Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

2 Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений (Седова Т. В.).

Текст урока

  • Конспект

     Урок русского языка. 11 класс.
    Тема: Предложение как единица синтаксиса. Классификация предложений.  
    
    Цель: Познавательные:
    1) вспомнить основные единицы синтаксиса, классификацию предложений. 
    Воспитательные:
    1) воспитывать любовь к Родине, родной природе и русскому языку через тексты И.А. Бунина. 
    Развивающие:
    1) развивать творческое воображение через чтение художественных текстов;
    2) развивать научное мышление, метапредметные навыки анализа, синтеза и классификации;
    3) развивать лингвистические компетенции.
      Задачи:
    Представить учащимся лингвистическое понятие предложения.
    Сформировать представление о признаках предложения и научить отличать предложения от других языковых единиц, опираясь на полученные сведения.
    Сформировать у учащихся понимание предикативности предложения, познакомить их с категориями предикативности.
    Сформировать представление о классификации предложений.
    Ход урока.
    Организационный момент.
     Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Эмоциональный настрой на работу. 
    Стадия вызова. Вхождение в тему.  
    Терминологический диктант. Основные понятия синтаксиса. 
    (Учитель даёт определение, обучающиеся записывают термин) 
    Синтаксис, словосочетание, предложение, грамматическая основа, простое предложение, сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение, бессоюзное сложное предложение. 
    Обратный диктант. (Обучающиеся читают термин и дают ему определение) 
    Стадия осмысления. 
    Задание №1: Воспроизведите свои знания по синтаксису в виде кластера. 
     
    Задание №2
    Прочитайте текст, который лежит перед вами на парте, используя известный вам прием маркировки. После прочтения заполните таблицу с соответствующими маркировке графами (можно делать пометки карандашом в тексте).
    Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:
    “V” – знаю
    “+” – новое
    “–” – вызывает сомнения 
    Текст. Теоретические сведения по синтаксису.
    Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков: 
    имеет определённую структуру;
    отличается смысловой и интонационной законченностью;
    выполняет коммуникационную задачу.
    Предложение строится по определённой модели, которая в каждом конкретном  случае наполняется новым содержанием. 
    Предложение выражает законченную мысль. 
    Предложение является частью текста и служит для общения (коммуникации) говорящего и слушающего, читающего и пишущего. 
    Структура предложения, его смысловое наполнение и коммуникативная задача предопределяют интонацию предложения. 
    Отличие предложения от других единиц языка. 
    Связано с действительностью, с конкретной ситуацией общения.
    Это свойство предложения называется предикативностью. 
    Предикативное    ядро предложения  – 
    его   грамматическая   основа, которую лингвисты называют
     предикативной основой предложения. 
    
       Беседа с классом по вопросам:
    1. Что из того, что вы прочитали, вам уже было знакомо?
    2. Какую новую информацию вы получили?
    3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
    4. Давайте зададим “тонкие” и “толстые” вопросы и постараемся на них ответить.
    
    Стадия рефлексии.
    Выполнение практических заданий на основе изученной информации.   
    Задание №1 Используя материалы рубрики «Теоретические сведения», докажите, что перед вами предложение.
    «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет». (А.А. Блок.) 
    Задание № 2 Сначала спишите предложения, разберите их по членам. Затем попробуйте прочитать каждое предложение дважды: сначала пропуская второстепенные члены, а затем – грамматическую основу. Понаблюдайте, что изменяется в том и в другом случае. Когда смысл предложения становится понятным? Соотносится ли оно с действительностью? Сделайте вывод о том, почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения.
    На мой взгляд, пейзаж в творчестве Бунина – это не просто зарисовки художника, проникновенно ощущающего красоту родных полей и лесов. Пейзаж не только оттеняет и подчеркивает чувство героя. Природа в рассказах Бунина объясняет человека, формирует его эстетические чувства. Вот почему писатель стремится уловить все её оттенки. Быть может, секрет прекрасных бунинских изображений природы и заключается в удивительном соединении мягкой лиричности и предельной точности, даже в деталях. 
    Ветер осенний в лесах подымается,
    Шумно по чащам идет,
    Мертвые листья срывает и весело
    В бешеной пляске несет.
    
    Задание №3 Спишите отрывок из рассказа «Антоновские яблоки» И.А. Бунина. Обясните орфограммы.  Подчеркните те слова, которые нарушают прямой порядок слов, т.е. стоят не на своём месте. Можно ли назвать их ключевыми для этого текста? Укажите лексические и синтаксические средства художественной выразительности. 
    ...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. А «осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик». Потом бабьим летом паутины много село на поля. Это тоже добрый знак: «Много тенетника на бабье лето — осень ядреная»... Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. 
    Задание №4 Проверь себя. Найди ошибки в характеристике предложений. 
    1 предложение- прост., невоск., двусост., распр., полн.
    2 предложение- прост., повеств., невоск., двусост., распр., полн.
    3 предложение-сложн., с разными видами связи., повест., невоск.
    4 предложение-сложн., СПП
    1)Дворянских гнезд заветные аллеи. 2)Эти слова из стихотворения К. Бальмонта «Памяти Тургенева» как нельзя лучше передают настроение рассказа «Антоновские яблоки». 3)Видимо, не случайно, что на страницах одного из первых своих рассказов, сама дата создания которого чрезвычайно символична, И.А. Бунин воссоздает мир русской усадьбы. 4)Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь. 
    5. Заключительный этап
    Итак, подведем итоги.
    Мы достигли поставленных целей?
    Чему научились? 
    И завершить урок хочется строками Бунина: 
    Жизнь зарождается в мраке таинственном.
    Радость и гибель ея
    Служат нетленному и неизменному –
    Вечной красе Бытия!
    
    6. А теперь запишем домашнее задание: составьте текст «Русская осень в творчестве Бунина», используя предложения разных типов.  
    
     

    Автор(ы): Седова Т. В.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Задания к уроку