Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

4-5 Звуки и буквы. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии

Текст урока

  • Конспект 4 (Галимуллина Г. Г.)

     Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Звуки и буквы. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Место урока в системе уроков по теме  - 9
    Цели урока: обобщить знания по теме «фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения;отрабатывать навыки фонетического разбора;развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;
    Задачи урока:
    1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, графике, орфоэпии,  акцентологические навыки и   умения выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию; 
    2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления ( умению    сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);
    3)  воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
     Планируемые результаты: дети научатся различать орфографические,орфоэпические. орфографические нормы.
    Техническое обеспечение урока: карточки
    
    Ход урока
    1.Организационная  часть. 
    Приветствие  учащихся, проверка  готовности  к  уроку, сообщение  темы, постановка  цели  и   задач  урока. Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора.
    I. Проверка домашнего задания
    2. Индивидуальная работа по карточкам.
    Карточка 1
    — Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:
    Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж.
    Карточка 2
    — К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины:
    • Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.
    • Оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи.
    • Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт.
    • Отрезной талон ценной бумаги.
    • Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация.
    • Соотношение между денежными единицами различных стран.
    • Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах.
    • Торговая сделка на основе натурального обмена.
    • Погашение облигаций государственных займов.
    • Документ, удостоверяющий права держателя акций.
    Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж.
    Ответы:Карточка 1
    Дебитор — должник; контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон; кредитор — заимодавец; продюсер — владелец кинофирмы; товарооборот — процесс обращения товаров; маклер — биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках; номинал — обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге); паритет — соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат — документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара); тираж — погашение облигаций займа или иных обязательств.
    Карточка 2
    Концессионер, прасол, маклер, купон, спонсор, паритет, номинал, бартер, тираж, сертификат.
    II. Работа по теме урока
    1. Орфографическая разминка.
    Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство, звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник, до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт, проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́.
    2. Беседа.
    — Какие разделы науки о языках вы знаете?
    — Что изучает каждый из этих разделов? (Учащиеся дают определения разделов лингвистики.)
    — А что такое фонема? (Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону звучания) разных слов.)
    — Подберите пары слов, различающихся одним звуком. (Прибыть — прибить, съехать — въехать, толь — тюль, равный — ровный, запирать — забирать.)
    — В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме)
    3. Характеристика звуков и букв.
    На какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные.)
    — Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я? ([й’э], [й’о], [й’у], [й’а])
    — Когда буквы е, ё, ю, я дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв.)
    — Приведите примеры. (Яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла; вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд; армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.) Сколько согласных звуков в русском языке? (37.)
    — Назовите характеристики согласных звуков. (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.)
    — Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’],
     [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])
    — Какие звонкие звуки являются непарными ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’], [х])
    — Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией — продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)
    — Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).
    — Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])
    — Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])
    — Какие звуки называют шипящими? ([ш] [щ’] [ч’])
    4. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).
    я́дрица, фено́менерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние
    — Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного 
    литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)
             Проверим свои знания на примерах.
                 Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге.
    Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят,  банты,  столяр, торты, черпать, творог, эксперт.
    (Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт.)
    5. Понятие об орфоэпической норме.
    Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.
    Нормы произнесения гласных звуков
    Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город — города — городов).
    В безударном положении звучание гласных меняется.
    — Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.)
    Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кромеу, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ] Например:
    лес [э] — лесник [иэ];
    грязь [а] — в грязи [иэ];
    лист [и] — листок [иэ].
    После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквыа в словах: жалеть лошадей, жакет.
    Нормы произнесения согласных звуков.
    — Что определяет произношение согласных звуков? (Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками.)
    Согласные звуки произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.
    Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].
    Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. 
    Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:
    • допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]).
    • возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных.
    • более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’].
    Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.
    Правило 1: буква гна конце слова бог произносится как [х].
    Правило 2:-ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о / е[в]о.
    Правило 3:зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным).
    Правило 4:зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем).
    Правило 5:дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем).
    Правило 6:-тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).
    Правило 7:дс и тс произносятся как [ц] (передк в прилагательных).
    Правило 8:жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.
    Правило 9:чн произносится как [ч’н] — в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.
    Правило 10: чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].
    Правило 11:гк произносится как [х’к’] — в словах легкий, мягкий.
    Правило 12:гч произносится как [хч’] — в словах легче, мягче.
    Правило 13:стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.
    Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).
    Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]. (к[а]за — к[о]зы, [а]писание — [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному.
    В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход.
    Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать).Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.
    Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]).
    Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба [з’], молотьба [д’]).
    Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод — молот, лезть — лесть и др.
    Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]).
    Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).
    Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
    После остальных гласных чаще пишется э (поэзия, силуэт, маэстро). В отдельных словах употребляется буква е (проект, реестр).
    Следует правильно выделять ударные слоги в словах:
    Авто́бус, аге́нт, арбу́з, аргуме́нт, аре́ст, аристокра́тия, баллоти́роваться, балова́ть, библиоте́ка, буржуази́я, ве́рба, гекта́р, демокра́тия, де́ятельность, диа́гноз, диспансе́р, догово́р, дозвони́ться, докуме́нт, зави́дно, заём, заржаве́ть, звони́т, звони́шь, зло́ба, и́здавна, изобрете́ние, и́зредка, индустри́я, катало́г, каучу́к, кварта́л, киломе́тр, коклю́ш, коло́сс, комбайнёр, комба́йнер, крапи́ва, краси́вее, кре́мень, лыжня́, магази́н, медикаме́нты, молодёжь, моноло́г, наме́рение, недои́мка, некроло́г, не́нависть, обеспе́чение, облегчи́ть, обостри́ть, осведоми́ться, отча́сти, парали́ч, парте́р, пепели́ще, портфе́ль, премирова́ть, прину́дить, приобрете́ние, простыня́, проце́нт, псевдони́м, револьве́р, реме́нь, ржаве́ть, ру́сло, сантиме́тр, слу́чай, соболе́знование, сре́дства, ста́туя, столя́р, тамо́жня, усугуби́ть, фарфо́р, формирова́ть, фо́рум, ха́нжество, характе́рный (танец, поступок), хара́ктерный (человек), хло́пок, хода́тайствовать, хозя́ева, цыга́н, че́рпать, шофёр, щаве́ль.
    — В чём особенности русского ударения? (Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог: диктор, магнитофон.Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона — сторонка — стороны.)
    Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.
    — Что такое орфография?(Орфография — это совокупность правил, устанавливающих: 
    а) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; 
    б) раздельное и слитное написание слов и их частей; в) употребление прописных букв; г) правила переноса слов.)
    Слово учителя:
    1. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные — так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р(боль — больной, заболевание; поезд — поездка, поговори, постарайся; дубовый, берёзовый, асфальтовый; столом — футболом, выговором).
    Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, 
    являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно 
    (собака — собачка, Собакевич; авантюра — авантюрист, авантюрный; ковш — ковшик, нефть — нефтяной).
    Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.
    В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда 
    единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны, с сохранением на письме старинных чередований звуков (полагать — положить, зорька — заря, отпереть — отпирать). Звуки речи в одной и той же морфеме могут заменять друг друга. Различаются исторические чередования и фонетические мены.
    Исторические чередования звуков нельзя объяснить законами современного русского языка, их возникновение уходит в глубь его истории. Например, чередование [о], [э] с нулем звука (сон — сна, лесть — льстивый) относится к историческим: оно развилось после утраты системой гласных редуцированных [ъ], [ь] которые в древнерусском языке в сильной позиции изменились в [о], [э], а в слабой исчезли.
    К основным историческим чередованиям звуков в русском языке относятся:
    Чередующиеся 
    звуки
    Примеры исторических чередований
    [а//о]
    [э//и](е//и)
    [а//ин//н]
    [а//им//м]
    [у//он]
    [у//м]
    [у//а](у//я)
    [г//ж//з]
    [к//ч//ц]
    [д//ж//жд]
    [т//ч//щ]
    [ск//ст//щ]
    [х//ш]
    [з//ж]
    [с//ш]
    [б//бл’]
    [п//пл’]
    [м//мл’]
    [в//вл’]
    равный — ровный 
    утереть — утирать 
    жать — сжинать — сожну 
    жать — сжимать — сожму 
    звук — звон
    дуть — надменный 
    звук — звяк
    подруга — дружба — друзья 
    окликать — клич — восклицать 
    ограда — огорожу — ограждение 
    свет — свеча — освещение 
    блеск — блестеть — блещет 
    сухой — суша 
    возить — вожу 
    носить — ношу 
    любить — люблю 
    капать — каплет 
    кормить — кормлю 
    ловить — ловлю
    Фонетические мены звуков речи зависят от позиции, какую занимает звук в слове, и объяснимы фактами современного языка.
    III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
    1. Анализ текста.
    Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.)
    — В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
    — Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.
    2. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
    3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).Пример текста:
    Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.
                5. В это время один ученик работает по карточке у доски.
    Задание:
    — Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных:
    Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, 
    г..фрированный, жизн..обеспечение, завс..гдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский.
    Ответы к заданию:
    Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный [за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк].
    6. Вспомним фонетический разбор слова 
    - Сделаем фонетический разбор слов по вариантам.
    Скамья - [cкам’й’а] -2 слога
    с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;
    к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;
    а-[а]-гласный, безударный;
    м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;
    ь-[- ]
    я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;
    [а]-гласный, ударный;
    6 букв, 6 звуков.
    Съезд - [cй’эст] – 1 слог
    с-[с]-согласный, глухой, твердый;
    ъ-[-]
    [ й’]-согласный, звонкий, мягкий;
    е
    [э]-гласный, безударный;
    с-[с]-согласный, глухой, твердый;
    т-[т]- согласный, глухой, твердый;
    5 букв, 5 звуков.
    – В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.
    В сильной позиции съезды (для проверки написания)
    IV. Итоги урока
    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    - Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
    - Какие умения и навыки совершенствовали?
    — Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?
    — Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)
    — Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)
    — Что изучает раздел «Орфография»?
    — Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)
    — Что такое ударение?
    — Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
    — В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. (Золото — позолота — золочёный.)
    — Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?
    — Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?
    
     

    Автор(ы): Галимуллина Г. Г.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект 4 (Галимуллина Г. Г.).docx
  • Конспект 5 (Хамидуллина Г. Н.)

     
    Название предмета: русский язык.
    Класс: 10
    УМК: Русский язык 10-11классы. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2013
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Звуки и буквы. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Место урока в системе уроков по теме  - 4
    Цели урока:
    1.Обобщить знания по теме «фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; 
    2.Работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения;
    отрабатывать навыки фонетического разбора;
                 3.Развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость;
    Задачи урока:
    1)     образовательные- проверить и  оценить  знания   учащихся  по  фонетике, графике, орфоэпии,  акцентологические навыки и   умения выполнять  фонетический  разбор  и  транскрипцию; 
    2)     развивающие- способствовать развитию  логического  мышления 
    ( умению    сравнивать и анализировать  фонетические  единицы  и  явления, выделять  главное);
    3)  воспитательные- воспитывать  интерес  к  изучению  русского  языка и   самостоятельную  активность  учащихся , навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
     Планируемые результаты: учащиеся научатся различать фонетический и орфоэпический разборы, отрабатывать орфоэпические и орфографические  нормы.
    Техническое обеспечение урока: карточки
    
    Содержание урока:
    
    1.Организационная  часть. 
    Приветствие  учащихся, проверка  готовности  к  уроку, сообщение  темы, постановка  цели  и   задач  урока. Сегодня на уроке мы повторим фонетику, графику и орфоэпию; закрепим умение находить основные звуковые процессы в слове, соблюдать орфоэпические нормы русского языка; совершенствовать навыки фонетического разбора.
    I. Проверка домашнего задания
    2. Индивидуальная работа по карточкам.
    Карточка 1
    — Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:
    Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж.
    Карточка 2
    — К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины:
    • Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.
    • Оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи.
    • Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт.
    • Отрезной талон ценной бумаги.
    • Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация.
    • Соотношение между денежными единицами различных стран.
    • Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах.
    • Торговая сделка на основе натурального обмена.
    • Погашение облигаций государственных займов.
    • Документ, удостоверяющий права держателя акций.
    Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж.
    Ответы:Карточка 1
    Дебитор — должник; контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон; кредитор — заимодавец; продюсер — владелец кинофирмы; товарооборот — процесс обращения товаров; маклер — биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках; номинал — обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге); паритет — соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат — документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара); тираж — погашение облигаций займа или иных 
    Карточка 2
    Концессионер, прасол, маклер, купон, спонсор, паритет, номинал, бартер, тираж, сертификат.
    
    1. Орфографическая разминка.
    Афе́ра (не афёра!), аэропо́рты, блёклый (доп. бле́клый), обеспе́чение, хода́тайство, звони́шь, пуло́вер, ку́хонный, новорождённый, коне[шн]о, взя́точник, до́гмат, фо́рзац, коклю́ш, колла́ж, щаве́ль, ту́фля, свёкла, экспе́рт, проце́нт, танцо́вщица, ба́рмен, мышле́ние, опто́вый, бла́говест, жалюзи́.
    
    2. Изучение темы.
    1. Фронтальный опрос.
    — Какие разделы науки о языках вы знаете?
    — Что изучает каждый из этих разделов? (Учащиеся дают определения разделов лингвистики.)
    — А что такое фонема? (Кратчайшая звуковая единица, способная различать звуковые оболочки (звуковую сторону звучания) разных слов.)
    — Подберите пары слов, различающихся одним звуком. (Прибыть — прибить, съехать — въехать, толь — тюль, равный — ровный, запирать — забирать.)
    — В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме1
    2. Характеристика звуков и букв.
    На какие две группы делятся все звуки речи? (Гласные и согласные.)
    — Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я? ([й’э], [й’о], [й’у], [й’а])
    — Когда буквы е, ё, ю, я дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь; в конце слова; после гласных букв.)
    — Приведите примеры. (Яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла; вьюга — в[й’у]га; съезд — с[й’э]зд; армия — арми[й’а]; знаем — зна[й’э]м.) Сколько согласных звуков в русском языке? (37.)
    — Назовите характеристики согласных звуков. (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.)
    — Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’],
     [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])
    — Какие звонкие звуки являются непарными ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’], [х])
    — Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией — продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)
    — Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).
    — Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])
    — Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])
    — Какие звуки называют шипящими? ([ш] [щ’] [ч’])
    3. Орфоэпическая разминка (учитель произносит слова, учащиеся повторяют за ним).
    я́дрица, фено́менерети́к, знаме́ние, досу́г, невро́лог, рефле́ксия, астро́лог, астроно́м, инструме́нт, хода́тайство, обеспе́чение, украи́нский, фети́ш, и́скра, дремо́та, зево́та, бюрокра́тия, возвели́ченье, озву́ченье, доне́льзя, задо́лго, сосредото́чение, упроче́ние
    — Как называется раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного 
    литературного произношения и ударения? (Орфоэпия.)
             Проверим свои знания на примерах.
                 Поставьте ударение в словах. Выпишите слова с ударением на втором слоге.
    Премировать, каталог, красивее, закупорить, средствами, добыча, баловать, копировать, звонят,  банты,  столяр, торты, черпать, творог, эксперт.
    (Премирова́ть, катало́г, краси́вее, заку́порить, сре́дствами, добы́ча, балова́ть, , копи́ровать, звоня́т, ба́нты, столя́р, то́рты, , че́рпать, творог, экспе́рт.)
    4. Понятие об орфоэпической норме.
    Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.
    Нормы произнесения гласных звуков
    Гласные звуки отчетливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город — города — городов).
    В безударном положении звучание гласных меняется.
    — Вспомните, как называется процесс ослабления четкости звучания гласных в безударном положении? (Редукция.)
    Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т. е. в безударном положении все гласные, кромеу, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [иэ] Например:
    лес [э] — лесник [иэ];
    грязь [а] — в грязи [иэ];
    лист [и] — листок [иэ].
    После согласных ж и ш буквы о, э в первом предударном слоге реализуются звуком [ыэ], этот же звук произносится на месте буквыа в словах: жалеть лошадей, жакет.
    Нормы произнесения согласных звуков.
    — Что определяет произношение согласных звуков? (Положение согласной в слове, т. е. его соседство с гласными или согласными звуками.)
    Согласные звуки произносятся перед гласными, сонорными согласными (м, н, л, р), перед буквой в, перед разделительными ъ и ь знаками.
    Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].
    Перед мягкими согласными парные твердые согласные смягчаются. В свое время нормативной была замена твердого согласного звука в позиции перед мягким согласным. 
    Можно отметить три закономерности в указанной произносительной норме:
    • допустимо сохранение старой нормы в сочетаниях согласных с, з с согласными т’, д’, н’ (степь [с’т’], казнь [з’н’], здесь [з’д’]).
    • возможно сохранение двух вариантов как равноценных, равноправных.
    • более правильно соответствие новой произносительной норме: [в], [ф], [м], [п], [б] перед [к’], [г’] и [х’].
    Учащимся рекомендуется запомнить несколько правил, отражающих современные орфоэпические нормы.
    Правило 1: буква гна конце слова бог произносится как [х].
    Правило 2:-ого/-его в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о / е[в]о.
    Правило 3:зж и сж произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным).
    Правило 4:зч и сч произносятся как [ш’] (на стыке морфем).
    Правило 5:дч и тч произносятся как [ч’] (на стыке морфем).
    Правило 6:-тся и -ться произносятся как [ца] (в глаголах).
    Правило 7:дс и тс произносятся как [ц] (передк в прилагательных).
    Правило 8:жд произносится как [шт’] и [ш’] (в слове дождь и производных). Произнесение таких сочетаний в случае затруднений стоит уточнить в орфоэпическом словаре.
    Правило 9:чн произносится как [ч’н] — в большинстве слов, но произносится как [шн] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.
    Правило 10: чт произносится как [шт] (чтобы, что и т. д.), но нечто [чт].
    Правило 11:гк произносится как [х’к’] — в словах легкий, мягкий.
    Правило 12:гч произносится как [хч’] — в словах легче, мягче.
    Правило 13:стн, нтск, стл, ндск, здн, рдц, лнц, вств, лвств — содержат непроизносимую согласную. В случае затруднений нужно обратиться к орфоэпическому словарю.
    Правило 14: двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука (ванна [н], грипп [п]).
    Правило 15: в безударном положении не произносится звук [о]. После твёрдых согласных в первом предударном слоге, а также в начале слова на месте буквы о произносится [а]. (к[а]за — к[о]зы, [а]писание — [о]пись). Поэтому, например, произносятся одинаково, со звуком [а], слова волы и валы, сома и сама, хотя пишутся по-разному.
    В других безударных слогах после твёрдых согласных на месте гласных, обозначаемых буквами о и а, произносится звук, средний между [ы] и [а], близкий к [ы]. Такой звук, например, произносится на месте подчёркнутых гласных в словах водовоз, пароход, выход.
    Правило 16: после мягких согласных, на месте гласных, обозначаемых буквами е, ё, я (т. е. на месте звуков [э], [о], [а] в безударном положении обычно произносится звук, близкий к [и] (лесок, весна, плясать).Поэтому, например, одинаково, со звуком, близким к [и], произносятся слова посветить — посвятить (от свет и свят), хотя их написание различно.
    Правило 17: парные звонкие согласные звуки, обозначаемые буквами б, в, г, д, ж, з, на конце слова и перед парными глухими согласными, обозначаемыми буквами п, ф, к, ш, ш, с, х, ц, ч, щ, становятся глухими (дуб [п], глубь [п’], ловко [ф], кровь [ф’], ногти [к], подход [т], багаж [ш]).
    Парные глухие согласные звуки перед парными звонкими согласными становятся звонкими (просьба [з’], молотьба [д’]).
    Оглушение или озвончение парных согласных на письме, как правило, не передаётся, поэтому звучат одинаково, хотя пишутся по-разному, слова молод — молот, лезть — лесть и др.
    Правило 18: во многих иноязычных словах после согласных пишется е, а произносятся согласные твёрдо (ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], резюме [мэ], стенд [тэ], шедевр [дэ]).
    Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед е произносятся мягко (академия, декада, демагог, демон, музей, пионер, темпы, фанера, фланель).
    Правило 19: в начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эллипс, эхо, Ева, этот, ест). После и, а также после согласных пишется буква е (гигиена, диета, кашне, стенд). Исключения: иноязычные слова мэр, сэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).
    .
    4.Отработка умений и навыков
    1. Анализ текста.
    Трудно переоценить роль литературного произношения — одного из важных показателей общего культурного уровня современного человека. Правильное произношение слова имеет не меньшее значение, чем верное написание. (К. С. Горбачевич.)
    — В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
    — Обоснуйте постановку знаков препинания в данном тексте.
    2. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
    3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).Пример текста:
    Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.
                5. В это время один ученик работает по карточке у доски.
    Задание:
    — Вставьте пропущенные буквы, укажите в транскрипции сложные случаи произношения согласных:
    Свит..р, спринт..р, компьют..р, инт..рьер, инт..рвью, аст..роид, т..нд..нция, 
    г..фрированный, жизн..обеспечение, завс..гдатай, экз..льтированный, мя..че, лё..кий, де..ский.
    Ответы к заданию:
    Свитер [тэ], спринтер [тэ], компьютер [тэ], интерьер [тэ], интервью [тэ], астероид [тэ], тенденция [тэ], [дэ], гофрированный [га], жизнеобеспечение [н’э], завсегдатай [с’э], экзальтированный [за], мягче [хч’], лёгкий [х’к], детский [цк].
    6. Вспомним фонетический разбор слова 
    - Сделаем фонетический разбор слов по вариантам.
    Скамья - [cкам’й’а] -2 слога
    с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;
    к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;
    а-[а]-гласный, безударный;
    м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;
    ь-[- ]
    я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;
    [а]-гласный, ударный;
    6 букв, 6 звуков.
    Съезд - [cй’эст] – 1 слог
    с-[с]-согласный, глухой, твердый;
    ъ-[-]
    [ й’]-согласный, звонкий, мягкий;
    е
    [э]-гласный, безударный;
    с-[с]-согласный, глухой, твердый;
    т-[т]- согласный, глухой, твердый;
    5 букв, 5 звуков.
    – В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова.
    В сильной позиции съезды (для проверки написания)
    5.. Итоги урока
    - Что нового вы узнали сегодня на уроке?
    - Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?
    - Какие умения и навыки совершенствовали?
    — Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?
    — Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)
    — Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)
    — Что изучает раздел «Орфография»?
    — Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)
    — Что такое ударение?
    — Что такое орфоэпическая норма и для чего она нужна?
    — В чём особенность произношения гласных под ударением и без ударения? Приведите примеры. (Золото — позолота — золочёный.)
    — Какие произносительные нормы существуют для гласных звуков?
    — Какие произносительные нормы существуют для согласных звуков?
    
    6.Домашнее задание
    1. Используя записи в тетради, подготовить связный ответ по теме урока.
    2. Упр. 7 (выполнить все задания к упражнению).
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Хамидуллина Г. Н.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект 5 (Хамидуллина Г. Н.).docx