Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

15 Правописание падежных окончаний имён существительных, суффиксов, сложных имён существительных (Давыдова Г. Д.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: «Русский язык. 10 -11 классы»: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина.-10-е изд.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013г. Базовый уровень обучения.
     Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных, суффиксов, сложных имён существительных.
    На изучение темы отводится 1 час, в разделе «Морфология и орфография» данный  урок  №8.
    Цель урока: повторить основные сведения об имени существительном как о части речи; 
    совершенствовать навыки правописания падежных окончаний,  гласных в суффиксах имён существительных, закрепить навыки правописания сложных имён существительных, навыки аналитической работы со словом как частью речи; развивать умение работать с различными источниками; воспитывать уважительное отношение к слову;систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных.
    Задачи урока:
    Образовательные: систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных; совершенствовать умения и навыки правописания  существительных с целью подготовки к ЕГЭ.
    Развивающие:
    развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;
    развивать различные виды внимания;совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.
    Воспитывающие:способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения; воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны знать:
    - род, число, падеж и склонение имён существительных;
    -правописание падежных окончаний и суффиксов имён существительных;
    -правописание сложных имён существительных;
    - исключения из правил, а также вариантные написания некоторых суффиксов.
    Учащиеся должны уметь:
    - применять известные правила на практике;
    -использовать приемы работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний и суффиксов имен существительных;
    - не ошибаться в написании окончаний и суффиксов имен существительных.
    Техническое обеспечение урока (ссылки на интернет-ресурсы): интерактивная доска, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1.Методическое пособие «Тематическое планирвание. Поурочные разработки к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной«Русский язык. 10 -11 классы»-М.: «Русское слово», 2014г.
    2. Д.Н.Ушаков, С.Е Крючков. Орфографический словарь. -  М., 2002г.
    
    Ход урока:
    1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.
    
    II.Про­верочный словарный диктант(проецируется на доску с пропусками букв).
    
    
    Вариант 1
    Дальний Восток, созвездие Малая Медведица, мезозойская эра, гомерический смех, представители символизма, ветераны Великой Отечественной войны, Полтавская битва, крымское побережье, Бе­лорусский государственный университет, решение Европарламента, абсолютный чемпион мира, булгаковский роман «Мастер и Мар­гарита», Совет Безопасности ООН, Викин магнитофон, Всеобщая декларация прав человека, стиль барокко. Про­верочный словарный диктант
    
    Вариант 2
    Бородинское сражение, туманность Андромеды, юрский период, знаменитый акмеист, Великая французская революция, Владимир Красное Солнышко, Крымская война, полтавские улицы, есенинская поэма «Анна Онегина», Госдума, Иванова книга, премьер-министр Ин­дии, мыс Доброй Надежды, Верховная рада Украины, ариаднина нить, тургеневская проза, Дворец конгресса, Книга рекордов Гиннесса.
    
    III. Знакомство с темой, целями урока.Правописание падежных окончаний имен существительных, суффиксов, сложных имён существительных». Систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
    1.Сообщение ученика. Тема 1. §33.«Правописание окончаний Е и И в падежных формах единственного числа»
    Тип скл.
    Падеж
    1скл.
    2скл.
    3скл.
    на -ий
    на -ие
    на -ия
    
    Р.п.
    -и
    -
    -и
    -
    -
    -и
    Д.п.
    -е
    -
    -и
    -
    -
    -и
    П.п.
    -е
    -е
    -и
    -и
    -и
    -и
    1)Правописание падежных окончаний имен существительных зависит от склонения существительного:
    - к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями –А, - Я (лампа, юноша);
    - ко 2 склонению – существительные среднего рода с окончаниями –О, - Е и существительные мужского рода с нулевым окончанием (окно, море, врач);
    - к 3 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием (рожь, дочь).
    2. Сущ. м. и ср.р. с суффиксом –ищ- в им. П. ед. ч. имеют окончание –е, сущ.ж. р. - -а, например: домище, ведрище, жарища.
    3. Сущ. с суффиксами –ушк-, -юшк-, -ышк-,-ишк- в им.п. ед. ч. имеют окончание –а,  если это одушевлённые существительные м. р. или ж. р., например: сынишка, братишка, матушка. Окончание –о характерно для неодушевленных существительных м.р. и ср. р., например: домишко, крылышко.
    4. У существительных на –ья, ье, имеющих в им.п. ед. ч. ударение на основе, в род. П. мн.ч. пишется –ий: певунья – певуний, поместье – поместий; если же они в им. П. ед. ч. имеют ударение на окончании, то в род. П. мн. Ч. пишется –ей: семья, - семей, ружьё – ружей. Исключение: копьё – копий.
    5.Существительные всех трёх родов с основой на –и в пр. п. ед. ч. имеют окончание –и, например: в санатории, об армии, на здании (но на острие-под ударением). У существительных ср.р. на –ье в пр. п. ед. ч пишется –е, например: Подмосковье –вПодмосковье, платье - в платье. Исключение: в забытьи – под ударением. Сущ. ж. р. 3-го скл. В этой форме имеют окончание –и: на печи.
    6.  Русские фамилии на –ов (-ёв), -ев, -ин, -ын в тв. п. ед. ч. имеют окончание –ым, например: Ивановым, Сергеевым, Спицыным. Названия населённых пунктов на –ов, -ев,-ово, -ево, -ын, -ин в тв. п. имеют окончание-ом, например: под Царицыном, под Сормовом, под Бородином. Иностранные фамилии, оканчивающиеся на –ов, -ин, имеют окончание –ом, например: Дарвином.
    2. Слово учителя. Стилистические нормы. Варианты падежных окончаний. (См. учебник на с.112-114).
    3.Первичное закрепление материала.
     1. Дифференцированное задание.
      1 вариант - упражнение 170. Более слабым учащимся предлагается переписать слова,  
         выделить основу, окончание, определить тип склонения.
      2 вариант - упражнение171. Более сильным учащимся предлагается образовать дат. П. и 
         пр. п. мн. ч. от предложенных форм.
      3 вариант - наиболее слабым учащимся предлагается переписать слова, объяснить 
         правописание окончаний.
    4.Физминутка.
    5. Работа с теоретическим материалом. Тема 2 §34. Гласные в суффиксах имён существительных.
    1) Самостоятельная работа с учебником. Чтение, составление таблицы.
    Примечание.Таблица может составляться учащимися само­стоятельно по ходу чтения учебника. Учитель может предложить вариант динамичной таблицы. В этом случае (на выбор учителя) заполняем одну графу таблицы, остальное — задача учащихся. При этом желательно, чтобы шапка таблицы была у каждого ре­бенка.
    
    6.Первичное закрепление материала.
    1) Упражнение 183. Вставьте пропущенные буквы, объясните.
    2) Упражнение 184. Образуйте существительные с суффиксами –иц-, -ец-. Объясните написание слов.
    3) Упражнение 190. Образуйте существительные с суффиксами –чик- или –щик-.Объясните написание слов.
    
    7.Работа с теоретическим материалом. Тема 3 §35. Правописание сложных имён существительных.
    1) Самостоятельная работа с учебником.
    8.Первичное закрепление материала.
    1) Упражнение 194. Работа с орфографическим словарём. «Слитно или раздельно?»
    2) Упражнение 196. Вставьте буквы. Сделайте морфологический разбор выделенных имён существительных.
    IY. Подведение итогов урока.
    1. Расскажите о правописании окончаний имён существительных.
    2.Расскажите о правописании суффиксов имёнсуществительных.
    3. Расскажите о слитном и дефисном написании сложных имён существительных.
    Y. Домашнее задание:§33-35; упражнение 195 (по заданию); ответить на вопросы и задания на с.126.
    YI. Оценивание.
     

    Автор(ы): Давыдова Г. Д.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx