Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

14 Особенности публицистического стиля (Сидорова Н. А.).

Текст урока

  • Конспект

     Русский язык 
    11 класс
    УМК: «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Особенности публицистического стиля. Средства  эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 часа
    Место урока в системе уроков по теме: 1
    Цель урока: Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины; выявить средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле
    Задачи урока: Образовательные:
    Знакомство с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развитие умения различать их, определять роль внутри текста; 
    Отработка  заданий ЕГЭ, связанных с использованием средств языковой выразительности. 
    Развивающие:
    Развитие положительной мотивации к процессу обучения;
    Формирование позитивной Я - концепции;
     Совершенствование речемыслительной деятельности; 
    Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать языковые явления;
    Развитие умения логически верно излагать мысли;
    Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных умений и  навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.
    Воспитательные:
    Развитие системы ценностных отношений к родному языку;
    Совершенствование навыков этичного межличностного общения;
    Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственной речи.
    Планируемый результат: обучающиеся получат более полное представление о публицистическом стиле речи, его особенностях; разовьют способность к речевому взаимодействию, к социальной адаптации; усовершенствуют навыки информационной обработки текста, навыки самоорганизации и саморазвития; научатся опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления, связанные со стилями речи; научатся различать функциональные разновидности языка и применять знания и умения в собственной речевой практике. 
    Техническое обеспечение урока:
    Мультимедийное оборудование; 
    презентация «Публицистический стиль речи»; 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    папки с материалами для подготовки к ЕГЭ;
     памятки-таблицы по определению стиля речи (раздаточный материал);
     таблица «Публицистический стиль речи и его особенности» (раздаточный материал); 
    алгоритм работы с текстом публицистического стиля (раздаточный материал);
     тексты для анализа, тестовые задания (раздаточный материал)
    Литература:
    «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы» А.И.Власенков Л.М. Рыбченкова Москва «Просвещение» 2011 г.
    «Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс» И.В.Золотарева Л.П.Дмитриева Москва «ВАКО»2010 г.
    Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
    Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
    Л.И. Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.
    И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2017. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 20016 г.
    Содержание  урока:
    1. Оргмомент. Мотивация  к учебной деятельности. - Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. 
    2. Актуализация знаний. Подготовка к экзамену. Орфоэпическая разминка. ( на слайде)  
       Задание. Спишите, расставьте ударение в словах.
    Танцовщица, ломота, христианин, упрочение, премировать, нефтепровод, кашлянуть, откупорить, убыстрить, исчерпать, углубить, предвосхитить, каталог, мытарство, благовест, мастерски, иконопись. 
    3. Самопроверка по образцу (слайд) ТанцовщИца, ломОта, христианИн, упрОчение, премировАть, нефтепровОд, кАшлянуть, откУпорить, убыстрИть, исчЕрпать, углубИть, предвосхИтить, каталОг, мытАрство, блАговест, мастерскИ, Иконопись
    4. Стадия вызова.
    1) Определение типа и стиля речи. Выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися фрагментов текстов: 
    - Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной – другое дело! Куда ни глянешь – море травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и желтые! Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц – счету нет! Так и заливаются на все лады…
    - Степями принято называть большие равнинные пространства с травянистой растительностью, развившиеся в условиях засушливого климата. Этим признаком – приспособленностью к недостатку воды – степная растительность отличается от растительности лугов, которых много по берегам рек и в лесной зоне… (Из статьи энциклопедического словаря)
    - Степь чем далее, тем становилась прекрасней. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря было зеленою девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничто в природе не могло быть лучше их. ( Н.В.Гоголь « Тарас Бульба» )
    Вопрос к чтецам (интервью):
    -Чем интересны для вас, актеров, эти тексты?
    2) Работа в парах  с использованием раздаточного  материала  (тексты, озвученные «актерами», и памятка - таблица «Стили речи») (Приложение № 1).  Задание: определить тип речи, стиль, аргументировать свое мнение.
    Проверка: - Что общего у этих трех текстов? 
    - Как вы определили тип речи? 
    - Определите стиль речи каждого текста. Используйте для аргументации своего мнения  памятку-таблицу «Стили речи». 
    3. Стадия осмысления (реализация) Введение нового материала.
    1) Постановка задач урока с использованием презентации (слайды № 1, 2) (Приложение №2)
    2) Беседа по домашнему заданию (составить таблицу по параграфу «Публицистический стиль речи и его особенности».  Используется презентация «Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности»  (слайды № 3 – 17)   (Приложение №2)
     - Как вы понимаете слово «стиль»? Каково его происхождение?
    - Что такое «публицистика»?
    - Какова цель текста публицистического стиля?
    - Какова сфера его употребления?
    - Назовите жанры публицистики.
    - Назовите характерные черты публицистического стиля.
    - Какова композиция текста публицистического стиля?
    - Какие черты сближают публицистический стиль с научным?
    - Что общего у публицистического стиля с художественным?
    - Назовите лексические особенности публицистического стиля. Обратитесь к орфоэпической разминке, назовите слова, которые вы могли бы употребить в тексте публицистического стиля
    - Назовите эмоциональные средства выразительности.
    - Каковы синтаксические особенности публицистического стиля?
    4. Стадия осмысления. Реализация.
    1) Работа с новой информацией.
    - Внесите в свою таблицу недостающую информацию.  ( слайд № 15, 16, 17)    Прилагается образец составленной таблицы «Публицистический стиль речи». (Приложение №3)
    2) Практика в использовании нового материала. 
    Групповая работа по стилистическому анализу текста. Используются алгоритм работы с текстом публицистического стиля (Приложение №4) и таблица  «Публицистический стиль речи» (Приложение №3).
    -. Предлагаю вам познакомиться с текстом Д. Гранина «Точка опоры» (статья «О милосердии»).
    Чтение текста заранее подготовленным учеником. Текст № 1
        В прошлом году со мной приключилась беда. Шел я по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже некуда: лицом о поребрик, сломал себе нос, все лицо разбил, рука выскочила в плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
    С большим трудом поднялся - лицо залило кровью, рука повисла плетью. Забрел в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. Куда там, она продолжала хлестать, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее, и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.
    Решил повернуть назад, домой.
    Я шел по улице, думаю, что не шатаясь; шел, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестит от крови. Хорошо помню этот путь - метров, примерно, триста. Народу на улице было много. Навстречу прошла женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь, Я запомнил лица многих людей - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
    Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома.
    Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня в пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного... Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударился, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало чувством привычным?
    Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. И нечто подобное отыскивал и в своем поведении. Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя, не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в своем собственном поведении - желание отойти, уклониться, не ввязываться... И, уличив себя, начал понимать, как привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. 
    К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность... она состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.
    Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
    В Ленинграде, в районе Аптекарского острова, была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали улицу в улицу Текстилей.
    Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Древнее это, необходимое чувство свойственно всему животному сообществу, птичьему: милость к поверженным и пострадавшим. Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным? Мне можно возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, убыль милосердия в нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства. 
    Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
    Алгоритм работы с текстом публицистического стиля
    ( стилистический анализ текста)
    1. Внимательно прочитайте текст.
    2. Определите цель данного текста (общение, сообщение, воздействие)
    3. Выявите проблемы, затрагиваемые автором (слайд №18)
    4. Определите тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание)
    5. Выявите приметы стиля, стилевые черты
    6. К  какому жанру вы отнесете данный текст?
    7. Проследите композицию текста.
    Работа в группах ( внутри группы – оценка каждого зависит от вклада в урок и комментируется при подведении итогов урока )
    Исследование текста на предмет использования в нем лексических и синтаксических средств (используется таблица «Публицистический стиль речи» (5-7 мин.) 
    1-ая группа – лексические особенности
    2-ая группа – эмоциональные средства выразительности
    3-тья группа – синтаксические особенности
    Обмен информацией после выполнения исследования, выводы, обобщения.
    3) Коллективное выполнение заданий:
    Задание 1. Выясните лексическое значение следующих слов: 
    гуманный, демократический, радикальный, реакционный, этический, эмоциональный, гражданственность, объективность.
    Задание 2. Составьте словосочетания или предложения, в которых данные ниже слова-термины приобрели бы переносное значение и явились средством усиления образности речи.
    Агония, аккорд, ас, балансировать, барометр, вирус, дуэт, заморозить, истерия, марафон, рецепты. 
    Задание 3. В публицистике, особенно в газетных жанрах, для большей выразительности и в целях предупреждения тавтологии, часто используются перифразы (вспомните, что это такое). Подберите перифразы к данным словам: 
    врачи, картофель, лес, рыба, хлопок, железнодорожники, уголь.
    4) Творческое использование нового материала. 
    - Что вы думаете об актуальности данного текста?
    - Вы знаете, что на экзамене вам предстоит написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Добрая половина всех текстов ЕГЭ – это тексты публицистического стиля, которые выявляют не только ваше владение языком, но и вашу гражданскую позицию. А сейчас послушаем ваше мнение о проблемах, затронутых в тексте. 
    5) Самостоятельная работа по решению тестовых заданий к тексту. 
    Текст № 2
         (1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется для нормального отдыха?
          (3) Прежде всего тишина. (4) Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и людей.
           (5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать со знакомыми, почитать легкий журнал. (8) Такой отдых может быть обеспечен в пределах четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой.
           (9) Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения, совершенно необходим, и его нельзя недооценивать.
                                                                         (По Ю. Макаренко) 
    1.       Какое из высказываний противоречит содержанию текста?
    1)   Лучший отдых – это ничего не делать.
    2)   Занятие в спортивной секции – лучший способ избавиться от усталости.
    3)    Современный человек устает от общения и от городского шума.
    4)     Общение с природой поможет справиться с усталостью.
    2.       Какой тип речи представлен в этом тексте?
    1) повествование с элементами рассуждения
    2) рассуждение с элементами повествования
    3) рассуждение
    4) описание с элементами повествования
    3.    Рецензия:
    «Ю.Макаренко рассуждает о формах отдыха в наш интеллектуальный век. Использование______________ («легкий журнал», «внутренний каприз») помогает вызвать эмоциональное отношение читателя. Динамику и ритм рассуждению придают______________ (предложение 7).
    Чтобы привлечь внимание читателя, создать ощущение свободной беседы, автор использует____________ («позволяя свободно разбегаться своим мыслям»). Стараясь сделать читателя своим сторонником, автор заменяет слово «ничегонеделание» (предложение 9) на контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску».
    Список терминов: 
    1) сравнение   2) переносное значение слова     3) контекстный синоним
    4) гипербола    5) метонимия    6) инверсия
    7) однородные члены   8) риторические вопросы     9) метафора
    Ответы для самопроверки: 1. – 2;  2. – 3;   3. – 2, 7, 9, 3
    5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
    - Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд, польза от публицистики?» (слайд 21)
    - Зачитайте свой ответ.
    -Что полезного вы извлекли для себя с урока?
    -Обсудите в группах уровень активности каждого на уроке. Совместно оцените работу каждого. 
    Домашнее задание: используя алгоритм работы с текстом публицистического стиля, письменно охарактеризовать текст В. Непомнящего. 
    Текст №  3  для анализа дома. Приложение № 5.
          Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.
           Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический,  что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто – то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.
             Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… А  Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!  ( В. Непомнящий)
     

    Автор(ы): Сидорова Н. А.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку