Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

14 Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП (Шеина Э. М.).

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: русский язык 
    Класс:11  
    УМК    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.
    Уровень обучения: базовый
    Тема урока. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП. 
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1
    Место урока в системе уроков по теме: первый урок
    Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения».
    Задачи урока: 
    актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»;
    исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;
    развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений;
    развивать умение работать с заданиями ЕГЭ;
    активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
    развивать мыслительную деятельность учащихся;
    воспитывать любовь к языку, чувство взаимопомощи;
    проверить знания учащихся по теме урока.
    
    Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, тесты, таблицы, мультимедийная презентация, карточки с самооценкой и взаимооценкой.
    
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы:
    Г.Ф.Хлебинская  «Русский язык  11 класс» Изд. «Мнемозина», М., 2012
    Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.
    Интернет-ресуры: www.uchportal.ru/ - Учительский портал.
    Интернет-ресуры: http://festival.1september.ru/articles/565348/- ИД «Первое сентября»
    Методические цели:
    осуществление контроля  с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
    осуществление индивидуализации и дифференциации процесса обучения (группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант), группа с высоким уровнем  (2-ой вариант);
    осуществление самоконтроля и самокоррекции;
    осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
    
    Содержание урока.
    
    I. Организационный этап.
    II. Актуализация опорных знаний.
    1. Синтаксическая разминка.
    А) 
    Отг..ворила роща з..лотая
    Березовым в..селым языком
    И журавли п..чально прол..тая
    Уж (не) ж..леют больше  ни (о) чем.   (стих. «Отговорила роща золотая»)
    Б) …Я приш..л на эту землю
    Чтоб ск..рей ее п..кинуть.  (стих. «Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в  водах лонных…»
    В) Пот..нула деревня в ухабинах
    Засл..нила избенки л..са.      (стих. «Русь»)
    С.Есенин
    Задание:
    Объясните орфограммы, раскройте скобки, вставьте пропущены знаки препинания. Простые это предложения или сложные, определите их вид. (1-е- БСП;  2-е- СПП; 3-е- ССП)
    Вопросы классу:
    Почему первое предложение является сложносочиненным? (Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительного союза И )
    Почему второе предложение является СПП?  (Части второго предложения неравноправны, они соединены при помощи интонации и подчинительного союза ЧТОБ)
    Докажите, что третье предложение является БСП. (Части его соединены только интонацией)
    Составим схемы этих предложений. 
    Самостоятельное выявление учениками темы урока.
    - О чём пойдет речь на нашем уроке? (О видах сложных предложений и знаках препинания в них.)
    
    III. Мотивация учебной деятельности.
    Учитель.
    Еще великий М.Ломоносов в своей «Российской грамматике» указывал, что у русской пунктуации «двуединое основание». 
    Чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо, прежде всего, определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура + знак препинания. Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе, почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя предложения. Сегодняшний урок – еще один шаг к успешной сдаче ЕГЭ. В центре нашего внимания – сложные предложения, без которых не обходится практически ни один связный текст.
    
    IV. Работа над темой урока. 
    1.«Умники и умницы» (работа в группах с теоретическим материалом учебника) 
    Сегодня мы с вами остановимся на ССП. Что вы можете сказать о знаках препинания в ССП? 
    Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 95, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему:
    1-я группа – «Запятая в ССП ставится»
    2-я группа – «Запятая в ССП не ставится»
    3-я группа – «Тире и точка с запятой в ССП»
    Свой ответ подтвердите примерами, составьте опорный конспект по своему вопросу.
    
    2. Практическая работа с языковым материалом.
    1) Составьте из нескольких простых предложений сложное предложение, используя различные средства связи между частями. СП запишите. Как изменился общий смысл? Как проявились отношения между частями? Какова стилистическая окраска простых и сложных предложений?
    1) Море уходит на сотни миль в черно-свинцовые дали. На нем не видно ни одного огонька. И не слышно ни одного всплеска. 2)В комнату залетали сухие дубовые листья. Они ползали от ветра по полу и шуршали.3) Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. 4) Дверь открылась. Вошел засыпанный снегом Киселев. 5) Перед отъездом я пошел побродить по Петрозаводску. До сих пор я его как следует и не видел. 6) Светает. Я беру вёсла и иду к реке. 7) В ветер леса шумят.  Гул проходит по вершинам сосен, как волны. (ПО К.Паустовскому)
    2) Работа с упражнением учебника. № 439. Прослушайте стихотворение А.Блока. Укажите основные средства создания выразительности.  Проанализируйте постановку знаков препинания.
    Но час настал, и ты ушла из дому.
    Я бросил в ночь заветное кольцо.
    Ты отдала свою судьбу другому,
    И я забыл прекрасное лицо.
    
    Летели дни, крутясь проклятым роем...
    Вино и страсть терзали жизнь мою...
    И вспомнил я тебя пред аналоем,
    И звал тебя, как молодость свою...
    
    Я звал тебя, но ты не оглянулась,
    Я слезы лил, но ты не снизошла.
    Ты в синий плащ печально завернулась,
    В сырую ночь ты из дому ушла.
    
    Не знаю, где приют твоей гордыне
    Ты, милая, ты, нежная, нашла...
    Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
    В котором ты в сырую ночь ушла...
    
    3) Синтаксический разбор предложения у доски.
    Он рассказывал прекрасную легенду, слышанную им, кажется, от бабушки, и всем было о чём подумать.
    (Повествовательное, невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением и вводным словом кажется;2) односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложненное)
    Схема.
    4) В каком задании ЕГЭ нам встречается эта тема? (№15). Синтаксический тренинг. Работа в парах. (Дифференцированное задание)
    Решение тестовых заданий ЕГЭ. Проверка.
    5) Объяснительный диктант
    Сухой треск ракетницы – и в небе вспыхивают два зеленых огонька. (А.Первенцев)
    На круглом столе была накрыта  скатерть и стоял китайский прибор. (Л.Толстой)
    В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.
    Солнце пряталось за холодные вершины  и беловатый туман начинал расходиться, когда раздался звон колокольчика.
    6) Лингвистический анализ текста.
    Первая послевоенная весна на Дону была на редкость дружная. В конце марта подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья. В степи, взломав лед, беше_о  взыграли речки, и дороги стали почти непроездны. В эту недобрую пору бе_дорожья пришлось мне ехать в соседнюю станицу. И расстояние небольшое, всего около 60 километров, но одолеть их оказалось не так-то просто. Пара лошадей еле-еле тащила тяжелую бричку. Колеса проваливались в перемешан_ый со снегом песок, и там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком, с трудом вытаскивая ноги из наезжен_ой колеи. Кожаные ботинки тотчас промокли. По обочинам дороги еще держался блестевший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. ________мы добрались до переправы через речку. Небольшая, местами пересыхающая летом речонка разлилась на целый километр. Хутор ра_кинулся в стороне, и возле причала стояла такая тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухой осенью и в самом начале весны. От воды тянуло сыростью, а из степей, потонувших в сиренево-сизой дымке тумана, легкий ветерок нес извечно ю_ый аромат недавно освободившейся из-под снега земли. Неподалеку, на прибрежном песке, лежал поваленный плетень, я присел на него. (М. Шолохов.)
    - найдите ССП;
    - определите средства синтаксической связи в них;
    - укажите, какое значение привносят в предложение сочинительные союзы
    - Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова 
    Дружный (ая, -ое).  Определите  значение,  в  котором  это  слово  употреблено  в ПЕРВОМ(1) предложении  текста.  Выпишите  цифру,  соответствующую  этому  значению  в приведённом фрагменте словарной статьи. 
    1. Связанный дружбой, взаимным согласием, единодушный. Дружная семья. 
    2. Происходящий единовременно, совместно. Д. хохот. 
    
    - Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в предложении текста? Выпишите это слово.
    1)  Наконец-то         2)  Например     3)  Однако                4)  Именно            5)Поэтому 
    
    - Запишите выделенное словосочетание, поставьте ударение в обоих словах.                                                                       И расстояние небольшое, всего около 60 километров…
    - Объясните правописание приставок в словах: бездорожья, ра_кинулся
    - найдите слова с чередующейся гласной
    - объясните правописание 1Н-2Н в словах
    - запишите 2 примера на орфограмму «Не с различными частями речи»
    - найдите лексические и синтаксические средства языка в тексте.
    V. Рефлексия. Подведение итогов урока. 
    Спасибо за урок. Каждый получит общую оценку за урок, исходя из баллов, выставленных в листках самоконтроля и оценок за лингвистическую разминку и синтаксический разбор предложений.
    
    VI. Домашнее задание. 
    1. Повторить теоретический материал по теме урока (смотри составленный опорный конспект)
    2. Упр. 441, 440 (повышенный уровень) + задание 15 (сборник ЕГЭ; вариант 1-10)
    
    
     Приложение 
    Самооценка уровня усвоения учебного материала
    по теме «Сложное предложение. Знаки препинания в ССП».
    
    №
    Знания, умения, навыки
    да
    затрудняюсь
    нет
    1
    Знаю определение сложных предложений, их признаки
     
     
     
     
    2
    Умею отличать ССП от других предложений
     
     
     
     
    3
    Умею отличать СПП от других сложных предложений
     
     
     
    4
    Умею отличать БСП от других сложных предложений
     
     
     
    5
    Умею расставлять знаки препинания в ССП.
     
     
     
    
     

    Автор(ы): Шеина Э. М.

    Скачать: Русский язык 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Видео урока

Задания к уроку