Название предмета: Обществознание
Класс: 11
УМК (название учебника, автор, год издания): Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. - М.: «Русское слово», 2008 год.
Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
Тема семинарского занятия: «Нравственные категории и их реализация в жизни»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1 час
Место урока в системе уроков по теме: завершает раздел «Культура и духовная жизнь»
Цель урока: развитие самостоятельности мышления, творческой активности обучающихся, анализ ценностей, значимых в российском обществе.
Задачи урока:
1. Образовательная: обеспечить в ходе урока повторение и закрепление основных понятий культура, мораль, этика, нравственность, базовые национальные ценности
2. Развивающая: развитие умения обобщать, логически излагать свои мысли;
3. Воспитательная: способствовать формированию нравственной позиции
Планируемые результаты:
1. сформировать представления об основных понятиях урока
2. развивать способности к анализу, обобщению
3. формирование умения корректно отстаивать свою позицию, вести диалог на основе взаимного уважения.
Техническое обеспечение урока: -
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы):
Содержание урока
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Выступления обучающихся.
3. Рефлексия.
4. Подведение итогов урока.
Неандертальский человек ещё сидит
в каждом из нас и для его проявления
достаточно снять культурные одежды.
Э.Мунье
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя
В повседневной жизни реализация нравственных категорий, осуществление нравственного идеала встречают ряд трудностей и препятствий. Часть из них связана с низкой общей культурой людей, не воспринимающих те или иные этические категории (честь, долг, совесть и др.). Другие трудности связаны с тем, что люди принадлежат к различным социальным группам, имеющим неодинаковые интересы и цели своей жизни и поведения. Люди довольно часто клянутся ими, но действуют по своим индивидуальным и групповым программам. Наконец, невоспитанность личности проявляется в отсутствии у нее собственного нравственного переживания, в отсутствии чуткости к положению и душевному состоянию других людей Человек часто рассуждает правильно, но эти рассуждения приобретают у него демонстративный и приспособленческий характер и не затрагивают действительного содержания его внутреннего мира. Огромную роль в развитии нравственной культуры личности играет разнообразие и богатство ее жизненных связей и интересов, ее способность не ограничивать себя узким кругозором необходимого для жизни: денег, удобств, например. Мир художественной литературы и художественной культуры в целом открывает личности многое (добро, милосердие, уважение, честь и достоинство и др.), которые закрыты, зачастую забыты за повседневными делами. И только нравственное развитие может существенно изменить первоначальные доминанты интересов человека и продвинуть его на пути освоения богатств и ценностей мирового культурного опыта. Теперь обратимся к эпиграфу урока. Какие культурные одежды имел в виду Э.Мунье?
(варианты ответов обучающихся)
3. Выступления обучающихся с заранее разработанными темами.
1) Мораль в жизни людей.
2) Мир нравственных категорий.
- добро и зло
- совесть и стыд
- честь и достоинство
- счастье, критерии счастья
- содержание «золотого правила нравственности», его трактовка в различных культурных традициях
- полезность и успешность в современной морали
3) Особенности общения в Интернете
4) Базовые национальные ценности
4. Заключительное слово учителя
Таким образом, мы можем сказать, что именно нравственность выражает человеческое в человеке. Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Гораздо важнее руководствоваться ими в жизни. Давайте мы с вами составим свой рейтинг ценностей, и каждый увидит, в чем он видит источники нравственности.
(Ребята составляют рейтинг)
5. Рефлексия
Передавая мячик соседу, произнесите в его адрес самое нужное, самое доброе слово, связанное после нашего с вами разговора.
Автор(ы):
Скачать: Обществознание 11кл - Конспект.doc