Ишбульдина Аниса Салимьянова
учитель химии
МОБУ «Карагузинская ООШ»
Саракташский район
Название предмета: «Химия»
Класс: «9»
УМК (название, автор, год издания): Химия 9 класс, И. И. Новошинский, Н.С.Новошинская; 2012 г.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
Тема урока: Кислородные соединения углерода
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1ч
Место урока в системе уроков по теме: тема «Подгруппа углерода», урок № 2 (41)
Цель урока: познакомиться с кислородными соединениями углерода
Задачи урока:
Образовательные:
усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа;
Развивающие:
развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
Воспитательные:
содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (идеи материальности мира, причинно – следственных связей между явлениями, познаваемости мира и его закономерностей), содействовать физическому воспитанию, профилактике их утомляемости на урок.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты: Формировать навыки самостоятельной работы с учебником, с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с требованиями техники безопасности, уметь писать уравнения реакций, отражающие свойства оксидов углерода, объяснять закономерности их влияния на живые организмы.
Техническое обеспечение урока: известковая вода, стеклянная трубка, 3 стакана с НСl
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет – ресурсы)
Содержание урока
№
Этапы урока
Дидактическая
задача
Содержание
Деятельность учителя
(с указанием приемов и методов, согласно применяемой технологии)
Деятельность
учащихся
(с указанием форм работы)
1
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке
Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А как ваше настроение? Я надеюсь, оно хорошее, но в конце урока будет ещё более оптимистичным – его поднимут и хорошие оценки, и новые знания.
Слушают учителя, настраиваются на работу.
2
Мотивация учебной деятельности
Выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности
Проверка знаний учащихся в виде тестирования.
I вариант – 1,2,3,4,8,10
II вариант – 3,5,6,7,8,9,10
Выполняют работу на отдельных листах
Взаимопроверка в парах
3
Актуализация знаний и умений (Проверка знаний учащихся)
Выявление степени усвоения знаний и умений необходимых для решения учебной деятельности
1. Фронтальная беседа с классом.
Учитель. Элементы какой группы Периодической системы мы изучаем?
Перечислите элементы, составляющие главную подгруппу данной группы
Укажите положение углерода в Периодической системе.
Каковы особенности строения атома данного элемента?
Какие степени окисления характерны для данного элемента?
Назовите аллотропные модификации углерода?
Перечислите физические и химические свойства углерода.
Верите ли вы что:
- угарный газ очень ядовит, так как, попадая при дыхании в кровь, быстро соединяется с гемоглобином, лишая тем самым возможности гемоглобин переносить кислород; (Да)
- угарный газ образуется при полном сгорании топлива; (Нет)
- угарный газ используется в металлургии при выплавке чугуна; (Да)
- CO2 – это типичный кислотный оксид: взаимодействует с металлами, кислотами, водой; (Да)
- углекислый газ используют для изготовления шипучих напитков и для получения соды (Да)
4
Постановка учебной задачи
Постановка целей учебной деятельности
Сегодня вы познакомитесь с кислородными соединениями углерода, которые указаны на схеме
№ 1. К ним относятся оксиды углерода (II и IV), угольная кислота и её соли: карбонаты (мрамор, мел, известняк, аргонит) и гидрокарбонаты (питьевая сода)
5
Освоение нового учебного материала
Освоение новых знаний и умений
1. Я в газированной воде,
Я в хлебе, в соде; я везде
И фотосинтез без меня
И не туда и не сюда.
Я пламя маленькой свечи.
И нужно только сделать вдох
Чтоб я на свет явиться мог.
(Углекислый газ или оксид углерода (IV)).
2.Горю я синим пламенем
Угаром угрожаю,
Когда совсем сгораю я,
Из печки улетаю.
(Угарный газ или оксид углерода (II)).
А в природе эти оксиды существуют? Вместе с учащимися указываем основные причины возникновения углекислого газа:
- сжигание ископаемого топлива;
- истребление лесов;
- разрушение и минерализация лесных подстилок, дернины лугов, степей;
- осушение болот, сопровождающие интенсивным окислением торфяников;
- уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере.
Учитель: демонстрирует получение углекислого газа и его взаимодействие с известковой водой.
СаСО3 + 2НСl = СаСl2+СО2↑ + Н2О
CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O;
в промышленности:
СаСО3 = СаО + СО2↑
IV. Кислородные соединения углерода.
Изучение коллекции минералов.
Кислородные соединения углерода в природе встречается в виде карбонатов.
Соединения: мел, известняк, мрамор (все соединения имеют в своем составе – карбонат кальция CaCO3).
Коллекция минералов
Рассмотреть образцы соединений углерода, отметить основные его характеристики.
Химические свойства оксида углерода (II)
Оксид углерода (II) относится к несолеобразующим оксидам. Почему?
А) Горит, образуя углекислый газ:
2СО + О2 = СО2
Б) Восстанавливает металлы из их оксидов:
Fе2О3 + 3СО = 2Fе + 3СО2
Химические свойства оксида углерода (IV)
Как вы думаете, какими свойствами обладает оксид углерода (IV)?
Верно, и как кислотный оксид он взаимодействует:
А) с водой: СО2 + Н2О = Н2СО3 – угольная кислота
Б) с основным оксидами СаО + СО2 = СаСО3
В) со щелочами: Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О – качеств реакция (Выполнение опыта)
Сообщение учащегося о действии угарного газа
Следующее соединение углерода – это угольная кислота. Давайте вместе дадим характеристику угольной кислоты
-Знание физических свойств данных веществ вам поможет решить химическую задачу.
В Италии, близ Неаполя, имеется "собачья пещера", в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ.
Почему при входе в эту пещеру животные гибнут, а люди остаются невредимыми?
(Углекислый газ тяжелее воздуха, скапливается в нижних слоях пещеры на уровне высоты животных, поэтому животные, испытывая недостаток кислорода, гибнут. Если учащиеся не могут ответить на вопрос, то необходимо напомнить о молекулярной массе углекислого газа и воздуха).
-Опираясь на знание физических свойств веществ, вы можете прогнозировать и химические свойства.
Я назову сейчас два глобальных процесса, которые происходят на земле. Найдите между данными процессами связь и противоречие.
Фотосинтез и парниковый эффект.
Соли угольной кислоты.
Угольная кислота образует два ряда солей: средние – карбонаты и кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли калия, натрия и аммония.
Лабораторный опыт № 12
Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Возьмем небольшие кусочки мела, известняка, мрамора, опустим их в стаканчики с соляной кислотой. Почему происходит вскипание? Найдите в параграфе и запишите в тетрадь уравнение этой реакции (задание 7).
СаСО3 + 2НСl = CaCl2 + H2O + CO2 ↑
Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы. Это качественная реакция на соли угольной кислоты.
Уч-ся отвечают на вопрос
Записывают уравнения реакций
Уч-ся отвечают, что это кислотный оксид
Уч-ся записывают уравнения реакций
Слушают сообщение
Заполняют пропуски в тексте
Выполняют ЛР и записывают уравнение реакции
6
Закрепление учебного материала
Закрепление нового знания и умения при решении типовых задач
Учащиеся работают
Приложение1 задание 3
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Проверка соответствующих записей
8
Рефлексия
Автор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Конспект.docxАвтор(ы): Ишбульдина А. С.
Скачать: Химия 9кл - Приложение.docx