Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Методические рекомендации по проведению уроков "Контрольная работа" и "Анализ контрольной работы"

Текст урока

  • Конспект

     К урокам №16,17,33,34,75,76,89,90,100,101,102
    
    Методические рекомендации по организации 
    УРОКА  РАЗВИВАЮЩЕГО  КОНТРОЛЯ
    (Контрольная работа
    Анализ контрольной работы)
    
    Цели:
    1. формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции;
    2. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
    
    Структура уроков развивающего контроля
    Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
    написание учащимися варианта контрольной работы;
    сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
    оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
    При проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.
    Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.
    Формы организации уроков развивающего контроля
    В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:
    самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;
    взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;
    педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.
    
    Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля
    Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа.
    1. Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этого этапа требуется:
    определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу");
    актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо");
    исходя из решенных ранее задач установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий ("могу");
    установить форму и процедуру контроля;
    предъявить критерии выставления оценки.
    Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:
    организовать повторение контролируемых способов действий (норм);
    активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение и пр.) и познавательные процессы (внимание, память и пр.), необходимые для выполнения контрольной работы;
    организовать мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
    организовать самостоятельную работу учащихся;
    организовать сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
    предоставить им возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
    
    Анализ контрольной работы
    Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов.
    1.Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Для этого необходимо:
    организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности ("хочу" – "надо" – "могу") и формулирование ими основной цели урока;
    воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
    проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласовать их оценки с оценкой учителя.
    Учащиеся, которые допустили ошибки:
    уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
    анализируют свое решение и определяют место ошибок (место затруднений);
    выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки (причина затруднений).
    Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.
    2.Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
    сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (т. е. какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
    выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, 
    т. е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
    3.Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этого этапа учащиеся, у которых были затруднения в контрольной работе, должны:
    самостоятельно исправить свои ошибки выбранными методом и средствами, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки;
    соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
    выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т. д.), в которых были допущены ошибки;
    решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
    Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
    4.Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этого этапа организуется обсуждение типовых ошибок и заданий, которые вызвали затруднение.
    5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – интериоризация* способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этого этапа необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:
    выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки;
    провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали результаты;
    отметили преодоление возникшего ранее затруднения.
    Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.
    6.Включение в систему знаний и повторения – применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
    выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
    выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
    При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
    7.Рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:
    проговаривают механизм деятельности по контролю;
    анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
    называют способы действий, вызвавшие затруднения;
    фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
    оценивают полученные результаты собственной деятельности;
    при необходимости определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);
    намечают цели последующей деятельности.
    Структура урока развивающего контроля
    Этапы урока развивающего контроля
    Цели
    Мотивация
    Определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу").
    Актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо").
    Установить тематические рамки ("могу")
    Актуализация и подготовка мышления учащихся
    Организовать повторение контролируемых способов деятельности.
    Актуализировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольных работ
    Целеполагание контроля
    Организовать:
    мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля;
    осознание ими потребности к контролю и самоконтролю результата
    Контрольная работа
    Организовать индивидуальную деятельность учащихся (написание контрольной работы)
    Самоконтроль (взаимоконтроль)
    Организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов
    Самооценка
    Предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию
    Рефлексия
    Проговорить механизм деятельности по контролю.
    Наметить цели последующей деятельности.
    Фиксировать степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов.
    Оценить полученные результаты собственной деятельности.
    При необходимости определить задание для самоподготовки (домашние задание с элементами выбора, творчества)
    Согласование оценок
    Знакомство с проверенной работой.
    Выражение учеником собственного мнения об оценке
    Этап "согласование оценок" проводится (при необходимости) на следующем уроке в индивидуальной форме, если ученик не согласен со своей отметкой. Желательно, чтобы время проведения данного этапа не превышало 1–2 дня с момента проведения контрольной работы. Особенности организации данного этапа связаны с сочетанием самооценки и педагогической оценки.
    
     

    Автор(ы):

    Скачать: Алгебра 9кл - Конспект.docx