Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

16 Имя прилагательное как часть речи (Давыдова Г. Д.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК:«Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г
    Уровень обучения: базовый
    Тема : Имя прилагательное как часть речи» §36.
    На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный  урок  №9.
    Тип урока: урок повторения,  обобщения и применения знаний и умений.
    Цель урока: повторение и обобщение представлений учащихся об имени прилагательном как о части речи; совершенствование навыков грамматических разборов;повторение лексико-грамматических категорий имени прилагательного; отработка умения производить морфологиче­ский разбор имени прилагательного; развитие умение работать с различными источниками; воспитание уважительного отношения к слову.
    Задачи урока:
    Образовательные: повторение и углубление ранее полученных знаний по теории, выявление особенностей качественных, относительных и притяжательных прилагательных, рассмотрение способов образования сравнительной и превосходной степени имен прилагательных, определение  морфологических признаков данной части речи.
    Развивающие:актуализация  знаний  в области грамматических норм имен прилагательных, развитие     познавательного интереса к изучению языка, развитие мышления и творческих способностей учащихся на материале произведений русской литературы 19 века.
    Воспитывающие: формирование речевой грамотности, мировоззрения учащихся, коммуникативных навыков.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны знать:
    - определение имени прилагательного;
    - лексико-грамматические разряды имени прилагательного;
    - морфологический разбор имени прилагательного.
    Учащиеся должны уметь:
    - делать морфологический разбор имени прилагательного;
    - определять разряды имени прилагательного.
    Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной«Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г.
    2. Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков. Орфографический словарь. -  М., 2002г.
    3. Портрет С.А.Есенина.
    Содержание урока:
    I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
    
    II.Работа с записанным на доске (выведенном на интерактивной доске) предложением.
    Он в жизнь вбегал  рязанским простаком,
    Голубоглазым, кудреватым, русым,
    С задорным носом и весёлым вкусом,
    К усладам жизни солнышком влеком.
    - Эти строки о С. А. Есенине. (Открывается портрет С. А. Есенина). На уроках литературы мы не раз обращались к его творчеству.  Яркие, эмоциональные, образные стихи никого не могут оставить равнодушными.
    - Какие слова помогают узнать поэта? 
    - К какой части речи они относятся?
    -Что такое имя прилагательное?
    III.Знакомство с теоретическим материалом.
    
    1.Самостоятельная работа.  Пользуясь учебником (§36,стр.126), рассказать о лексико-грамматических  разрядах имен прилагательных и составить таблицу. (Таблица может быть выведена на интерактивную доску).
    Разряды имён прилагательных
    Качественные
    Относительные
    Притяжательные 
    (Какой?) Степени сравнения, сочетаемость с наречиями меры, образование краткой формы.
    
    (Какой?) Указывают на метериал, место и время, обозначают отвлечённые понятия
    (Чей?) Указывают на принадлежность, суффиксы –ын-, -ин-, -ов-,-ев-,- вск-, -евск-,-ий.
    
    2.Способы образования степеней сравнения имён прилагательных.Чтение статьи 
    учебника вслух, анализ.
    3. Комментарий учителя о сферах употребления степеней сравнения прилагательных в
    русском языке.
    - Прилагательные в простой форме сравнительной степени с суффиксом –ее- являются стилистически нейтральными, -ей- разговорными.
    - Аналитические (составные) формы сравнительной степени являются книжными.
    - Прилагательные в простой превосходной степени являются книжными.
    - Аналитические формы превосходной степени могут быть: нейтральными (со словом самый); книжными (со словами наиболее, наименее); разговорными (со словом всех).
    - Простая форма сравнительной степени прилагательных не изменяется, поэтому она не согласуется, а примыкает. Если прилагательное в такой форме является определением, то оно является несогласованным определением.
    4. Морфологический разбор имени прилагательного.
    1)Знакомство с порядком и образцом разбора (с.129).
    2) Морфологический разбор имён прилагательных в предложении:
    Отговорила роща золотая
    Берёзовым, весёлым языком, 
    И журавли, печально пролетая,
    Уж не жалеют больше ни о ком.
    5. Физминутка.
    IY. Первичное закрепление материала.
    1.В стихотворении о Есенине (см. выше) назвать прилагательные, определить их разряд. (Задание выполняется устно, при этом отрабатывается алгоритм распознавания разрядов прилагательных).
    2.Упр.218 (выписать словосочетания «сущ.+ прил.», определить разряд, указать способы образвания степеней сравнения).
    3.Работа со стихотворением С. А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога». (Тексты распечатаны для каждого ученика)
        -Определить тему и идею стихотворения.
        -Назовите прилагательные. К какому лексико-грамматическому разряду они относятся?
        -Наблюдается ли процесс перехода прилагательных из разряда в разряд?
    
    V.Наблюдение. 
    1.На доске записано (выведено на интерактивной доске) четверостишье:
    
    Потому, что я с севера, что ли,
    Что луна там огромней в сто раз,
    Как бы ни был красив Шираз,
    Он не лучше рязанских раздолий.
    Потому, что я с севера, что ли.
    
    -Перед вами строки одного из самых красивых и лиричных произведений С. А. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Определите, в какой форме употреблены прилагательные.
    - Какова их синтаксическая функция?
    В результате наблюдения  учащиеся должны прийти к выводу, что прилагательные в  форме простой сравнительной степени  выступают только в роли сказуемого.
    -Пользуясь учебником (стр. 127), назвать степени сравнения прилагательных и образовать все возможные формы от прилагательных «огромней», «лучше».
    
    2. Упражнение 198 (устно).
    
    3. На доске записано (выведено на интерактивной доске)  предложение:
    
    Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,
    Лишь к тебе я любовь берегу.
    Весела твоя радость короткая
    С громкой песней весной на лугу.
    - Объяснить постановку знаков препинания  в данном четверостишии.
    - Подчеркнуть грамматические основы предложений. Чем они выражены?
    -Выполнить самостоятельноморфологический разбор прилагательных, пользуясь материалом учебника на стр.129-130. Двое учащихся работают у доски. Взаимопроверка.
    
    4. Самостоятельная работа.
    Задание: распределить имена прилагательные в 3 столбика в соответствии с их разрядами.
    Мелкий, блеклый, карманный, твердый, детский, барсучий, январский, именной, торжественный, лисий, знаменитый, кофейный, радостный, непринужденный, французский, малоприспособленный, беличий, придорожный, лисья (хитрость), лисий (воротник), лисья (нора).
    - Имена прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму?
    - Какие имена прилагательные обозначают принадлежность кому-либо?
    
    VI.Подведение итогов урока. Аналитическая беседа.
    -Перечислить лексико-грамматические разряды прилагательных, их отличительные особенности.
    -Какие формы и степени сравнения образуют качественные прилагательные?
    -Какую синтаксическую функцию могут выполнять имена прилагательные?
    - Что общего и в чём различие имени существительного и имени прилагательного?
    -Что лежит в основе выделения лексико-грамматических разрядов прилагательных?
    VI.Домашнее задание: §36; упр.204 (устно), 200 (письменно).
    YII.  Анализ работы учащихся на уроке. Оценивание.
     

    Автор(ы): Давыдова Г. Д.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx