Название предмета: Обществознание
Класс: 11
УМК (название учебника, автор, год издания): Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - М.: «Русское слово», 2008 год.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
Тема урока: Этическая основа культуры
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
Место урока в системе уроков по теме: 1 урок раздела «Культура и духовная жизнь»
Цель урока: Раскрыть особенности понимания культуры и ее этической основы, научить анализировать ценности, значимые в конкретном обществе.
Задачи урока: 1. Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий культура, мораль, этика, нравственность
2. Развивающая: развивать умения сравнивать данные понятия, находить общее и различное;
3. Воспитательная: формирование уважительного отношения к мнению других людей
Планируемые результаты:
1. Сформировать знания об основных понятиях урока
2. Развитие умения развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;
3. формирование нравственных качеств личности через расширение представлений о ценностях
Техническое обеспечение урока: -
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): карточки
Содержание урока
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Актуализация опорных знаний
3. Изучение новой темы
3.1. Беседа
3.2 Динамическая пауза
3.3 Работа с источником (учебником)
4. Закрепление. Применение теоретических положений в решении задачи
7. Рефлексия
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
1. Организационный момент. Приветствие
2. Актуализация опорных знаний
Обучающимся предлагаются карточки с высказываниями о культуре, объяснив которые ребята делают вывод, что значение этого слова многообразно: это и нравственные качества человека, и правила поведения, достижения в науке, образование, исторические эпохи и т.д.
Культура - это мера человечности в человеке. (Карл Маркс)
Культура - великий учитель того, как следует жить. (Дина Дин)
Культура — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. (Лорд Раглан)
Нельзя быть культурным человеком без знания основных результатов всех наук. Культура едина. Синтетична. Нет отдельной культуры для инженера и медика. Все вместе науки формируют культуру, ее идеологию - мировоззрение. (Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин)
Памятники культуры – это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа. (Федор Абрамов)
В войне между цивилизациями потери несет культура. (Самюэль Хантингтон)
После этого обучающиеся вспоминают сферы общественной жизни и выясняют, что культура относится к духовной сфере. Вновь вернувшись к высказываниям, приходят к выводу, что культура является основой духовной сферы.
3. Изучение новой темы
3.1 Беседа
- Что мы имеем в виду, когда говорим
— о культуре поведения школьника,
— о культуре слова депутата
— о культуре Древней Греции?
Отвечая на эти вопросы, ребята выясняют, что стержнем культуры выступают ценности.
«Собери определение» - предлагаются ключевые слова, из которых составляется определение «ценности»
«+» или «-» + значимость +объекты +окружающий мир + человека + …
(Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом)
- Ценностями называются наши представления о чем-то предпочитаемом как о благе.
На доске прикреплены карточки со словами. Обучающиеся выходят к доске, снимают карточку со словом, дают определение. Если какое- то слово вызывает затруднение, обращаются к словарям.
Истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода.
Ребятам можно предложить составить рейтинг ценностей (какую ценность поставят на 1 место, какую – на второе и так по нисходящей), систематизировать мнения и увидеть, что представляет для них наивысшую ценность.
3.2 Динамическая пауза.
- Зарядка для глаз.
Глазными яблоками произведите максимально сильное вращение по часовой стрелке и против нее. Сильно сожмите веки, а затем широко откройте глаза. Сделайте это упражнение по 5 раз. Закройте глаза и легонько погладьте веки от внутренних углов глаз к наружным.
- "Сова".
Возьмитесь за плечо и сильно надавите на него. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Опустите подбородок на грудь, дышите глубоко, мышцы расслабьте. Возьмитесь за другое плечо и повторите упражнение.
3.3 Работа с источником (учебником)
Задание: прочитать 98- 99 страницы учебника, узнать, как в реальной жизни отдельные ценности могут пересекаться друг с другом; выяснить, совпал ли ваш рейтинг с мнением автора учебника.
- История развития этических взглядов человечества показывает, что понятие этики не оставалось одним и тем же на протяжении истории человечества. Тенденцией в развитии этических понятий было расширение круга лиц, о которых надлежало проявлять заботу. Известный философ А. Швейцер объяснил этику «как ответственность за все, что живет». В 1913 г. он бросил блестящую карьеру и уехал в джунгли Центральной Африки. Своими руками построил больницу для африканского населения, оставшись в ней работать. Он считал, что предназначение человека заключается в том, чтобы помогать жизни, терпящей бедствие.
Прочитав материал параграфа, ученики самостоятельно разбираются, чем различаются между собой часто употребляемые в речи слова: «мораль», «этика», «нравственность».
Классу предлагается выполнить задание:
- выписать в тетрадь особенности, присущие моральным нормам;
- привести в пример поступок человека, одобряемый с точки зрения моральных норм;
- привести в пример поступок человека, не одобряемый с точки зрения моральных норм.
4. Закрепление
Можно рассмотреть старинную китайскую притчу, которая приведена в учебнике.
Один юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики, с тем чтобы наставить на путь истины.
- Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
- Конечно, нет! — ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
-Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!
Ученикам предлагается прокомментировать эту притчу с позиции этики.
5. Рефлексия
Ребята, в заключение нашего урока я попрошу Вас подойти к столу и взять по одной карточке. Вам необходимо продолжить фразу:
Урок дал мне для жизни………
Меня удивило…………………
Теперь я могу………………………..
Было интересно……………………
Я понял (а), что…………………………….
Было трудно………………………………
Я попробую………………………………..
Я выполняла задания……………………..
6. Подведение итогов урока. Я хочу поблагодарить Вас за помощь в проведении урока. Вы все сегодня хорошо поработали.
7. Домашнее задание. П.12, задания к параграфу, написать эссе на тему: «Является ли свобода осознанной необходимостью?»
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc