Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

11 Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Текст урока

  • Конспект

     Урок №11
    
    Тема урока: Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности  речи. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
    Цели урока:
    Образовательные:
    1) повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией;
    2) обобщение знаний о синтаксической синонимии;
    3) совершенствование  навыков синтаксического разбора  словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
    4) развитие навыков редактирования текста.
    Развивающие: развитие речевых навыков учащихся, внимания к слову.
    Воспитательные: формирование коммуникативных качеств личности.
    
    Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
    Форма урока: урок - практикум.
    Оборудование: компьютер, УМК.
    Ход урока.
    
    1. Организационный момент.
    Приветствие учащихся. Настрой на работу.
     (слайд 1) тема урока. Оформление записи в тетради.
    
    2. Орфоэпическая разминка (слайд 2)
    Учащиеся по цепочке читают слова, расставляя ударение.
    
    созЫв, Отзыв (посла), до­бе­лА, оптО­вый, туб­дис­пан­сЕр, со­здАв­ший, ка­та­лОг, начАв, тОрты, аэро­пор­тЫ, обострЁнный, бАнты, на­чАть, досУг, пО­ня­ла, укрА­ла, клАла, зво­нИт, прИ­ня­ли, сли­вО­вый (сок), квар­тАл, мЕст­но­стей, обод­рИть, при­нУ­дить, нО­во­стей, про­из­вЕ­ден, зА­го­дя, не­кро­лОг, об­ли­лАсь, на­ча­лА, по­зво­нИм, опОш­лить, вру­чИт, вклЮ­чит
    
    3. Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.
    
       Слово учителя.
    На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что задания по синтаксису являются важными в структуре ЕГЭ. Это задание 7, верное выполнение которого принесет вам 5 первичных баллов. Сейчас я предлагаю вам выполнить серию заданий для активизации знаний, полученных при прохождении темы «Синтаксис»
    
    Учащиеся выполняют задание 1  устно по цепочке
    На экране (слайд 3):
    
    1). Определите способ связи и средства ее выражения:
    1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек;4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым.
    Перед вами задание, ранее входившее в структуру КИМов ЕГЭ по русскому языку. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?
    Задание на экране (слайд 4) 
    
    В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?
    1)  Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.
    2)  Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.
    3)  Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.
    4)  Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.
    
    (Ответ: Для выполнения этого задания потребуются знания синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом).
    
    Обратите внимание! (запись на экране)- слайд 5
    Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.
    
    Вопрос: изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.
    
    (На экране (слайд 6) - определение)
    Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.
    
    4. Выполнение учащимися заданий обобщающего характера.
    
    Работа в парах.
    Сравните два отрывка.
    1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
    2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из Белогорской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.
    – Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?
    (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).
    – Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А. С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.
    (А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т. к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего  момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)
    – Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?
    (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)
    Обобщение учителя.
    Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из "Капитанской дочки" А. С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).
    – Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.
    
    Запись на доске:
    Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.
    Мы не сделаем это задание вовремя.-  Нам не сделать это задание вовремя. – Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).
    – О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).
    
    Знание особенностей синтаксической синонимии поможет вам выполнить 1задание КИМов. Мы с вами уже неоднократно говорили о том, что ответом в данном задании являются предложения, передающие главную информацию текста и синонимичные между собой.
    
    Самостоятельная работа.
    Задание по карточкам. Выполняются на бланке ответов 1
    
    1. За­да­ние 1 № 27. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.
     
    1) Кон­троль за рас­про­стра­не­ни­ем ра­дио­ак­тив­ных про­дук­тов в грун­то­вом по­то­ке про­во­дит­ся в на­блю­да­тель­ных сква­жи­нах, глу­би­на и рас­по­ло­же­ние ко­то­рых за­ви­сят от на­зна­че­ния со­ору­же­ний, гид­ро­гео­ло­ги­че­ских усло­вий и ха­рак­те­ри­стик грун­тов.
    2) Кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния ра­дио­ак­тив­ных от­хо­дов до вы­хо­да к по­верх­ност­но­му во­до­и­сточ­ни­ку, осу­ществ­ля­е­мый при по­мо­щи спе­ци­аль­ных карт, поз­во­ля­ет из­бе­жать опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний.
    3) Во из­бе­жа­ние опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний с по­мо­щью спе­ци­аль­ных карт осу­ществ­ля­ет­ся кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния ра­дио­ак­тив­ных от­хо­дов до вы­хо­да к по­верх­ност­но­му во­до­и­сточ­ни­ку.
    4) Жид­кие и твёрдые ра­дио­ак­тив­ные от­хо­ды яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния грун­тов, грун­то­вых и под­зем­ных (глу­бин­ных) вод.
    5) На­прав­ле­ние дви­же­ния и ско­рость грун­то­вых и под­зем­ных (глу­бин­ных) вод тре­бу­ет жёстко­го кон­тро­ля, по­это­му не­об­хо­ди­мо со­зда­вать спе­ци­аль­ные гид­ро­гео­ло­ги­че­ские карты раз­ных рай­о­нов Рос­сии.
    
    (1)Грун­то­вые хра­ни­ли­ща жид­ких ра­дио­ак­тив­ных про­дук­тов и места за­хо­ро­не­ния твёрдых от­хо­дов могут быть ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния грун­тов, грун­то­вых и под­зем­ных (глу­бин­ных) вод. (2)<...> для пре­ду­пре­жде­ния и пре­дот­вра­ще­ния опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний про­во­дит­ся кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния до вы­хо­да грун­то­вых вод к по­верх­ност­но­му во­до­и­сточ­ни­ку. (3)Этот кон­троль осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных карт дви­же­ния грун­то­вых вод и воз­мож­ной ми­гра­ции за­гряз­не­ний.
    
    2. За­да­ние 1 № 65. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.
     
    1) Ин­фра­крас­ные лучи, пред­став­ля­ю­щие собой теп­ло­вое из­лу­че­ние на­гре­то­го пред­ме­та и от­но­ся­щи­е­ся к не­ви­ди­мым че­ло­ве­че­ским гла­зом лучам, улав­ли­ва­ют совы, что по­мо­га­ет им в ноч­ной охоте.
    2) Уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи, в от­ли­чие от цве­то­вых эле­мен­тов спек­тра: крас­но­го, оран­же­во­го, жёлтого, зелёного, го­лу­бо­го, си­не­го, фи­о­ле­то­во­го, — не­ви­ди­мы.
    3) Совы улав­ли­ва­ют не­ви­ди­мые че­ло­ве­че­ским гла­зом лучи, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой теп­ло­вое из­лу­че­ние на­гре­то­го пред­ме­та и на­зы­ва­ют­ся ин­фра­крас­ны­ми лу­ча­ми, и по­то­му спо­соб­ны охо­тить­ся в тем­но­те.
    4) Теп­ло­вое из­лу­че­ние сов по­мо­га­ет им охо­тить­ся в ноч­ное время.
    5) Учёные счи­та­ют, что совы улав­ли­ва­ют цве­то­вые эле­мен­ты спек­тра: крас­ный, оран­же­вый, жёлтый, зелёный, го­лу­бой, синий, фи­о­ле­то­вый, — что по­мо­га­ет пти­цам ори­ен­ти­ро­вать­ся в тем­но­те.
    
    (1)Кроме ви­ди­мых че­ло­ве­че­ским гла­зом лучей, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся на­ши­ми ор­га­на­ми зре­ния как цве­то­вые эле­мен­ты спек­тра: крас­ный, оран­же­вый, жёлтый, зелёный, го­лу­бой, синий, фи­о­ле­то­вый, — пучок света со­став­ля­ют и не­ви­ди­мые лучи: уль­тра­фи­о­ле­то­вые и ин­фра­крас­ные. (2)Уста­нов­ле­но, что ин­фра­крас­ные лучи пред­став­ля­ют собой теп­ло­вое из­лу­че­ние вся­ко­го на­гре­то­го пред­ме­та. (3)Учёные счи­та­ют,<...> лучи улав­ли­ва­ют совы, что по­мо­га­ет пти­цам охо­тить­ся в тем­но­те (совы охо­тят­ся ночью на мел­ких гры­зу­нов и вы­лав­ли­ва­ют их не­ма­ло — де­сят­ки за ночь).
    
    После выполнения работы учащиеся обмениваются бланками ответов с соседом по парте и проверяют ответы по слайду (слайд 6)
    5. Работа по совершенствованию навыков синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.
    Работа в группах с материалом учебника. Каждая группа готовит сообщение.
    1 группа - Синтаксический разбор словосочетания.
    2 группа - Синтаксический разбор простого предложения, предложения с прямой речью. 
    3 группа - Синтаксический разбор сложного предложения .
    6. Самостоятельная работа: упр. 265 (учебник А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой) 
    – Произведите синтаксический разбор выделенных в тексте предложений.
      Взаимопроверка.
      7. Итоги урока:
       – Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает             трудности?
       – Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?
      Домашнее задание:
         1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения.   (Тексты распечатаны)
    Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
    (К. Паустовский).
    
    (Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).
    
    2. Выполните синтаксический разбор исходного предложения.
    3.Индивидуальное задание: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».
    
     

    Автор(ы): Клименкова В. И.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.doc