Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 30 Степенные функции, их свойства и графики [Зеткина О.М.]

Текст урока

  • Конспект

      Название предмета: Алгебра и начала анализа
    Класс: 11а
    УМК: Алгебра и начала математического анализа . 11 класс. В 2 ч. 
    Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов.-5 –е изд., стер.-М.:Мнемозина, 2011.-287с. :ил. 
    Ч.2. Задачник  для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г.Мордковича .-5 –е изд., стер.-М.:Мнемозина, 2011.-264с. :ил
    Уровень обучения: профильный
    Тема урока: Степенные функции, их свойства и графики
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 4 часа
    Место урока в системе уроков по теме: Урок 2 – применение знаний
    Цель урока: Обеспечить самостоятельное получение учащимися знаний свойств и графиков степенной функции и умение применять их в нестандартной ситуации.
    Развивать познавательный интерес, математическое мышление.
    Формировать  коммуникативные компетентности, способность взаимодействовать с членами команды.
    Задачи урока:
    Образовательные
    - на основе имеющихся знаний об элементарных функциях выявить свойства и построить графики различных видов степенной функции;
    - дать характеристику степенной функции в общем виде;
    - использовать полученные знания в нестандартной ситуации;
    - актуализация опорных знаний в условиях сдачи ЕГЭ
    Развивающие 
    - развитие творческого подхода к применению свойств при решении упражнений;
    - воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям;
    - развитие умений  применять теоретические знания на практике;
    Воспитательные 
    - воспитывать способности к самоанализу, трудолюбие, взаимопомощь;
    - воспитывать положительное отношение к знаниям
    - формирование познавательной потребности
    Планируемые результаты:
    В результате изучения темы учащиеся должны 
               Знать: понятие степенной функции,
                            свойства  степенной функции в зависимости от показателя.
                            
               Уметь: уметь строить графики степенных функций, находить производную степенных функций, уметь проводить умозаключения, обосновывать свои действия ссылками на определение и правило, осуществлять самоконтроль 
    Техническое обеспечение урока: интерактивная доска; мультимедийный проектор; презентация к уроку; 
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Содержание урока:
    I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
    II. Актуализация опорных знаний учащихся
    III.   Обобщение изученного материала
    IV. Практическая деятельность учащихся
    V. Применение новых знаний и способов действий
    VI. Итоги урока. Рефлексия 
    VII. Домашнее задание
    
    
    Ход урока:
    
    1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
    « Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле». (А.Н. Крылов)  
    Проверяется готовность учащихся  к уроку, класс делится на три группы.
    2. Актуализация опорных знаний.
      Учитель: На прошлом уроке мы познакомились со степенными функциями  Задача учащихся: каждая группа выбирает себе функцию, вспоминает (определяет) ее свойства и график. На доске записаны функции: у=; у=;   у=.
    Учащиеся выполняют задания и выбирают одного представителя, который на доске перечисляет свойства и схематично рисует график функции. 
     
    3.  Обобщение изученного материала.
      Учитель: Сформулируйте определение степенной функции:
     Функция вида у =  , где r– любое рациональное число называется степенной функцией.
      Можно ли назвать степенными функции вида У=Х8,  У=Х-1/3 (Х 0),  У=Х-7,  У=Х10,  У=Х1/4,  У=Х-4,  У=Х11,  У=Х-9,  У=Х.-1/6 
     Учитель: учитывая выполненное вами задание, сформулируйте тему нашего урока : степенные функции , их свойства и график
    Сформулируйте цель нашего урока: применять полученные знания при решении различных задач.
    1. Практическая деятельность учащихся
    Задание 2:   На доске записаны формулы различных видов степенной функции:
    У=Х8,  У=Х-1/3 (Х 0),  У=Х-7,  У=,  У=Х1/4,  У=Х-4,  У=Х11,  У=Х-9,  У=Х.-1/6 
    
    Группам предстоит выбрать функции «своего» вида. Представитель от группы выполняет задание на доске.
    Вопрос: Какие функции выбрала каждая  группа?  ( у=х1/4 -первая группа, У= -вторая группа,  У=Х-1/3  третья группа)   
      Учитель подводит учащихся к вопросу: Почему название одно, а функций много, и все разные?
    Вопрос: Какую же характеристику мы должны дать степенной функции, чтобы она охватывала все случаи? На какие классы разбить?
    Ответ:
           У=  ,                где        0  ‹    ‹ 1
            У=  ,               где    ›1   
            У=  
    Еще раз учащимся предлагается сформулировать план исследования функций:
    1. Область определения.
    2. Множество значений.
    3. Четность.
    4. Промежутки возрастания, убывания.
    5.  Промежутки знакопостоянства.
    6.  Наибольшее и наименьшее значения
    7. Непрерывность
    8. Ограниченность
    9. Выпуклость
          
    Группам предлагается для своих классов функций выявить общие и различные свойства. 
    Учитель задает вопрос: Как выглядят графики одного класса степенной функции?
    Ответ: Отличаются только сжатием-растяжением.
    Уучитель демонстрирует графики различных классов изучаемой функции (презентация)
    4. Применение новых знаний и способов действий
    (определение степени усвоения).
    1.Примеры на слайде:
    1)  S= /4 d2 , где S – площадь поперечного сечения провода диаметром  d .
    2)  F =  m1 m2 r-2   , где F - сила притяжения двух тел массами m1, m2 ,  -   постоянная, r - расстояние между телами.
    3)  d=3,8 h1/2  . Это функция высоты, над которой поднят наблюдатель над уровнем моря. d – дальность расстояния горизонта от наблюдателя.
    Вопрос: Что представляют эти формулы с математической точки зрения?
    Учащиеся находят в них степенные функции, но с ограничением на область определения.
    Выполнить № 9.36, 935(г)
    
    	
    
    
    
    Итоги урока. Рефлексия 
    Какая функция называется степенной ? Как найти производную степенной функции?
    Домашнее задание: Учитель объявляет и разбирает  домашнее задание: 
    № 9.35 (а,б), 9.36(а), дополнительно №9.19(б)
    
     

    Автор(ы): Зеткина О. М.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx

Презентация к уроку