Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

26 Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С ЕГЭ) (Блохина Т. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Предмет: русский язык
    Класс: 11
    УМК: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское  слово» - РС», 2008.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока: Подготовка  к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3 часа
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок в теме «Учимся писать сочинение» 
    Цели: систематизировать знания о тексте, стиле речи и типе речи; вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль,   проблематику, характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;
    Задачи:
          1.совершенствовать монологическую и диалогическую речь, развивать аналитическое мышление;
    2.Развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе;
    3.Стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.Воспитывать любовь к родному языку.
    Тип урока – комбинированный: воспроизведение теоретических знаний и практических навыков, усвоенных ранее. Обобщение и систематизация материала в процессе тренировочных упражнений. Языковая подготовка 
    Методы: слово учителя, беседа, индивидуальные выступления учащихся, наблюдение и анализ.
    Приёмы: обобщение, анализ.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, портрет В.П.Астафьева,  раздаточный материал (текст, план анализа), словарь
    Планируемые результаты:  Использовать сформированные навыки для выполнения заданий ЕГЭ (написание сочинения-рассуждения )
    На доске эпиграф: «Кто сам хороший друг, тот имеет и хороших друзей» 
    (Никколо Макиавелли – итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.)
    Ход урока:
    1. Орг.момент: 
    - А что такое дружба? 
    - Какие ассоциации возникают у вас со словом «дружба», «друг»? 
    - Кого вы можете назвать настоящим другом?
    - Обратите внимание на эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с утверждением  автора?
    2.Актуализация знаний
    УЧИТЕЛЬ:  Текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение тоже о дружбе.
    Для начала вспомним, что такое текст.
    УЧИТЕЛЬ: Перед написанием сочинения-рассуждения предложенный текст должен быть проанализирован. Что мы имеем в виду, когда  говорим об анализе текста? (Ответы: тема, идея, стиль речи, тип речи, проблема, авторская позиция).
    УЧИТЕЛЬ: Обратимся к нашему тексту. Автор текста, Виктор Петрович Астафьев, известный русский писатель, участник ВОВ. Его имя занимает достойное место в современной литературе. Для творчества В. Астафьева характерна тесная связь с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к открывку из его статьи. 
    Давайте познакомимся с текстом. Прочтём вслух (читает кто-то из учеников или сам учитель).
    Работа с текстом.
    (1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка,цветок,дерево, пусть они и одного цвета, одной породы так же неповторимы, как и всё растущее,живущее вокруг нас.
    (2)Следовательно, все живое, в особенности человек,имеет свой характер,который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба-награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие  друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в вособенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. 
    (8) Добрых людей на свете  было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся.    (В.Астафьев)
    ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА.
    УЧИТЕЛЬ: Для того,чтобы проверить насколько вы поняли текст при первичном прочтении, мне бы хотелось предложить вам небольшой тест. У вас на партах листочки с заданиями. Приступите к их выполнению (5 мин.)
    Самостоятельная работа.
    ТЕСТ.
    1.Какое  высказывание НЕ соответствует содержанию текста?
                                1) Добрых людей на земле больше, чем злых.
                                 2) Все люди на земле одинаковые.
                                 3) Настоящая дружба сильно влияет на человеческие отношения. 
                                 4) С поля боя  выносят бойцов настоящие друзья.
    2. Какое предложение наиболее полно выражает основную мысль текста?
                                  1)   8                                                3)   4
                                  2)   2                                                4)   1
    3. Автор считает, что настоящая дружба –это…
                                    1) награда                                    3) подарок
                                    2) испытание                               4) счастье
    4.Какие слова в тексте можно считать  ключевыми?
                                   1) человек, коллектив, любовь,
                                    2) фронтовик, порядочность, добро;
                                    3) добро, зло, дружба
                                    4)награда, друг, преданность (проверка)
    3.Объяснение нового материала
    УЧИТЕЛЬ:  - О чём текст, какова его тема?
                          - Какие вопросы рассматривает автор?(проблемы)
    - Над какой проблемой  автор рассуждает больше всего?(это основная проблема)
        -Зачем Астафьев написал этот текст? Что он хотел сказать читателю? Как сам автор отвечает на этот вопрос? (это поможет понять проблему и авторскую позицию)
     -Определите стиль (публицистический), докажите; тип речи (рассуждение), докажите.
    - Как вы думаете, можно ли считать дружбой отношения, в основе которых лежит какая-то выгода, определённые цели? 
       _ Есть в языке такое слово«прагматизм». Как вы думаете, что оно означает?( Подготовленный ученик зачитывает:«Философия, которая считает не то, что соотносится собъективной действительностью, а то, что дает практически полезные результаты). Как вы думаете, данное слово может употребляться рядом со словом ДРУГ?
    УЧИТЕЛЬ:-Итак, мы разобрались с текстом, можно приступить к собиранию материала, необходимого для написания   сочинения -рассуждения. Нужную информацию записывайте в тетради.
    УЧИТЕЛЬ:-Один из признаков текста – это его содержательная и структурная завершенность,т.е.текст имеет внешний план строения - определённую композицию.
    У вас на партах лежит план к сочинению-рассуждению.
    УЧИТЕЛЬ: -  В любом виде речи необходимо выразить начало мысли, то есть текст должен начинаться со вступления. Чтобы работа получилась логически стройной надо продумать первое предложение, в котором можно отразить тему или проблему текста. Учитываем, что существуют различные виды вступлений. Вспомним о них, посмотрев на экран. 
    УЧИТЕЛЬ: -Подумаем, какое вступление можно сделать к  нашему сочинению (3-4 предложения)
      -  Как один из вариантов могут быть вопросы-символы:
                            - Например, какие?
     Для чего человеку дается дружба?   Кого можно считать настоящим другом?         Каким нужно быть самому, чтобы иметь настоящих друзей?
    УЧИТЕЛЬ:  - Возвращаемся к нашему плану сочинения.
    - Мы переходим к анализу содержательной стороны текста. Нам нужно выявить те вопросы (или проблемы), которые волновали автора.Что же такое проблема?
    УЧИТЕЛЬ: -Помним, что в тексте может быть несколько проблем, мы же выбираем только одну и пишем только о ней. Выбранная вами проблема должна быть лейтмотивом всего сочинения - рассуждения, т.е. проходить красной нитью через всю работу. Итак, какие или какую проблему вы увидели в тексте? Записываем.
    1)  Что определяет характер человека?  Как развивается  характер человека? ( 2)
                 2) Как влияет дружба на человека?(3)
    3) Кого можно назвать настоящим другом? (4)
                 4)   Каково соотношение добра и зла в мире?  (8)
    5)  Что такое дружба?  (во всем тексте)         
    УЧИТЕЛЬ: - Как сформулировать проблему, какими способами? 
     УЧИТЕЛЬ: - Какие бывают проблемы?
    УЧИТЕЛЬ: - К какой группе относятся проблемы данного текста? (нравственные)           
      Мы определили проблемы, что теперь нужно делать, согласно плану? Правильно, прокомментироватьвыбранную проблему.
    УЧИТЕЛЬ:  - Вспомним, что такое комментарий 
    Подготовленный ребёнок зачитывает выписку из словаря.
    УЧИТЕЛЬ: -Комментарий – это некая «интерпретация» проблемы.Нельзя ни в коем случае допускать пересказа текста. Вы должны кратко изложить суть комментируемой проблемы текста, для того чтобы подготовить читающего, т.е. эксперта, к восприятию того, о чём будете рассуждать и что будете анализировать. Помним, что нельзя рассуждать по поводу всех проблем текста. Комментарий всегда должен опираться на прочитанный тест. Это важно! И ещё помним, что будет ошибкой, если вы прокомментировали проблему, имеющуюся в тексте, но её саму не сформулировали.
                         -   Вспоминаем, какими бывают комментарии.
    УЧИТЕЛЬ: - Давайте прокомментируем проблему нашего текста, выбрав один из способов комментария.
    УЧИТЕЛЬ: Итак, мы прокомментировали проблему. Дальшепо плану мы должны выявить  позицию автора по комментируемой проблеме.
    УЧИТЕЛЬ: - Что такое позиция автора? 
    УЧИТЕЛЬ: - Совершенно верно,это авторское отношение к той или иной проблеме,  Позиция автора по основной проблеме текста представляет основную мысль текста.Помним, что если проблема – это вопрос, то позиция – это ответ на вопрос.
                                                                         
    УЧИТЕЛЬ: - Как мы ранее отметили, наш текст относится к публицистическому стилю, поэтому позицию автора по обозначенным проблемам  нетрудно выявить. Посмотрите записи в тетрадях.
    
    Ученики определяют позицию автора по каждой проблеме.
    1)    Характер человека складывается под влиянием среды (2).
                          2)    Дружба бывает крепче  и вернее родственных связей (3)
    3)   Много фактов влияет на характер человека, один из них – дружба (2)
    4)   На свете добрых людей больше, чем злых (8).
    УЧИТЕЛЬ: Можем выделить основную мысль:«Настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная».
    УЧИТЕЛЬ: Важно помнить, что нельзя путать «Я» автора с «Я» рассказчика. Автор пишет текст. Всё, что он написал в тексте . происходит не с ним , а с героем.  Он не всегда выражает авторское мнение. Его взгляд на мир может резко отличаться от авторского. Помните, что повествователей, высказывающихся от собственного, первого лица, естественно называть рассказчиком.
    УЧИТЕЛЬ: -Итак, позиция автора обозначена. Теперь нам нужно согласиться или не согласиться с ней и привести обоснование своей позиции. Привести аргументы  (2), используя читательский опыт и жизненный опыт. Читательский опыт – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если вы хорошо помните и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок.
    Аргументы
    «Истинный друг познается в несчастье». (Эзоп)
    Поэт М.Светлов «Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы».
    «Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Бауст)
    «Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого  друга, за которого можно было умереть».
    УЧИТЕЛЬ: - Мы подошли к последнему пункту плана, заключению.
    4.Закрепление полученных знаний
     УЧИТЕЛЬ: - Сейчас  предлагаю вам работу по парам  (группам). 
    	Задания для каждой  пары (группы). 
    1 группа – написать вступление.
    2 группа – сформулировать проблему.
    3 группа – прокомментировать проблему.
    4 группа – сформулировать позицию автора.
    5 группа – сформулировать собственное мнение и привести 2 аргумента.
    группа – написать заключение.
     5.Итог урока
       Итак, сегодня на уроке мы на примере текста В.П.Астафьева говорили об одном из самых светлых, самых чистых человеческих чувств. Дружба – это союз двух родственных душ, она не может возникнуть там, где нет понимания, доверительности, где нет надежности. В дружбе людей связывает не биологическое родство, а духовная близость. 
    6.Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение по проблемам, высказанным автором текста, используя памятку.
    7.Рефлексия 
      синквейн: дружба -
     

    Автор(ы): Блохина Т. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку