. га земель (около 30% суши). Для количественной оценки лесных ресурсов используются следующие показатели: лесная площадь, лесистость и запас древесины. Лидирующее место по всем «лесным» показателям занимает Латинская Америка. Далее идут СНГ, С.Америка и Африка.Четко прослеживается два лесных пояса: северный с преобладанием хвойных пород деревьев и южный (главным образом тропические леса развивающихся стран).
2. Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями.
Группы учеников:
1 группа Северный лесной пояс
2 группа Южный лесной пояс
Задание для 1 группы.
Проведите мини исследование северного лесного пояса (хвойные и смешанные леса умеренного пояса) по плану используя:
1. В чем состоит ценность северного лесного пояса?
2. Какая опасность им угрожает?
3. Какие причины таких опасных ситуаций?
4. Предложите свои соображения по спасению северного лесного пояса.
Информация к размышлению:
В целом во всех странах Европы объем прироста древесины больше, чем объем его заготовок. Например, в Великобритании лесистость увеличилась на 7% в начале 20-ого века и до 20% в конце 20-ого века.
Задание для 2 группы.
Проведите мини исследование тропического лесного пояса по плану.
1. В чем состоит ценность тропических лесов?
2. Какая опасность им угрожает?
3. Какие причины таких опасных ситуаций?
4. Предложите свои соображения по спасению тропического леса.
Информация к размышлению:
1.За последние 200 лет площадь лесов на Земле уменьшилась в 2 раза. Лишь в Африке в течение 20 века лесопокрытая площадь уменьшилась в 2 раза. В Эфиопии в начале прошлого века леса занимали 40% территории, сейчас- 3%.
2. В развитых странах из 1000 куб. м. деловой древесины получают до 200 т. бумаги, то в Африке - лишь 13т.
3. Половина всей древесины в мире идет на дрова. Это в основном в развивающихся странах.
4. Годовой прирост древесины в тропических лесах в несколько раз больше, чем в северных лесах.
IV. Применения знаний в условиях выполнения заданий, практикумов.
1. Защита мини-проектов с показом презентаций (предварительное домашнее задание)
Проект оценивается всем классом и учителем
Критерии оценки:
Раскрытие темы
Логичность изложения
Использование различных источников знаний
Привлекательность проекта (Вызывает ли интерес у слушателей?)
Умение защитить свой проект.
V. Рефлексия.
Составление синквейна.
Что вызвало у вас затруднение? Над чем еще предстоит поработать?
VI. Домашнее задание.
§ 15, Подготовка к контрольной работе.
Автор(ы): Дегтярева Н. Г.
Скачать: География 10кл - Конспект.docx