Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 60 Дифференцирование показательной и логарифмической функций [Кускова Л.А.]

Текст урока

  • Конспект

     Алгебра и начала анализа. 11 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций ( углубленный уровень)/ А.Г.Мордкович, П.В.Семенов.   
    Урок №60
    Тема урока:
     Дифференцирование показательной и логарифмической функции.
    Урок решения задач.
    Цели урока: 
    формирование представлений о различных типах текстовых задач на дифференцирование показательной и логарифмической функции ; овладение навыками и умениями решения задач разного уровня: качественных текстовых задач и заданий повышенного уровня; развитие творческих способностей применения знаний и умений дифференцирования показательной и логарифмической функций.
    Ход урока: 1.Фронтальный опрос.
                         2.Постановка цели урока.
                         3.Решение задач: а) с параметрами - №19.21 , 19.35 (а);
     19.21. При каких значениях параметра а функция у= х6   на интервале ( а; а+7): а)имеет одну точку экстремума;  б) имеет две точки экстремума ; в) убывает; г) возрастает?
    Решение. у∕= 6х5 -х6 = х5(6-х). Функция имеет две стационарные точки : х=0  и  х=6, причем производная отрицательна при х или при хпроизводная положительна при 0 Следовательно, х=0 – точка минимума, а х=6 – точка максимума функции.
    а) Функция будет иметь на интервале ( а; а+7) одну точку экстремума в одном из двух случаев: 1) если аа+70, а+76. 2)если а0, а6, а+70. В первом случае имеем -7 а -1, во втором   0 а 6.
    б)  Функция будет иметь на интервале ( а; а+7) две точки экстремума , если а  и в то же время  а+76, т.е. при -1.
    в) Функция будет убывать  на интервале ( а; а+7),если этот интервал принадлежит лучу (-∞ ; или лучу ;+∞). Первая ситуация имеет место при условии а+70. Вторая имеет место при условии а6.
    г) Функция будет возрастать  на интервале ( а; а+7),если этот интервал принадлежит отрезку . Это не выполняется ни при каком значении а.
    19.35 (а). При каком значении параметра а  прямая у=3х – 4 + а является касательной к графику функции у=ln(3x – 4)?
    Решение. Найдем производную  функции  у = ln(3x – 4):  у∕=.
    По условию угловой коэффициент касательной равен 3, следовательно, должно выполняться равенство 3=, откуда находим, что х = - абсцисса точки касания.             Составим уравнение касательной к графику функции  у = ln(3x – 4) в точке х =:   у= ln 1 + 3(х–   );     у= 3х – 5.
    По  условию уравнение касательной таково:  у = 3х – 4 + а. Значит,   -5 = -4 + а; а = -1. 
                                              б)построение графиков функций - № 19.42(б),19.44 (а); 
    19.42 (б). Построить график функции у = 
    у∕= ( 3х2 – 2х – 1);  у∕=0 при х=-,  х= 1  - это стационарные точки, критических точек нет, причем х=-  - точка максимума функции, у max =   ;х=1 – точка минимума функции, ymin=1.
    Нужно учесть, что у(0) =е и что х3 – х2 –х +1  при х0, т.е. у=0 – горизонтальная асимптота графика функции при х
    19.44 (а). Построить график функции у=ln(х2 – 2х – 3).
    D(f) =(; -1)( 3; );  у∕=.
    Производная обращается в нуль в точке х=1 и не существует в точках х= -1, х=3, но они не принадлежат области определения функции, значит, ни стационарных, ни критических точек у функции нет.
    Прямые х= -1, х=3  -вертикальные асимптоты. Найдем точки пересечения графика с сью абсцисс: ln(х2 – 2х – 3)=0, х1= 1 +,  х2= 1 -, т.е. х 1  х 2.    Заметим, что у=ln(х2 – 2х – 3)= ln ((х-1) -4)2,поэтому график функции симметричен относительно прямой у=1.
                                  в) на отыскание наименьшего значения функции -№19.45.
    19.45. На графике функции у=х - ln(2 х – 5)  выбирают произвольную точку М и соединяют с началом координат О.  Строят прямоугольник, диагональю которого является отрезок ОМ, а две стороны расположены на осях координат. Найти  наименьшее значение периметра такого прямоугольника.
    Решение. D(f) =()  у∕==; х=3,5  -это точка минимума функции;   ymin=у(3,5), х= 2,5  -  вертикальная асимптота.
    Решим задачу на оптимизацию по плану, известному из курса 10 класса.
    1) Оптимизированная величина- периметр Р прямоугольника ОАМВ, где О-начало координат, точки В и А – на осях Ох и Оу.
    2) х=ОВ;   2,5  х  3,5.
    3)Р=2ОВ + 2ВМ = 2х+2( х - ln(2 х – 5)) = 4х - 2 ln(2 х – 5) .
    Таким образом, речь идет об отыскании наименьшего значения функции Р= 4х - 2 ln(2 х – 5) на ( 2,5; .
    4) Р∕==; Р∕=0 при х=3 – это единственная точка экстремума, точка минимума. Значит, Р(3)=12- наименьшее значение периметра такого прямоугольника .                     
                         4.Домашнее задание. п.19;  № 19.31(б), 19.35(б), 19.44(
                         5.Подведение итогов урока.
    
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Кускова Л. А.

    Скачать: Алгебра 11кл - Конспект.docx