Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 57 Логарифмические неравенства [Кузнецова С.Д.]

Текст урока

  • Конспект

     Тема: Логарифмические неравенства
    
    Цели урока: 
    Образовательная – обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмические неравенства» при решении ключевых задач, подготовка к ЕГЭ; 
    Развивающая – формирование способности анализировать, обобщать полученные знания применять их на практике, формирование логического мышления, развитие творческого потенциала учащихся;
    Воспитательная – повышение интереса к получению новых знаний, формирование навыков умственного труда через поиск рациональных путей решения задач.
    	
    Тип урока: урок-практикум.	
    
    Оборудование: 
    - Персональный компьютер.
    - Проектор.
    - Презентация.
    
    Ход урока
    
    I Организационный момент
    Сообщается тема урока, цель.
    
    II   Актуализация знаний    
    Сегодня на уроке мы систематизируем полученные знания и научимся их применять при решении простейших логарифмических неравенств.
    Фронтальный опрос:
    1) Дайте определение логарифмического неравенства. 
    Ответ учащегося: Логарифмическим неравенством называется неравенство, в котором неизвестная величина стоит под знаком логарифма.
    2) Чем следует руководствоваться при решении логарифмических неравенств?
    Ответ учащегося: При решении логарифмических неравенств необходимо руководствоваться следующим:
    а) при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, мы сравниваем основание логарифма с единицей;
    б) если мы решаем логарифмическое неравенство с помощью замены переменных, то нужно решать относительно замены до получения простейшего неравенства, при этом
    при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, необходимо учитывать область допустимых значений;
    в) при решении логарифмического неравенства при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма необходимо записывать ОДЗ неравенства.
    Если основание логарифма больше единицы (), то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства сохраняется, и неравенство
    
    равносильно системе:
    
    Если основание логарифма больше нуля и меньше единицы (), то при переходе от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, знак неравенства меняется на противоположный, и неравенство
    
    равносильно системе:
    
    
    III Решение задач
    Рассмотрим решение ключевых задач.
    Пример 1. 
    
    Решение:
    Т.к.; убывает на всей области определения и , 
    то неравенство равносильно системе
        
    Ответ: (0,2;0,4).
    
    Пример 2.
    Решить неравенство 
    Решение:
    Находим ОДЗ по определению логарифма:
    
    Перейдем в неравенства от логарифмов к выражениям, стоящим под знаком логарифма, при этом, так как основание логарифма меньше единицы (0,5 <1), знак неравенства поменяем на противоположный:
    
    
    
    С учетом ОДЗ, окончательно имеем, что .
    Ответ:
     
    
    Пример 3. .
    Решение:
    Т. к. ;  убывает на всей области определения, то неравенство равносильно системе
        
    Ответ: (0,75;2).
    
    Пример 4.
    Решить неравенство 
    Решение.
    По определению логарифма, область допустимых значений:
    
    Решение данного неравенства найдем с помощью метода интервалов, для этого левую часть разложим на множители. Решим квадратное уравнение .
    
    
    
    Таким образом, получили корни . Значит, левую часть неравенства можно представить в виде:
    
    Отметим нули каждого множителя (а это будут значения  ) на числовой прямой и определим знаки неравенства в полученных интервалах:
    
    Учитывая знак неравенства, определим ОДЗ:
    
    ОДЗ определили, теперь приступим к решению исходного логарифмического неравенства:
    
    Представим правую часть неравенства как логарифм по основанию 2:
    
    Перейдем от неравенства относительно логарифмов к неравенству для под логарифмических функций: так как основание логарифма больше единицы (2> 1), то знак неравенства не изменится:
    
    
    
    Приравняем к нулю левую часть неравенства и решим полученное квадратное уравнение  .
    
    
    
    Таким образом, получили корни . Отметим точки на числовой оси и определим знаки неравенства в полученных интервалах.
    
    Учитывая, что нас интересуют все значения , при которых данное неравенство принимает положительные значения, то получаем следующие интервалы: . Это ответ, так как данные интервалы полностью принадлежат ОДЗ.
    Ответ:
     
    Пример 5. Решите неравенство:
     
    Решение. Начнем с определения области допустимых значений неравенства. Выражение, стоящее под знаком логарифмической функции, должно принимать только положительные значения. Это значит, что искомая область допустимых значений определяется следующей системой неравенств:
        
        
    Так как в основании логарифма стоит число, меньшее единицы, соответствующая логарифмическая функция будет убывающей, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему квадратичному неравенству:
        
    Окончательно, с учетом области допустимых значений получаем ответ:
        
    
    Пример 6. (ЕГЭ 2016) Решите неравенство (неравенство, сводящееся к простейшему):
        
    Решение.  Найдем область допустимых значений:
        
    На множестве допустимых значений неравенства проводим равносильные преобразования:
        
        
        
    После сокращения и перехода к равносильному по теореме 2 неравенству получаем:
        
    С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ:
        
    
    Пример 7.
    Решить неравенство 
    Решение.
    Находим ОДЗ:
    
    К логарифмам в левой части применим свойство суммы логарифмов:
    
    Представим правую часть неравенства как логарифм по основанию 0,5:
    
    Так как основание логарифма меньше единицы (0,5 <1), то знак неравенства изменится на противоположный:
    
    или
    
    Решая квадратное уравнение :
    
    
    
    получим корни: 
    Отметим эти точки на числовой оси и определим знаки в полученных интервалах.
    
    Учитывая, что нас интересуют те значения , при которых данное уравнение принимает неположительные значения, получаем интервал:
    
    Пересекая полученный интервал с ОДЗ, окончательно будем иметь:
    
    Ответ:
    
    Неравенства 1-6 решаются с подробным комментированием у доски. Неравенство 7 решается индивидуально с последующей проверкой.
    
    IV Проверка знаний учащихся 
    Тестирование учащихся по усвоению материала.
    
    1. Найдите наибольшее целое решение неравенства
    
    
    
    а) 1
    б) -2 
    в) 2
    г) 0
    
    2. Найти число целых решений неравенства
    
    
    
    а) 4
    б) 2
    в) 5
    г) 6 
    
    3. Найти сумму целых решений неравенства
    
    
    
    а) 9
    б) 8
    в) 10
    г) 12 
    
    
    V Разбор домашнего задания 
    Теория по теме «Логарифмические неравенства», №
      18.2
    
      18.3
    
      18.4
    
    VI Итог урока 
    Сегодня на уроке мы рассмотрели решение ключевых задач и научились их применять при решении простейших логарифмических неравенств и задач повышенного уровня сложности. 
    
     

    Автор(ы): Кузнецова С. Д.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.doc
  • Конспект 1

     Название предмета: Алгебра и начала математического анализа
    Класс: 11
    УМК: Алгебра и начала математического анализа, 11 класс, в 2-х ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. 
    Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных организаций (профильный уровень)/ под ред. А.Г. Мордкович – 8-е издание., стер. – М.: Мнемозина, 2014г. 
    Уровень обучения: Профильный.
    Тема урока: Логарифмические неравенства (решение ключевых задач).
    Общее кол-во часов, отведенное на изучение темы: 3 часа.
    Место урока в системе уроков: 2 урок по теме.
    Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Логарифмические неравенства» при   решении ключевых задач, подготовка к ЕГЭ.
    Задачи урока:
    - Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Логарифмические неравенства» при   решении ключевых задач, решить задачи   ЕГЭ; 
     – Формировать способность анализировать, обобщать полученные знания и применять их на практике. Развивать творческий потенциал учащихся;
     – Повысить интерес к получению новых знаний, формировать навык умственного труда через поиск рациональных путей решения задач.
    Планируемые результаты: Умение применять свойства логарифмической функции при   решении простейших неравенств.
    Техническое обеспечение урока: персональный компьютер, проектор.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    1. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2014. Математика. Задача С4/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с
    2. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2014. Математика. Задача С5/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с
    3. Шестаков С.А., Захаров П.И.  ЕГЭ 2014. Математика. Задача С6/Под ред. А.Л. Семёнова и И.В. Ященко. – М.:МЦНМО, 2015. – 120с
    4. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 2014. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ/Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 63, с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
    5. ЕГЭ 2014. Математика. Типовые тестовые задания/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семёнов, А.Л. Семёнов, М.А. Семёнова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э.Шноль, И.В. Ященко; под ред. А.Л. Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 55, с. (Серия «ЕГЭ 2014. Типовые тестовые задания»)
    6. ЕГЭ 2014. Математика: тренировочные задания/ Т.А. Корешкова, В.В. Мирошин, Н.В. Шевелёва. – М.: Эксмо, 2013. – 80 с. – (ЕГЭ. Тренировочные задания).
    7. ЕГЭ – 2015. Математика: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. А.Л.Семёнова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2016. – 240 с. – (ЕГЭ-2016. ФИПИ – школе)
    8. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. Все задания группы В/ А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
    
    Интернет ресурсы  
    1. http://reshuege.ru/
    2. http://shpargalkaege.ru/
    3. http://alexlarin.net/
    4. http://mathege.ru/or/ege/Main
    5.  http://mathgia.ru/or/gia12/Main
    6. открытый банк заданий на сайте: http://mathgia.ru
    7. открытый банк заданий на сайте ФИПИ http://fipi.ru
    Содержание урока:
    I. Организационный момент
    II. Актуализация знаний учащихся        
    III.   Решение задач (ключевых неравенств) 
    IV.    Проверка знаний учащихся (тестирование по усвоению материала)
    V.   Разбор домашнего задания по материалам ЕГЭ
    VI.  Итог урока
    
                                                                                            
     

    Автор(ы): Кузнецова С. Д.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект 1.docx

Презентация к уроку