Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

12-13 Особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Текст урока

  • Конспект

     2 часа Уроки 12-13 Тема уроков: Особенности публицистического стиля.
    Средства  эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
    цели урока:
    Образовательные
    Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;
    Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения различать их, определять роль внутри текста; 
    Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности. 
    Развивающие:
    Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
    Формирование позитивной Я - концепции;
    Совершенствование речемыслительной деятельности; 
    Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
    Развитие умения логически верно излагать мысли;
    Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.
    Воспитательные:
    Развитие системы ценностных отношений к родному языку;
    Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
    Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.
    Тип урока:  урок – практикум
    Технология:  технология критического мышления; ИКТ; технология проблемного обучения.
    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная;
    Планируемый результат: обучающиеся получат более полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике. 
    Оборудование к уроку:
    Мультимедийное оборудование; 
    презентация «Публицистический стиль речи»; 
    памятки-таблицы по определению стиля речи (раздаточный материал);
     таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал); 
    алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал);
     тексты для анализа, тестовые задания (раздаточный материал)
    Ключевые понятия: стили речи, публицистика, речевые жанры, языковые средства выразительности, лексические и синтаксические особенности, композиция текста, проблема текста, позиция автора, рецензия.
    Ход урока
    1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь по развитию речи, папка с материалами для подготовки к ЕГЭ)
    2. Стадия вызова. Актуализация знаний. 
    1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов: 
    - Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…
    - Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)
    - Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» )
    Вопрос к чтецам (интервью):
    -Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?
    2) Фронтальная беседа с использованием раздаточного  материала  (тексты, озвученные «актерами», и памятка - таблица «Стили речи») 
    - Что общего у этих трех текстов? 
    - Как вы определили тип речи? 
    - Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения  памятку-таблицу «Стили речи». 
    3. Стадия осмысления (реализация) Введение нового материала.
    1) Постановка задач урока с использованием презентации (слайды № 1, 2) 
    2) Беседа по домашнему заданию (составить таблицу по параграфу «Публицистический стиль речи и его особенности  Используется презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»  (слайды № 3 – 7)
    - Как вы понимаете слово «стиль»? Каково его происхождение?
    - Что такое «публицистика»?
    - Какова цель текста публицистического стиля?
    - Какова сфера его употребления?
    - Назовите жанры публицистики.
    - Назовите характерные черты публицистического стиля.
    - Какова композиция текста публицистического стиля?
    - Какие черты сближают публицистический стиль с научным?
    - Что общего у публицистического стиля с художественным?
    - Назовите лексические особенности публицистического стиля.
    - Назовите эмоциональные средства выразительности.
    - Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?
    4. Стадия осмысления. Реализация.
    1) Работа с новой информацией.
    Слово учителя.
    - Нашу речь образной и выразительной делают лексические и фразеологические средства выразительности. Слово ведь не только называет предмет, количество, действие или состояние, но и может передавать отношение говорящего, его эмоции, оценку, быть экспрессивным, т.е. указывать на степень проявления признака (большой – колоссальный). Особую выразительность речи придают авторские неологизмы (новообразования), т.к. они прозрачны по смыслу, структуре и экспрессивной окраске (сквернопение).
    Для создания образности и эмоциональности кроме слов используются фразеологизмы, т.е. устойчивые словосочетания, равные по смыслу одному слову. Обладая смысловой ёмкостью, экспрессивностью, фразеологизмы помогают немногими словами сказать очень многое: …в считанные секунды; Если интеллектуальность делает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей…
    Среди языковых средств выразительности наиболее распространены следующие тропы:
    Эпитет – это художественное определение, позволяющее более ярко характеризовать свойства и качества предмета или явления и обогатить содержание высказывания (страстная любовь к людям; жгучий интерес к их нравам).
    Метафора – основана на перенесении значения по сходству. Метафоры близки к сравнению и олицетворению: Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству. Мы вышли в горы. Солнце катилось к закату. Ночь уже шла по ущелью. В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.(И.Бунин). Метафоры могут быть оригинальны, необычны, вызывать эмоциональные ассоциации и помогать лучше представить себе явление или событие.
    Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. С его помощью говорящий (пишущий) привлекает к предмету (явлению) особое внимание. Сравнение может представлять собой сравнительный оборот (отражались как в зеркале; как птица, нырнул он между ветвями); сложноподчинённое предложение с придаточным сравнительным или сочетание глагола с существительным  в форме Т.п. (ползёт улиткой).
    Олицетворение – художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами (Солнце медленно всплывает над узкой тучкой; Содрогаясь от мук, пробежала над морем зарница).
    Так как публицистика адресована к широкой аудитории, она стремится к простоте и доступности, деление на абзацы тоже подчинено задачам публицистики. Поэтому в отдельный обзац может быть выделено одно предложение, если оно несет особую эмоциональную нагрузку.
    2).     Работа с учебником.
    - Изучите теоретический материал о средствах эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи по учебнику (с.237) и составьте его конспект.
             Самостоятельная работа учащихся.
    3).     Беседа по прочитанному.
    - Что нового для себя вы нашли в материале учебника?
    4) Практика в использовании нового материала. 
    Групповая работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля и таблица  «Публицистический стиль речи
    1) Из истории известно, что великие ораторы Древней Греции, трибуны Древнего Рима (Сократ, Демосфен, Юлий Цезарь), Франции периода Республики (Дантон, Робеспьер), США (Авраам Линкольн) умело воздействовали на толпу, заряжая её не только своей энергетикой, блеском ума, мудростью, но и яркой речью. И нередко даже их противники становились сторонниками. Умение логично и доказательно строить своё выступление, иногда очень краткое, но блистательное, помогало адвокатам в суде выиграть подчас безнадёжное дело своих подзащитных. В упражнении 438 приводится речь знаменитого русского адвоката А.Ф. Плевако.
    а). чтение текста упр.438 (стр.268)
    б). беседа.
    Учитель:
    - Почему Плевако удалось выиграть дело? Обратите внимание на особенности речи адвоката. (Его речь лаконична и логична.)
    -Как он построил речь? (на противопоставлении мелкого преступления старушки, укравшей чайник, и тех бедствий, которые выпали на долю России за её тысячелетнее существование. Адвокат подчеркнул, что ущерб, причинённый его подзащитной, смехотворно минимален.)
    2). Работа с текстом. Нахождение в тексте средств эмоциональной выразительности.
    - Какие из средств эмоциональной выразительности использовал в своей речи Плевако? (открывается слайд)
    Риторические вопросы и обращения 
    Ирония
    Лексические повторы Использование литературных образов
    Градация
    Слова и обороты высокого, торжественного звучания (пафосная лексика)
    Умолчание 
    Фразеологизмы
    Ряды однородных членов
    Цитаты
    Учащиеся находят эти средства в тексте: лексические повторы: «много бед, много испытаний», «всё вытерпела, всё преодолела Россия», «но теперь, теперь»; ряд однородных членов: «половцы, татары, поляки», «бед, испытаний»; пафосная лексика: «пришлось претерпеть России», «тысячелетнее существование», «двунадесят языков», «преодолела Россия», «погибнет безвозвратно»; ирония, пронизывающая всю речь (старушка, укравшая из крайней нужды копеечный чайник, по мнению суда, подрывает экономическую мощь Российского государства).
    - Какова цель речи Плевако? (Воздействовать на суд присяжных своей необычайно краткой, но яркой, убедительной благодаря употреблению средств эмоциональной выразительности речи, чтобы он оправдал его подзащитную.)
    3) Сопоставление публицистического и художественного текстов. Работа с упражнением 438 (речь Плевако) и 285 (отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - описание Наташи Ростовой, стр.148).
    Учитель: Какую цель ставил Толстой, создавая образ Наташи? (Он хотел создать яркий, незабываемый образ девушки, очаровательной в своей непосредственности и естественности, непохожей на всех. Писатель стремился с помощью средств эмоциональной выразительности воздействовать на читателя, чтобы он полюбил героиню так, как любил её автор.)
    - Что общего между текстами? (И Толстой, и Плевако воздействовали на читателя и на суд, используя средства эмоциональной выразительности.)
    - Чем отличаются тексты? (Толстой создавал образ, а Плевако – нет. Цель адвоката – убедить присяжных в невиновности старушки.)
    4) - В этом году вы прощаетесь со школой. О многих школьных проблемах вы знаете не понаслышке. Предлагаю вам познакомиться с текстом М.Мартынова о системе российского образования.
    Чтение текста заранее подготовленным учеником. 
    Текст № 1
         (1) Система образования переживает не лучшие времена. (2) Это, конечно, не новость. (3) Определенную долю надежды в завтрашнем дне внушает нынешняя позиция высшего руководства страны. (4) Верится, что озвученные меры по преодолению проблем образования и воспитания подрастающего поколения не останутся простыми декларациями. (5) Надеемся, что окажутся востребованными и осмысленными вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт, без учета которых невозможно движение вперед.
         (6) В истории России сложилась некая закономерность: когда основные условия образования диктовались государством, система образования становилась более жесткой, консервативной и стабильной, а система воспитания – национально- патриотической (со всеми положительными и отрицательными сторонами), когда основные условия диктовала «общественность» (или государство находилось под ее давлением), система образования становилась гибкой, либеральной, нестабильной (также со всеми положительными  и отрицательными сторонами).
         (7) В идеале отечественная российская система образования должна быть относительно стабильной, достаточно консервативной и избирательно гибкой.
         (8) Регионализация образования ведет к разрушению единого образовательного пространства, а значит, делению России на удельные княжества.
         (9) В погоне за разнообразием образовательных учреждений, за открытием гимназий. Лицеев, школ с углубленным преподаванием предметов мы стали терять самую обычную, особенно сельскую, школу, самого обычного, не отмеченного особыми способностями ребенка. (10) Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности. (11) Многие страны (Япония, Сингапур, Южная Корея и др.) стремятся повышать интеллектуальный уровень всего населения. (12) Эти государства предпринимают усилия по введению всеобщего высшего образования в отличие от России, которая, к сожалению, ограничилась фактически неполным средним.
         (13) Ряд стран (Америка, Германия и др.) планируют привлечь наиболее способных специалистов из других стран. (14) Для России такой путь заказан. (15) Более того, отток научной молодежи за рубеж в ближайшие годы не прекратится, а поэтому тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной – без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции. (16) С чего же следует начинать?                                                                                      ( По М. Мартынову) 
    Алгоритм работы с текстом публицистического стиля
    ( стилистический анализ текста)
    1. Внимательно прочитайте текст.
    2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
    3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором 
    4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
    5. Выявите приметы стиля, стилевые черты
    6. К  какому жанру вы отнесете данный текст?
    7. Проследите композицию текста.
    Работа в группах ( внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )
    Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.) Текст 
    1-ая группа – лексические особенности
    2-ая группа – эмоциональные средства выразительности
    3-тья группа – синтаксические особенности
    Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.
    5) Коллективное выполнение тестовых заданий к тексту :
    1. Какое утверждение противоречит позиции автора?
    1) Мы теряем самые обычные, особенно сельские, школы.
    2) Россия может вернуть свои позиции в сфере образования за счет обычных школ.
    3) Российская система образования должна быть относительно стабильной.
    4) Россия поднимет свой образовательный уровень только тогда, когда введет всеобщее высшее образование.
            Ответ: 4 В предложении16 читаем: «тащить Россию к процветанию придется ученику средних способностей из обычной - без уклонов – школы, которая должна вернуть свои позиции». В предложении 9 высказана мысль, сформулированная в варианте ответа 1. В предложении 7 автор говорит о необходимости сохранять стабильность российской системы образования. 
    2. Какой тип речи представлен в этом тексте?
    1) повествование с элементами рассуждения
    2) рассуждение с элементами повествования
    3) рассуждение
    4) описание с элементами повествования
    Ответ: 3 Ведущим типом речи является рассуждение, потому что, высказав основную мысль, автор находит аргументы, подтверждающие его правоту. 
    3. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
         Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
          Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
    «…Школа по сути, по содержанию должна выполнять свою основную функцию: раскрывать и развивать способности любого ребенка. Мне трудно судить о проблемах, которые поднимает автор. Но я даже не сразу заметил, как «втянулся» в ход рассуждений. М. Мартынов в столь серьезном по содержанию тексте остается эмоциональным. Это достигается благодаря использованию __________ (предложение 16). Немного странным кажется, что автор включает в текст ___________ ( «Из школы уходит дух гуманизма, человеколюбия, соборности») и ________
    (вековые исторические традиции и богатейший национальный опыт»). В то же время текст отличается последовательностью и логичностью изложения, здесь есть _________ (предложения 9, 11).
         Подведу итог своим размышлениям. Каждый ребенок, достигший школьного возраста, должен найти «свою» школу, а потом должен быть уверен, что сможет продолжить образование в техникуме, училище, институте, университете, академии в соответствии со своими способностями и возможностями».
    Список терминов:
    1. развернутая метафора
    2. оксюморон
    3. риторические восклицания
    4    градация
    5    неполные предложения
    6    сравнение
    7    риторический вопрос
    4. эпитет
    5. неологизмы                                                                    
    Ответ: 7, 1, 8, 4 
    В предложении 16 содержится риторический вопрос (не требует ответа, а нужен для привлечения внимания публики).
    Развернутая метафора (1) – неожиданное, переносное значение, основанное на сходстве предметов, явлений (скрытое сравнение).
    Эпитет (8)- образное определение.
    Градация (4)- употребление подряд нескольких однородных членов, каждый из которых усиливает (ослабляет) значение предыдущего.
    6) Творческое использование нового материала. Проба пера.
    - Что вы думаете об актуальности данного текста?
    - Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. Системную подготовку к части С мы начнем в третьей четверти, а сейчас послушаем письменное мнение о проблемах, затронутых в тексте. Напоминаю: это не образец сочинения в формате ЕГЭ, а просто личные размышления по теме.
    Заслушивание сочинения, беседа:
    -Сумел ли ученик  поразмышлять над предложенным текстом? 
    -Чем вам понравилась работа?
    -Что вам кажется спорным в работе  ученика?
    7) Самостоятельная работа по решению тестовых заданий к тексту. 
    Текст № 2
         (1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?
          (3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.
           (5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.
           (9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.
                                                                         (По Ю. Макаренко) 
    1.       Какое из высказываний противоречит содержанию текста?
    1)   Лучший отдых – это ничего не делать.
    2)   Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.
    3)    Современный человек устает от общения и от городского шума.
    4)     Общение с природой поможет справиться с усталостью.
    2.       Какой тип речи представлен в этом тексте?
    1) повествование с элементами рассуждения
    2) рассуждение с элементами повествования
    3) рассуждение
    4) описание с элементами повествования
    3.    Рецензия:
    «Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование______________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают______________ (предложение 7).
    Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».
    Список терминов: 
    1) сравнение
    2) переносное значение слова
    3) контекстный синоним
    4) гипербола
    5) метонимия
    6) инверсия
    7) однородные члены
    8) риторические вопросы
    9) метафора
    Ответы для самопроверки:
    1. – 2
    2. – 3
    3. – 2, 7, 9, 3
    5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    - Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?» 
    - Зачитайте свой ответ.
    -Что полезного вы извлекли для себя с урока?
    -Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. Капитаны подготовятся с отчетом по уроку (комментируется оценка каждого) 
    Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего. 
    Текст №  3  для анализа дома. 
          Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
           Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,  что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
             Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!
                                                 ( В. Непомнящий)
    Литература:
    1. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.
    2. «Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс» И.В.Золотарева Л.П.Дмитриева Москва «ВАКО»2010 г.
    3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
    4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
    5. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
    6. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
    7. «Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ» И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров, И.П.Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова  АСТ «Астрель» Москва 2011
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Петрова И. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку