Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

27 Язык и речь. Основные требования к речи (Филь Ю. В.)

Текст урока

  • Конспект

     Конспект урока русского языка в 10-11 классе. ( Урок в системе уроков по развитию навыков культуры речи по подготовке к ЕГЭ).
    Уровень образования:базовый.
    Количество часов, отведенное на изучение темы- 
    
    Учителя русского языка первой категории МБОУ Ташлинская СОШ Овсянникова Ирина Федоровна и Филь Юлия Владимировна.
     Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.
    
    
    Цели:
    образовательные:
     -совершенствовать навыки грамотной культурной речи; навыки работы с текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности обучающихся.
    развивающие:
    -Развивать культуру речи;логику;
    -уметь вести диалог; стремиться к творчеству;
    -развивать  навыки отбирать  и систематизировать найденный материал, обобщать  данные; формировать у учащихся представления о необходимости соблюдения норм литературного языка;
    воспитывающие: воспитывать  культурно-ценностные отношения к русской речи, чувство патриотизма; прививать чувство доброжелательности, внимания к собеседнику;
    
    Форма организации занятия:
    эвристическая беседа, практическое занятие, творческое задание.
    Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, творческая формы.
    
    Предметные результаты:
    - разграничить лингвистические понятия «язык» и «речь», 
    - совершенствовать навыки работы с текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности обучающихся.
    Личностные результаты:
    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
    Метапредметные результаты:
    - совершенствовать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению (регулятивные УУД),
    - совершенствовать умение использовать знаково-символические средства для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать знания (познавательные УУД),
    - развивать речевую деятельность (коммуникативные УУД).
    
    Эпиграф урока:
    Нам дан во владение самый богатый, меткий,
    могучий и поистине волшебный русский язык.
    К.Г.Паустовский
    Ход урока.
    1. Слово учителя:
           Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.
           А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
    Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
           Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса:( как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?).
    – Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
    – Для чего могут использоваться средства выразительности?
    ( обучащиеся отвечают на вопросы, формулируя проблему урока, делая вывод).
    
    Учитель: Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он  должен был  высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». Мы всегда должны помнить, что речь  человека – это его визитная карточка. Значит, чтобы тебя высоко оценили, твоя речь должна быть соответствующей.
     Самоопределение в деятельности.
    - Прочитайте высказывания великих людей и попробуйте определить тему нашего урока. (на доске или слайде записаны высказывания)
    «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело» (Д. С. Лихачев)
    «Филологическая образованность – показатель культуры общества и человека в отдельности».( К.Д.Ушинский
                «Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его».
                                  К. Г. Паустовский.
    Для самопроверки предлагаю подсказку: вставьте недостающие слова во фразеологизмы, которые являются украшением нашей речи, и из первых букв этих слов получите искомое.( Ученики записывают в столбик недостающие слова и затем по начальным буквам слов определяют тему урока).
    1)Попал как (кур) в ощип.
    2)(Устами) младенца глаголет истина.
    3) (Легок) на помине.
    4)(Тришкин ) кафтан.
    5) Двух зайцев разом (убить).
    6)Разинуть (рот).
    7)(Ахиллесова) пята.
    8) На скорую (руку).
    9)Держать в (ежовых) рукавицах.
    10) Растет не по дням, а по (часам).
    11) (Ищи) ветра в поле)
    
    Итак, тема урока: «Культура речи» 
    
    - Как вы думаете, зачем нужно нам с вами говорить об этом, какую цель мы должны поставить на этом уроке?
    - Как, по-вашему, какую речь можно назвать культурной?
    (обучающиеся высказывают свое мнение)
    - Все, что вы сказали, правильно. Давайте вместе четко определим признаки культурной речи и одновременно попытаемся проанализировать свою и чужую речь с точки зрения ее культуры.
    Если мы заглянем в БСЭ, то увидим такое определение культуры речи  
    «Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка».
    - Итак, мы видим, что понятие «культура речи» тесно связано с понятием «норма литературного языка». Следовательно, чем больше наша речь соответствует языковым нормам, тем она более грамотна и культурна.
    Учебно-познавательная деятельность +
    интеллектуально-преобразовательная деятельность.
    Задание 1. Предлагаю вам рассмотреть 2 текста. Сравните их по объему, по теме, по основной мысли. Основное задание: сжать тексты. Напоминаю, что при сжатии не должен потеряться смысл текста, все микротемы должны сохраниться. 
    Текст 1. Ну, значит, я вот сегодня утром просыпа-а-юсь, смотрю будильник. Господи, будильник-то! Рано еще. А, думаю, покемарю еще. Вста-а-ла, говорю: ой,как неохота вставать такую рань!. Все равно встала кое-как. Ну ладно, пока завтрак, туда-сюда, конфорочку зажгла. Так, ну что? Яишенку, что ли, сделать? Толи два яйца разбить, толи одно? Разбила три. Думаю, зря, наверно, не съем ведь. А спать хочется… Яишенку приготовила, поела, а все равно спать хочу. Проклятый будильник!
    Текст 2. Писатели, журналисты и копирайтеры прекрасно знают - для того, чтобы текст был живым, автор должен "рисовать словами", как бы показывать читателю картинку, которую тот сможет себе представить. Использование же большого количества "слов без образа" - общих, неконкретных, нейтральных - делает текст "мёртвым", "картонным".
    ( варианты сжатого текста:
    Текст 1. Проснулась рано, вставать неохота, но встала, приготовила яишенку из трех яиц, поела.
    Текст 2. Писатели, журналисты, копирайтеры знают – чтобы текст был живым, нужно рисовать словами, показывать картинку. Использование большого количества общих, нейтральных слов делает текст мертвым.)
    (Обучающиеся делают выводы)
    Выводы: 1 текст больше по объему, но при сжатии стал меньше, так как он менее содержателен, в нем меньше важной информации, меньше мысли. Он не интересен для адресата.
    - Итак, хорошая речь должна быть интересной для адресата, нести важную информацию, т.е. быть содержательной.
    - Если речь не соответствует этому критерию, она становится пустословием, болтовней.
    Задание 2. «Выбери меня!»- групповая работа: 4 группы обучающихся работают с разными вариантами .
    1 группа:
    Выберите необходимое по смыслу слово: 
    1. (Этикетные, этические) нормы не позволяли ему брать котлету руками. 2. (Референт, рефери) подбежал к месту предполагаемого падения мяча. 3. Этот (абонент, абонемент) дает вам право на посещение бассейна в течение трех месяцев. 4. Он сел в (медресе, "Мерседес") и уехал. 5. Обогнав своих соперников, бегун до самого финиша оставался (аутсайдером, лидером). 6. Недовольные своими оценками за сочинение абитуриенты могут подать (эпиляцию, апелляцию). 7. Он не слишком разговорчив, предпочитает больше читать, чем общаться с людьми. В общем, типичный (интроверт, экстраверт). 8. Мы решили купить квартиру и обратились за помощью к (дилеру, риэлтеру). 9. (Резюме, реноме) этого достойного политика никак не пострадало от лживых обвинений в его адрес. 10. Программа (сейшена, саммита) была на редкость разнообразной: концерт, дискотека, игры. 11. В наших отношениях сохранился необходимый для дальнейшего сотрудничества (паритет, раритет). 12. (Де-юре, де-факто) эта республика является субъектом Федерации, но (де-факто, де-юре) она давно уже не подчиняется федеративным законам. 13. Предвыборная (компания, кампания) в самом разгаре. 14. Он был специалистом высокого класса - настоящий (профан, профи). 15. Во вчерашнем фильме ничего не было кроме перестрелок, он типичный (триллер, боевик). 16. Религиозные лидеры призвали к священной войне (газават, шариат). 17. Мультфильмы Диснея сделаны в стиле (кантри, экшн). 18. Этот (мюзикл, триллер) со множеством кошмарных убийств не давал мне заснуть полночи. 19. Он блестяще полемизировал, по всем правилам (эвристики, эристики). 20. (Эпатаж, апология) сопровождал(а) каждое его появление. 21.Пришлось подниматься на второй этаж, чтобы найти наши места в (бельэтаже, бенуаре). 22. (Визажист, крупье) объявил: «Ставки сделаны! Ставок больше нет!» 23. Мы всем классом совершили (экскурс, экскурсию) по пушкинским местам. 24. Он был одет совсем не для этого случая, слишком пестро и необычно. Присутствующие сразу же это отметили: «Слишком (экспансивен, экстравагантен)!». 25. Данные (монитора, мониторинга) дают представление о мнении столичной общественности по этому вопросу. 26. Большой страной правит маленькая группа известных всем людей - (олигархия, охлократия). 27. Эта акция осуществляется под (патронажем, патронатом) правительства Москвы. 
    2 группа:
     Укажите предложения, в которых допущены смысловые ошибки. Объясните, в чем они заключаются. 
    1. Позвольте вам вручить этот сувенир на память! 2. Ностальгия по родине не давала им покоя. 3. Пора поменять окружающий антураж. Каждый год в нашем городе проходят художественные бьеннале. В течение пяти дней все имели возможность посещать вернисаж. 6. Мы попали на самое открытие амфитеатра. 7. Инаугурация президента назначена на пятое ноября. 8. Корпоративные интересы толкали его на нарушения государственных законов. 9. В обществе он всегда навязывал свой моветон. 10. Это можно объяснить лишь особенностями национального менталитета. 11. Теперь мы будем сотрудничать на основе равного паритета. 12. Это случилось уже после постфактум. 13. Обратите внимание на постскриптум! 14. Выдуманная вами фикция не поможет вам! 15. Парень выиграл на банкомате кое-какую мелочь. 16. Адвокат апеллировал к человеколюбию присутствующих в зале суда. 17. Перед ним встали две альтернативы: идти или не идти на урок. 18. За такие деньги бижутерию с бриллиантами не купишь. 19. Протяженность блицурока по литературе составила 45 минут. 20. Этот человек был изменчивым апологетом этого учения. 21. Почти десять километров мы пробежали с ним визави. 22. Он неплохой артист и за последний год получил несколько ангажементов. 23. Он, не покладая рук, зарабатывал свой статус. 24. После обильного ужина был подан аперитив. 25. Брифинг прошел весьма бурно и завершился через три дня. 
    3 группа:  Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова. 
    1. Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2. Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 3. … мастер. … шелк (искусственный, искусный). 4. … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 5. Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффектный, эффективный). 6. Наблюдать за … развития растений. Идти впереди … (процесс, процессия). 7. Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежа, невежда). 8. Писатель И.С.Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 9. В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал). 10. … ребенка. … куртку и сапоги (одеть, надеть). 
    4 группа:
    Прочитайте. Укажите, какие речевые ошибки допущены, исправьте их. 
    1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина
    Затем защищают свои работы.
    Задание 3. Тест-контроль.
    Задания, проверяющие владение морфологическими нормами
    1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    
    1) без вишен 3) около двух тысяч человек
    
    2) более труднее 4) испеки пирог
    
    2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    
    1) килограмм вафель
    
    2) семьюдесятью процентами
    
    3) ехай в Подмосковье
    
    4) более резкое движение
    
    3. Укажите примет с ошибкой в образовании формы слова.
    
    1) килограмм яблок 3) до двух тысяч второго года
    
    2) будущие выборы 4) ошиблась
    
    4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    
    1) более нужнее 3) с четырьмястами рублями
    
    2) несколько гектаров 4) поезжай домой
    
    Задания, проверяющие владение синтаксическими нормами
    1. Укажите пример с ошибкой в управлении
    
    1) преимущество перед ними
    
    2) согласна договору
    
    3) показать о чём-то
    
    4) огорчён чем-то
    
    Укажите пример с ошибкой в управлении
    
    1) оплата за телефон 3) описывает встречу
    
    2) вопреки распоряжению 4) скучать по сестре
    
    3. Укажите пример с ошибкой в управлении
    
    1) достоин награды
    
    2) доказательство моей правоты
    
    3) рад встрече
    
    4) заведующий лаборатории
    
    4. Укажите пример с нарушением норм согласования
    
    1) Благодаря осадкам в виде снега и дождя, выпавшим зимой, в почве сохранилось много влаги
    
    2) Будущий певец приехал в столицу с сорока рублями в кармане
    
    3) Журналист беседовал с командой футболистов, участвовавшими в чемпионате
    
    4) Вернувшись из ссылки, писателя ждали новые невзгоды.
    
    14.Укажите предложения с грамматической ошибкой.
    
    1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
    
    2) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.
    
    3) Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее.
    
    4) Учитель пошел в направлении шума и увидел разгорячённых спором учеников.
    
    15. Укажите предложения с грамматической ошибкой.
    
    1) На картине И. И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.
    
    2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
    
    3) Не только способности, но и трудолюбие поможет достичь успеха в работе
    
    
    Задание 4. Работа с тестом- парная работа.
    Перед вами один такой рассказ.
    «Лето. Море. Жара. Чудесно!» ( записывают его в тетрадь).
     Казалось бы, он обладает всеми качествами культурной речи: содержит необходимую информацию, точно передает факты, в нем нет языковых ошибок, он логичен и не засорен словами-сорняками. Но интересен ли он нам, вызывает ли какие-то эмоции, переживания, дает ли полное представление о настроении автора? (нет)
     Почему? (в нем не хватает выразительности).
     Действительно, речь, чтобы положительно влиять на слушателя, должна быть выразительной. Предлагаю вам устранить этот недостаток. Используя различные художественные приемы, образные средства, фигуры речи, сделайте этот текст более выразительным, чтобы мы увидели яркую картину, наполненную вашими чувствами. Вперед! К творчеству!( ученики пишут мини-сочинение). 
     Но чтобы приступить к работе, давайте решим кроссворд, который поможет нам вспомнить некоторые художественные средства.
    Кроссворд  "Стилистические фигуры речи": 
    По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
    По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф
    А теперь проведем работу по определению художественных средств.
    Практическая работа.
    Задание 5.
    Придумайте несколько сравнений разной стилевой окраски.
    Строчки быстро ложились на бумажный лист, словно_________________________________
    За дверью раздался шум, который походил на _______________________________________
    Задание 6.
    Смоделируйте метафоры. Укажите смысловые комплексы, которые становятся  источником для их создания. 
    1) Море
    2)  Луна
    3) Время
    4) Любовь
    5) Земля
    6) Сомнение
    А) глотнуть золотого вина из чаши, протянутой солнцем
    Б) догорать, как отблески заката
    В) терзать
    Г) грозно реветь
    Д) тяжелые шаги
    Е) мутный зрачок
    Задание 7.
    Человек средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты?
    (К Поярков)
    О чем говорится в тексте?________________________________________________________
    Укажите пример использования:
     эпитета_________________
    метафоры__________________
    сравнения__________________
    перифраза__________________
    Какие авторские мысли и чувства, благодаря этим художественным приемам, приобретают яркую образность и художественную силу?
    
    
    4. Рефлексия.
    Наш урок подошел к концу. Настало время подвести итоги. Вашу активность позвольте оценить мне (выставление оценок). И самое главное – оцените ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке, нарисовав какой-либо смайлик или слово.
    5. Домашнее задание ( по выполнению ряда заданий, подготовленных учителем к ЕГЭ: №4-7).
    .
    
    
    
     

    Автор(ы): Филь Ю. В.

    Скачать: Русский язык 10кл - Конспект.docx