Шустов Вячеслав Александрович
учитель химии
МОБУ «Петровская средняя общеобразовательная
школа имени Героя Советского Союза Супонина
Дмитрия Владимировича»
Саракташский район
Название предмета: Химия
Класс: 9
УМК: Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Химия. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений, М.: Русское слово, 2012
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Оксиды азота
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: Тема " Оксиды азота " является четвертой в изучении подгруппы азота.
Цель урока: формирование знаний о оксидах азота, способах получения, физических, химических свойствах и применении оксидов азота.
Задачи:
Образовательная: изучить свойства оксидов азота, повторить классификацию и основные свойства оксидов, повторить основные свойства аммиака и закрепить характерные свойства солей аммония.
Развивающая: развитие умений самостоятельно систематизировать и анализировать теоретическую и экспериментальную информацию, выделять главное в процессе проведения опытов, уметь самостоятельно делать выводы.
Воспитывающая: формирование научного мировоззрения, развитие коммуникативных умений в ходе групповой, парной и коллективной работы, убеждение в необходимости привлечения химии к пониманию и описанию процессов происходящих в окружающей среде, воспитание осознанного отношения к своему здоровью и “здоровью” окружающей среды.создание комфортности присутствия на уроке,воспитание эстетического отношения к предмету,воспитание отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее имеющимися или приобретенными знаниями.
Тип урока: усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: Уметь описывать физические свойства оксидов азота, знать химические свойства оксидов азота, уметь составлять уравнения реакций с участием оксидов азота.
Метапредметные: Сформировать умения учащихся определять учебную задачу, планировать свою деятельность, проводить самооценку.
Личностные: Формирование учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: ПСХЭ Д.И. Менделеева, компьютер и мультимедийный проектор, таблицы для заполнения (приложение 1), презентация (приложение 2)
Конспект урока
1.Организационный момент.
Приветствие учеников
2. Проверка знаний
Фронтальная беседа (Слайд 1)
1.С каким химическим элементом и простым веществом вы сейчас знакомитесь?
2.Какие соединения этого элемента вы уже изучили?
3.С каким из этих соединений вы часто сталкиваетесь в жизни?
4.Для каких целей его используем и на каких свойствах этого вещества оно основано?
5. Какой концентрации раствор нашатырного спирта? Бывает ли раствор аммиака другой концентрации?
6.Решите задачу (Слайд 2):
1)Сколько воды необходимо добавить к 100г. 25% раствора аммиака, чтобы получить 10% раствор аммиака?
2)К 100г. 25% раствора аммиака добавили 400г. воды. Какова массовая доля аммиака во вновь полученном растворе?
3)Определите массу аммиака в 100г. 25% раствора аммиака.
7. (Слайд 3) В двух пробирках находятся соли необходимо узнать в какой из пробирок находится соль аммония? Как это сделать?
2.Мотивационный этап.
Любуясь пейзажами родной природы, у нас улучшается настроение, мы радуемся жизни. И мы совсем не вспоминаем о том, что происхождению и продолжению жизни на планете мы обязаны одному из главных биогенных элементов – азоту.
Ученые доказали, что ежегодно из атмосферы с дождевой водой в почву попадает около 7 кг азота на гектар. Но мы с вами знаем, что азот плохо растворяется в воде. В каком же виде азот попадает в почву из атмосферы?
Ответ учеников: в виде растворенных оксидов азота, азотной кислоты и его солей.
Учитель: Из каких химических элементов образуются оксиды азота?
Ответ учеников: Из кислорода и азота – оксиды.
Учитель: Правильно. Следовательно, как будет сформулирована тема нашего урока?
Ответ учеников: «Оксиды азота»
(Слайд 4: Тема урока: Оксиды азота).
Учитель: Нам предстоит рассмотреть проблему получения оксидов азота.
(Слайд 5: Проблемный вопрос)
Как вы думаете, какие цели и задачи можно сформулировать по этой проблеме? О чем мы будем говорить? Что нам необходимо знать об этих веществах?
(Слайд 6: Цели и задачи)
Предполагаемые ответы учеников: Какие бывают оксиды азота, как они получаются? Где они применяются?
Учитель: Вы уже много знаете об оксидах и их свойствах попробуйте выполнить следующие задания.
Слайд 7 с заданием:
1) Третий лишний
1. N2O3 NO2 NH3
2. N2O NO N2O5
2)Игра крестики-нолики (Слайд 8 с заданием)
Отметьте крестиком правильно составленные формулы оксидов азота
Слайд с проверкой
3. Изучение нового материала (Слайд 10, 11).
Азот образует оксиды, в которых проявляет степени окисления от +1 до +5:
+1 +2 +3 +4 +5
N2O NO N2O3 NO2 N2O5
N2O – оксид азота(I) Несолеобразующие оксиды, т.к. не
NO – оксид азота(II) взаимодействуют при обычных условиях с
кислотами и щелочами с образованием солей.
N2O3 – оксид азота(III)
NO2 – окcид азота(IV) Кислотные оксиды
N2O5 – азотный ангидрид
Наиболее важные из тех 5 оксидов азота являются оксид азота-2 и оксид азота-4
Задание: Заполните таблицу «сравнительная характеристика оксидов азота».
(Слайд 12)
Признаки
NO
Mr(NO)= 30
NO2
Mr (NO2)= 46
1.Агрегатное состояние,температура плавления и кипения
2.Цвет
3.Токсичность для организма
4.Отношение к воде
5.Кислотно-основные свойства
6.Окислительно-восстановительные свойства
7.Особые свойства
8.Получение
а) промышленности
б) лаборатории
9. Применение
Ответ (Слайд 17):
Признаки
NO
Mr(NO)= 30
NO2
Mr (NO2)= 46
1.Агрегатное состояние,температура плавления и кипения
газ
tпл.= -1640С
tкип.=-1520С
газ
tпл=-110C.
tкип= +210C.
2.Цвет
без цвета, без запаха
бурый с резким запахом
3.Токсичность для организма
токсичен
очень ядовит
4.Отношение к воде
малорастворим
взаимодействует образует HNO3 и HNO2
5.Кислотно-основные свойства
несолеобразующий
кислотный
6.Окислительно-восстановительные свойства
окислитель
восстановитель
сильный
окислитель
7.Особые свойства
Легко окисляется
2NO+O2=2NO2
реакция димеризации
NO2 N2O4
8.Получение
а) промышленности
б) лаборатории
Pt
4NH3 +5O2→4NO+6H2O
30000C
N2+O → 2NO
температура электрической дуги
Cu+4HNO3 (конц.) →
→Cu(NO3)2+2NO2+ 2Н2O
9. Применение
замедление цепных реакций
производство HNO3
4. Подведение итогов работы на уроке
Оценки за урок.
5.Домашнее задание (слайд 18): п.29. Сообщение на тему «Очистка выхлопных газов автотранспорта».
6.Рефлексия.
- Выполнили ли мы цели и задачи урока?
- Что вы узнали о кислородных соединениях азота?
- Какие вопросы показались вам трудными?
Автор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Презентация к уроку.pptАвтор(ы): Шустов В. А.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx