Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

32. Понятие о глобальных проблемах человечества. (Канайкина О. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Канайкина Ольга Владимировна
    Учитель географии
    МОАУ «СОШ № 25 г.Орска»
    Название предмета география
    Класс 11
    УМК «Экономическая и социальная география мира». В.П. Максаковский, 2006 г.
    Уровень обучения базовый
    Тема урока Понятие о глобальных проблемах человечества.
    Общее количество часов, отведенных на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок по разделу «Глобальные проблемы человечества»
    Цель урока: выявить географические аспекты глобальных проблем человечества
    Задачи урока:
    Образовательная 
    Расширить знания учащихся по теме
    Развивающая
     Развивать умение сравнивать, делать выводы
    Воспитывающая
    Формирование экологической культуры, осознанность нравственного поведения
    Планируемые результаты: 
    Учащиеся знают географические аспекты глобальных проблем человечества; умеют работать с текстом учебника и дополнительной информацией; умеют составлять краткую характеристику, выделяя главные проблемы, делают выводы.
    Техническое обеспечение урока:
    Учебник, карта мира, дополнительная информация к уроку.
    Содержание урока
    I . Организационный момент
    Будь милосерден, человек!
    У всех людей - одна планета:
    И ветрам нет на ней границ, 
    Как нет границ потокам света
    И перелетам диких птиц
    И нам беречь планету надо
    Для тех, кто будет после нас.
    А мы безумно сыплем яды
    И дом свой травим не скупясь.
    Уже все тоньше слой озона, 
    А он – щит жизни на Земле;
    Уже растут, как язвы, зоны, 
    Где смерть таится в дымной мгле.
    Текут отравленные воды
    По руслам рек и под  землей.
    Дожди спадают с небосвода 
    Сернокислотную водой. (И.И. Ландо)
    II. Основная часть урока.
    Сегодня на уроке мы будем говорить о глобальных проблемах человечества. 
    - Что такое глобализация?
    - А какие проблемы мы будем называть глобальными? (зачитывают из текста параграфа)
    Пользуясь текстом учебника, стр. 353, найдите ответы на поставленные вопросы.
    Предполагаемые ответы учащихся:
    Глобализация касается всех стран, народов, социальных слоев населения; приводит к значительным экономическим и социальным потерям;  требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе. 
    Учитель: Пользуясь текстом учебника и дополнительной информацией, приготовленной каждой парой, наша задача охарактеризовать глобальные проблемы человечества.
    План для обсуждения глобальных проблем.
    1. Сущность проблемы
    2. Причины возникновения
    3. Географические аспекты
    4. Пути решения
    Для полной характеристики предлагаю в течении урока в тетрадях зафиксировать основные аспекты и выводы. 
    А) название проблемы
    Б) доказательства существования
    В) пути решения
    Политические проблемы
    1. Глобальная безопасность
    2. Международный терроризм
    Демографические проблемы
    1. Высокие темпы прироста населения в развивающихся странах
    2. Снижение численности населения в экономически развитых районах мира.
    Экологические проблемы
    1. Нерациональное природопользование
    2. Загрязнение окружающей среды
    Экономические проблемы
    1. Сырьевая и энергетическая
    2. Продовольственная 
    Социальные проблемы
    1. Ухудшение состояния здоровья
    2. Низкий уровень образования и компьютерной грамотности.
    Предполагаемые записи в тетради учащихся.
    А) Политические проблемы
    Б) Накопление средств массового уничтожения в мире
    В) Разоружение, контроль за разоружением, мирные договоры
    А) Демографические проблемы
    Б) Демографический взрыв в развивающихся странах; демографический кризис в развитых странах; неконтролируемая урбанизация; переселение беженцев; увеличение нагрузки на окружающую среду
    В) Активная демографическая политик; повышение экономического развития стран; улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.
    А) Экологические проблемы
    Б) Изменение климата; разрушение озонового слоя;  «парниковый эффект»;  экологический кризис в различных районах мира
    В) Очистные сооружения; создание безотходных технологий; рациональное размещение «грязных» производств.
    А) Экономические проблемы
    Б) Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах; рост спроса на сырье; истощение природных ресурсов
    В) Интенсивный рост развития сельского хозяйства; использование достижений НТР; более полное использование полезных ископаемых; развитие альтернативных источников энергии; политика ресурсосбережения
    А) Социальные проблемы
    Б) Интернационализация преступности; интеграция в экономической, социальной и культурной сферах; формирование мафиозных кланов, рынков сбыта наркотиков
    В) Уничтожение плантаций наркосырья; правовое воспитание молодежи
    Учитель: вы выслушали сообщения об основных глобальных проблемах человечества.
    Какой же главный вывод можно сделать исходя из услышанного на уроке
    Предполагаемый вывод: Глобальны проблемы требую глобальных путей их решения. Главные пути заключаются в проведении социально – экономических преобразований во всех сферах жизни и деятельности этих стран, в развитии  научно – технического прогресса, международном сотрудничестве и демилитаризации.
    III. Рефлексия
    Стали люди сильными, как боги, 
    И судьба Земли у них в руках.
    Но темнеют страшные ожоги
    У земного дара на боках.
    Мы давно «освоили» планету.
    Широко шагает новый век.
    На Земле уж белых пятен нету.
    Черные сотрешь ли , человек? (А.Плотников)
    IV Домашнее задание.
    Тема 11, параграф 1, подготовить сообщения на темы: 1. Пессимистический прогноз о количестве природных ресурсов.  2. Оптимистический прогноз о природных ресурсах. 3. Пессимистический прогноз экологов.   4. Оптимистический прогноз экологов. 5. Гипотеза «Парниковый эффект». 6. Гипотеза «Стабилизации численности населения». 7. Проекты будущего.
     
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Канайкина О. В.

    Скачать: География 11кл - Конспект.docx