Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

9 Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания.

Текст урока

  • Конспект

     Уровень обучения – базовый
    Русский язык
    11 класс
    Тема урока: Принципы  и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков  препинания: 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
    Место урока в системе уроков по теме  - №9
    УМК и оборудование: 
    1)    Власенков А.И., Рыбченкова А.М., Русский язык. Грамматика. Стили речи: учеб. 
    пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений, -  М.: Просвещение, 2003;  
    2)   Бабайцева В. В.,  Русский язык: Терия. 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных 
    учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003; 
     3)   тесты, карточки с заданиями
    4) Пособие для занятий по русскому языку в старших классах/В.Ф.Греков, Л.А. Чешко.-М: Просвещение, 2006
    5) Современный русский язык/Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А. Теленкова.-М.:, 2007.
    Тема урока: Принципы  и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков  препинания: 
    Тип урока:     формирование новых знаний
    Форма проведения:   урок – практикум с  применением компьютерной 
                                           презентации
    Цели урока.   
    Научиться понимать смысловую роль знаков препинания
    Задачи урока:
    1. Систематизировать и углубить сведения учащихся о пунктуации.
    2. Развивать критическое мышление; создавать условий для развития коммуникативных навыков, умений учащихся предупреждать ошибки в изучении данной темы.
    3. Воспитывать  бережное отношение к слову автора, ответственное отношение к собственному слову, к культуре речи; совершенствовать навыки этичного межличностного общения.
    
    Планируемые результаты:
    Предметные:
    Анализ объектов с целью выделения признаков
    Регулятивные:
    Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже подлежит усвоению, освоение качества и уровня усвоения
    Личностные:
    самоопределение
          
     Оборудование урока:   презентация, интерактивная доска
    Опережающие задания: сообщение учащихся: «Авторские знаки препинания»      
                                          
    
    
    
    
                                    План урока.
    1. Вступление. Работа с эпиграфом урока. «Слово о  пунктуации»
    2. Сообщение учащегося: «Из истории пунктуации» 
    3  Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                      
    4. Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные, 
         разделительные и выделительные»                     
    5. Составление схемы по теме «Знаки препинания»
    6. Авторские знаки
    7.  Практикум. Знаки препинания в произведениях.
    
    Ход урока
    
    I.  Знакомство с целями урока и эпиграфом:
    
                                                                              «… - ноты при чтении» 
                                                                                                  А. П. Чехов
    
                                          «…                       имеют двоякое назначение: 
                                           способствуют ясности в изложении мыслей,
                                           отделяя одно предложение от другого или одну 
                                           часть его от другой, и выражают ощущение лица 
                                           говорящего и его отношение к слушающему…»   
                                                                                                        Ф. И. Буслаев
    
    Ход урока.
    
    1.  Работа с эпиграфами.
    Подведение к теме урока. Целеполагание. 
    -Ребята, прочитайте слова А.П.Чехова и  Ф.И.Буслаева. Какие слова пропущены в их высказываниях? Что имел в виду А.П.Чехов, называя это «нотами чтения»?
    -Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
    Для чего нужна пунктуация? В основе любого теоретического материала есть положения или…Подберите синонимы к этому слову…Мы тоже с вами являемся разработчиками этих положений. Но в силу нашего характера, либо мы от них отступаем, либо руководствуемся. Есть категория людей, которые не нарушают свои правила, по которым они стараются жить. Их называют принципиальными. 
    Попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. 
       Запишем тему сегодняшнего урока -  «Принципы русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания». 
    2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. 
    Вступительное слово учителя. 
    Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются…? Правильно, знаками препинаниями. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем оценить по достоинству. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной  жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
    Итак, когда же появились знаки препинания? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания появились одновременно? Какова история русской пунктуации?
    Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением и развитием книгопечатания (XV-XVI вв). В середине XV в. итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности, которая была принята в основных чертах большинством стран Европы и существует до сих пор.
    В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появились в XVI – XVIII веках
    3. Учитель. Давайте вспомним, сколько знаков препинания существуют в системе современной русской пунктуации. 
    Ученик. Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания.
    Учитель. Внимание на экран (работа с интерактивной доской).  СЛАЙД 3 Давайте определим, о каких знаках препинания идёт речь.
    Этот знак препинания считают одним из древнейших знаков. Этот знак препинания встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Однако употребление этого знака в тот период отличалось. Ставился не внизу на строке, а выше – посреди неё. В тот период даже слова не отделялись друг от друга.
    В.И. Даль называл этот знак значком от укола, от приткнутия к чему остриём, кончиком пера, карандаша, мелкая крапина.
    Ученик (после того, как отгадали слово): 
    -Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке в XVI – XVIII веках вопросительный знак назывался «точка вопросительная», восклицательный – «точка удивления». В грамматических сочинениях в XVI  веке учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек» или «о точечном разуме». В грамматике Лаврентия Зизания (1596 г) соответствующий раздел имел название «О точках»
    2. Этот знак считается наиболее распространённым знаком препинания в русском языке. Это слово встречается в XV веке. По мнению П.Я.Черных, это слово – результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти(ся), что значит «зацепиться», «задеть», «заколоться». В.И.Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – «останавливать», «задерживать» 
    3. Следующий знак называется «знаком удивления»
    4. Этот знак в памятниках XVIвека назывался вместительным. 
    5. Один из поздних знаков препинания. Существует мнение, что изобрёл его Н.М.Карамзин. Впервые в нашей грамматике он появился под названием «молчанка»
    6. Этот знак долгое время носил название «знак пресекательный». О каком знаке препинания идёт речь?
    7. Этот знак препинания напоминает « следы от утиных или лягушачьих  лапок», поэтому имел название «крючок», «закорючка».
    
    1
    т
    о
    ч
    к
    а
    
    
    
    
    
    
    
    2
    з
    а
    п
    я
    т
    а
    я
    
    
    
    
    
    
    3
    в
    о
    с
    к
    и
    ц
    а
    т
    е
    л
    ь
    н
    ы
    й
    4
    с
    к
    о
    б
    к
    и
    
    
    
    
    
    
    
    5
    т
    и
    р
    е
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    6
    м
    н
    о
    г
    о
    т
    о
    ч
    и
    е
    
    7
    к
    а
    в
    ы
    ч
    к
    и
    
    
    -Ребята, все ли знаки препинания названы? (в современном русском языке 10 знаков препинания)
    - Определите роль знаков  (знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит смысловое членение речи). Предположите, какую функцию выполняют каждый из перечисленных  знаков  препинания.
    4. Сообщение учащегося: «Три принципа русской пунктуации»                                      
          В основу правил русской пунктуации легли три основных принципа: логический (смысловой), структурно - синтаксический   и интонационный: 
             1. Логический (смысловой) -  знаки препинания помогают расчленить речь   на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме  (смысловое членение), 
             2. Структурно - синтаксический   делает наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части (синтаксическое членение),
    создает стабильность системы пунктуации.
              3. Интонационный -  служат для обозначения интонационного оформления, средство выражения семантики (значения) в устной речи.
    5. Применение  знаний в новых условиях. 
    Задание:  запишите предложение, расставьте знаки препинания, определите, какую роль играет  в тексте тот или иной знак препинания.
    1) В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.  (Сухомлинский В.)
    2) Чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нём нашу мысль. (Ф.Достоевский)
    
    Порядок пунктуационного разбора (слайд )
    1.  Объяснить условия (грамматические, смысловые, интонаци­онные) постановки знаков препинания.
    2. Дать характеристику знакам препинания по их употреблению (одиночные, повторяющиеся, парные).
    3.  Охарактеризовать знаки препинания по их функции (разде­лительные, выделительные).
    4.  Сформулировать правило постановки знаков препинания.
    
    -Давайте вспомним  функции, которые выполняют знаки препинания. 
    Сообщение учащегося: «Знаки препинания: отделительные, разделительные и выделительные»                     
         В зависимости от функции знаки препинания делятся на три группы: отделительные, разделительные, выдели­тельные.
    К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный и восклицательный знаки, многото­чие. Эти знаки ставятся в конце предложения и служат средст­вами отделения одного предложения от другого в составе текста.
    К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире и двоеточие. Эти знаки ставятся в простом предложении для разделения однородных членов предложения и для разделения простых предложений в соста­ве сложного.
    К выделительным знакам препинания относятся двойные (парные) знаки: двойные скобки, двойные кавычки, двойное тире, двойные запятые.
    7. Исследование предложения   по схеме  пунктуационного  анализа (работа около доски и в тетради: текст у каждого на парте, порядок разбора – на экране)
    Задание: расставьте знаки препинания, объясните их роль в тексте.
     
       СЛАЙД 4  Красота это глубоко человеческое. Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком,  им постигается, живёт в его душе;  не было бы нашего сознания - не было бы и красоты.
    <…>
    Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство. Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи услышал и, затаив дыханье, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги её. (В. Сухомлинский)
    8. Авторские знаки 
    Учитель.  О том, что авторская пунктуация существует, знают все. Но что же она все-таки собой представляет? Чем отличается авторская пунктуация у каждого автора? В этом мы и попытаемся разобраться.
    (выступление учащегося с минипроектом)
    Итак, в художественных произведениях, помимо нормативных, строго обязательных знаков препинания, а также знаков вариативных (то есть допускаемого правилами выбора одного из нескольких возможных знаков или между знаком и его отсутствием), возможна авторская пунктуация. Авторской часто называют пунктуацию нестандартную, противоречащую современным нормам постановки знаков препинания. Такая пунктуация объясняется самыми разными причинами, от сознательного использования автором значения знака до расстановки знаков в соответствии с устаревшими сейчас нормами.
    Говорить о том, что перед вами собственно авторский знак, можно, наверное, либо в том случае, если публикация сопровождается предупреждением: «В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация», либо если вы просмотрели большое количество текстов одного автора и убедились в том, что в той или иной позиции он постоянно заменяет традиционный знак (например, двоеточие) на иной (допустим, тире).
    -Рассмотрим несколько примеров из романа «Мелкий бес» Федора Сологуба. СЛАЙД 6
    1. Передонов и Варвара суетились около нее, и старались усадить ее на стул поближе к прихожей да подальше от столовой.
    2. Хозяйка не садилась, ничего не брала, и рвалась в столовую, да только никак не могла признать, где дверь.
    3. Володин, прыгая и хохоча, побежал в залу, и принялся шаркать подошвами по обоям. 
    4. Саша поблагодарил, и опять поцеловал ей руку.
    5. Ночь, тихая, прохладная, темная, обступала со всех сторон, и заставляла замедлять шаги.
    Примеры 1–5 показывают достаточно четко, что автор ставит лишний с точки зрения существующей нормы знак препинания между однородными сказуемыми (схема О и О приобретает в этом случае вид О, и О). Вроде бы и можно было говорить о некоторой системе, если бы не находились в том же тексте контрпримеры.
    Автор достаточно часто ставит знак между однородными сказуемыми, при этом никогда знак не появляется между однородными дополнениями или определениями.
    Если в авторском тексте обнаруживается пунктуация, противоречащая правилам постановки знаков препинания, то это заставляет следить за текстом и думать над тем, почему появился знак: возник он случайно, спонтанно или за ним кроется какая-то авторская мысль, которую нужно «расшифровать».
    Наблюдая за постановкой знаков у разных авторов, исследователи приходят к выводу, что каждый автор тяготеет к какому-то определенному знаку, который чаще других появляется в его текстах. Так, о Тургеневе говорят, что он часто пользуется точкой с запятой, имя Цветаевой сразу же ассоциируется с тире, а при упоминании Достоевского всплывают в памяти многочисленные точки с запятой и тире.  СЛАЙД 7
    Юность – любить,
    Старость – погреться:
    Некогда – быть,
    Некуда деться.(М.Цветаева)
    Если о текстах Цветаевой принято говорить, что в них изобилуют тире, что тире является любимым авторским знаком, то о текстах Ахматовой такое сказать трудно, но понаблюдаем.
    1. От других мне хвала – что зола,
    От тебя и хула – похвала.
    2. Я подымаю трубку – я называю имя,
    Мне отвечает голос – какого на свете нет...
    Использованный знак дает автору возможность выразить, а читателю уловить некоторый «добавочный» смысл.
    Вариативные знаки – возможные по правилам, допустимые правилами. Один из них обычно является нейтральным, другие несут дополнительную смысловую нагрузку. Появление таких знаков сигнализирует о том, что этот фрагмент нужно читать очень внимательно, потому что в нем могут содержаться оттенки смысла, значимые для автора.
    Авторские знаки нужны автору для задания вполне определенного членения текста; они могут выбираться среди «маркированных», нейтральных вариантов допустимых знаков, а могут выходить за пределы нормы.
    Итак, авторские знаки употребляются в следующих ситуациях (слайд 8)
    1. Для замены «немаркированного» нормативного знака.
    2. Против всех норм:
    – как способ членения текста,
    – как замена лексической единицы.
    3. Авторская пунктуация как литературный прием.
    Как мы видим, разнообразие авторских вольностей велико, и обучающемуся нужно уметь ориентироваться в них, так как нередко пунктуационные знаки становятся средством выразительности. Следует, однако, помнить, что в сочинении в соответствии с требованиями жанра авторскую пунктуацию (в том случае, если она действительно противоречит современным нормам) нежелательно сохранять даже при цитировании, постановка же собственных знаков препинания, противоречащих современным правилам, расценивается как ошибка. Чтобы научиться менять расстановку знаков препинания соответственно правилам современной пунктуации, следует поупражняться в этом искусстве.
    9. Физкультминутка «Мы рисуем день сегодняшний…» (для глаз)
    10.  Предлагаем вам следующее задание: объясните в предложениях постановку знаков препинания и найдите авторские знаки. Запишите, заменив  авторскую пунктуацию  СЛАЙД 9
    Был он большой художник – весело-грустный и грустно-веселый, – и, читая его рассказы хочется и заплакать, и улыбнуться над тем подневольным трагизмом, имя которому – человеческая жизнь.(М.Арцыбашев)
     И те, кто знал, и те, кто не знал, и те, кто его любили, и те, кто презирали, и те, кто никогда о нем не думали, все пожалели Юрия Сварожича, когда он умер. (М.Арцыбашев)
    11. «Проверь себя».  Работа в  парах. Обратимся к заданиям, которые предлагаются на ЕГЭ (это задания № 15-19)
    Задание  (задание №15)
    1Расставьте  знаки  препинания.  Укажите  номера  (перепишите эти предложения) предложений,  в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
    1) Солнце уже спустилось к самому горизонту и сквозь путаницу лиан и листьев казалось или золотым или алым.
    2) Он пришёл рано и принёс собранные в букет астры и левкои и записку на имя моей младшей сестры.
    3) Южные цветы и травы имеют сдержанные или чересчур дурманящие запахи.
    4)  Порой то ли дрема то ли забытье то ли лень овладевали им.
    5) Ослепительное зарево раздвинуло темноту и вокруг стало светло.
    Ответ:  
    2.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно 
    поставить ОДНУ запятую. Запишите  эти предложения.
    1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
    2)  В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как 
    сходства так и различия.
     3)  М.В. Ломоносовым  было  намечено  разграничение  знаменательных  и 
    служебных  слов  и  в  дальнейшем  это  разграничение  поддерживалось 
    крупнейшими представителями русской науки.
    4)  Многие  литературоведы  и  историки  вновь  и  вновь  спорят  по  поводу 
    переписки Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.
     5)  А.С.  Грин  мог подробно  описать  как  изгиб  реки  так  и  расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города. 
    Ответ: 
    3.  Расставьте знаки препинания. Запишите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
    1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на
    Дальнем Востоке.
    2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах
    3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку.
    4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым
    запахом травы и корней.
    5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.
    Задание  в парах  (16 задание)
    Перепишите, расставив знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Боцман Егорыч (1) вообще не терпевший никаких пассажиров на судне (2) как ничего не
    делающих людей (3) относился весьма милостиво к Максимке, так как Максимка всегда
    вовремя тянул вместе со всеми снасти (4) стараясь чем-нибудь помочь другим.
    Перепишите, расставив  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  
    в предложении должны стоять запятые. 	
    Первая  выставка  передвижников (1) открывшаяся  в 1871 году (2) убедительно  продемонстрировала  существование  в  живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
    Ответ: ________
    
    Перепишите, расставив знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Коршун (1) плавно (2) взмахивая крыльями (3) летит над самой землёю и вдруг останавливается в воздухе (4) словно (5) задумавшись о чём-то.
    Ответ:  
    Задание в паре  (17 задание)
    1) Расставьте  знаки  препинания:  укажите  все  цифры,  на  месте  которых  
    в предложениях должны стоять запятые.  Объясните постановку знаков препинания.
    
    Поздней осенью  или  зимой на улицах городов  появляются  стайки то 
    мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за 
    этот  крик  и  получили  птицы  своё  имя – свиристели,  ведь  глагол 
    «свиристеть» (3) как  считают  лингвисты (4) когда-то  означал «резко 
    свистеть, кричать».
    2) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Она не могла вспомнить своих ночных мыслей, но (1) видимо (2) главное от них осталось и наполнило ее существо тем «что-то», что и называлось (3) должно быть (4) счастьем.
    Ответ:  
    3) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
    Будем (1) однако (2) справедливы, постараемся войти в их положение и (3) может быть (4) станем судить о них гораздо снисходительнее.
    Ответ:  
    
    9. Дифференцированное домашнее задание:  (СЛАЙД 10)    
    1) 1 уровень – упражнение 366 (по учебнику)
    2) 2 уровень - найдите примеры авторских знаков в произведениях русской классической литературы. Объясните постановку знаков. Предложите замену знака в соответствии с современными нормами русской пунктуации.
    3) Попытайтесь объяснить, какую художественную цель преследует автор, ставя такие знаки препинания КАРТОЧКА 
    1  У Бориса и Глеба
    Свет, и служба идет.(Б.Пастернак)
    2. Булки фонарей и пышки крыш, и черным 
    По белу снегу — косяк особняка: 
    Это — барский дом, и я в нем гувернером. 
    Я один — я спать услал ученика. 
    Тротуар в буграх, крыльцо заметено.(Б.Пастернак)
    4. В ворохах сонного пуха:
    Водопад, пены холмы,—
    Новизной, странной для слуха,
    Вместо: «я» — тронное: «мы»... 
    Никого не ждут. Но — наглухо портьеру.(М.Цветаева)
    4)  выполнить  самостоятельно в  нескольких вариантах КИМов следующие задания: задание № 15-19
    10.Итоги урока. (Самооценка. Оценки)
    11.  Рефлексия. Задание: подытожьте свои знания по изученной сегодня теме. 
    Из урока я понял (а)…
    Мне стало ясно, что…
    Я познакомился (лась) с …
    Я узнал (а)…
    
     

    Автор(ы): Мешкова И. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc

Презентация к уроку