Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

3 Происхождение лексики современного русского языка. Фразеология. Лексикография

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Происхождение лексики современного русского языка. Фразеология. Лексикография.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 3-ий урок в разделе «Повторение за курс 5-9 классов»
    Цель урока: Систематизировать изученное по лексике и фразеологии. 
    Задачи:
    1.Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).
    2.Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ; развивать культуру устной и письменной речи; развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты. 
    3.Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.
    Планируемые результаты:учащиеся изучат происхождение лексики современного русского языка, научатся использовать в своей речи фразеологические обороты.
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: опорные схемы материал для учеников.  
    
    Ход     урока.
    1.Оргмомент.
    -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторяем раздел «Лексика и фразеология». Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке?
    (Ответы учеников: систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу). 
    2. Заполнение таблицы.
    -Теперь каждый конкретизирует, что он знает по этой теме. Для этого заполним таблицу:
    
    
    
          
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3.Словарная работа.
    -Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу.. Ваша задача: в течение 2 минут расставить ударение в предложенных словах. 
    Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.
    Проверьте себя (На доске слайд с правильными ответами).
    (правильно: слИвовый, красИвее, закУпорить, ,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс, ,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).
    
    4.Изучение темы урока.
    -Что такое лексика? (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения).
    -Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология). 
    -Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке).
    9. А теперь следующее задание, более сложное, это работа с текстом.
    (Организация сопутствующего повторения).Отрывок взят из текста Е.А.Сикирич..
    1. Укажите предложение, в котором используются антонимы.
    1) 5   2) 2    3) 3     4) 12
    2. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста..
    В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
    Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте
    на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру
    термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой
    соответствующую цифру.
    Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии
    с приведёнными в бланке образцами.
    «Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека
    понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____
    («разъединяет» – «объединяет»). Синтаксическое средство – (Б)_____
    (в предложениях 4, 13), троп – (В)_____ («они – две колонны,
    поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16)
    и лексическое средство – (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении
    9) помогают автору выразить своё отношение к сущности
    рассматриваемых понятий».
    Список терминов:
    1) фразеологизм
    2) литота
    3) ряды однородных членов
    4) ирония
    5) метафора
    6) антонимы
    7) синтаксический параллелизм
    8) экспрессивный повтор
    9) восклицательные предложения
    
    
    Ответ: 
    А
    Б
    В
    Г
    
    
    
    
    
    К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология». На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры. (Это устойчивые сочетания, они делают нашу речь яркой, выразительной. Например, обвести вокруг пальца, водить за нос, похожи как две капли воды).
    2. Работа по учебнику
    1. Упр. 78.(комментированный диктант)
    Ответы к упражнению 78:
    Исконно русские фразеологизмы: овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; а ларчик просто открывался; попасть впросак; еле-еле душа в теле; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; а Васька слушает да ест; лет до ста расти нам без старости; сама себя высекла; без руля и без ветрил.
    Старославянские фразеологизмы: попал как кур в ощип; без году неделя; исчадие ада; по образу и подобию; блажен, кто смолоду был молод, во время оно.
    Заимствованные фразеологизмы: играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; вавилонское столпотворение; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята.
    2. Упр. 85.(устное комментирование)
    
    3.Составление синонимических и антонимических пар
    — Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы. Запишите фразеологизмы (каждый на отдельной строке), подберите к ним антонимическую пару.
    Например:
    • кот наплакал — куры не клюют;
    • слова не вытянешь — рта не закрывает;
    • ходить вокруг да около — попасть в точку;
    • дать маху — попасть в точку:
    • мухи не обидит как кошка с собакой;
    • выйти из себя — овладеть собой;
    • впасть в отчаяние — воспрянуть духом.
    — Составьте синонимические пары.
    Например:
    • на скорую руку — в пожарном порядке;
    • обвести вокруг пальца — провести на мякине;
    • на всех парах — во всю прыть;
    • хоть волком вой — хоть караул кричи;
    • со всех ног — во всю прыть;
    • тертый калач — стреляный воробей;
     ни зги не видно — кромешная тьма — хоть глаз выколи.
    — Дайте определение фразеологизмов. Перечислите признаки фразеологизмов.
    Назовите группы фразеологизмов по их происхождению (материал можно найти на стр. 48—49 учебника).
    Домашнее задание. На основе материалов сообщений учащихся и учебника составить связный рассказ о фразеологизмах.        2. Выполнить упр. 87, 95.
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Галимуллина Г. Г.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx