Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 16 История развития клетки

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №17
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Развитие зна­ний о клетке. Основные положения клеточной теории».
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Урок № 1 «Клеточный уровень жизни»
    Цель урока: ознакомить обучающихся с историей развития цитологии и методах, применяемых в современных цитологических исследованиях.
    Задачи урока:
    1.Образовательные: дать  представление о клеточном уровне организации жизни и его особенностях; показать особенности современной клеточной теории.
    2. Развивающие: развивать навыки работы с различными источниками информации; развивать умение самостоятельно добывать знания, способность выделять главное из текста; развивать культуру речи, логическое мышление и память.
    3.Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда;  воспитывать умение слушать, анализировать, продолжить формирование критического мышления.
    Формы работы на уроке: фронтальная и эвристическая бесед, работа с текстом, работа с таблицей и схемами.  
    Оборудование: таблицы «Строение клетки», презентация «История развития науки о клетке», раздаточный материал с тестовыми заданиями и учебными текстами.
    	Ход урока.
    I. Организационный момент.
    II. Сообщение цели и задач урока. Актуализация знаний обучающихся о науке цитология.
    -Что изучает наука цитология?
    -Что является объектом ее исследования?
    -По какому принципу подразделяются клетки?
    Вступительное слово учителя:
    - Все, о чем мы с вами знаем на данном этапе, является заслугой многих ученых. Каких ученых вы можете вспомнить и   назвать?  Затрудняетесь? Сегодня на уроке мы с вами будем изучать великих деятелей в области цитологии, которые внесли свой вклад в изучение клетки, клеточной теории. Я заостряю на этом внимание, потому что данный материал содержится в тестах ЕГЭ.
    Деятельность обучающихся: самостоятельная работа обучающихся в рабочей тетради с 
    Заполнение таблицы:  
    Таблица: 
    Ученые-биологи
    Год открытия
    Роберт Гук
    1665г. открытие клетки
    А.Левенгук
    1674г. открытие бактерий и простейших
    Г.Галлилей
    1609-1610г.г. сконструировал микроскоп
    К.М.Бэр
    1827г. установил ,что развитее организмов начинается с одной клетки
    Р.Вирхов
    1858г. утверждал, что клетки происходят только из клеток путем деления
    Р.Броун
    1831г. открыл ядро
    М.Я.Шлейден
    Создание клеточной теории
    Т.Шванн
    Создание клеточной теории
    
    -Какие положения легли в основу клеточной теории ?
    Действие обучающихся:
    Самостоятельная работа с текстом учебника и выполнение в рабочей тетради задания: основные  положения клеточной теории.
    После выполнения задания обучающиеся озвучивают выписанные положения клеточной теории и сверяют их со слайдом:
    1.Клетка - элементарная единица всего живого.
    2.Все клетки сходны  по своему химическому составу и имеют общий план строения.
    3.Многоклеточные организмы – сложноорганизованные системы, состоящие из взаимодействующих клеток.
    4.Сходное клеточное строение свидетельствует об едином происхождении всего живого.
    5.Клетки происходят только от клеток  (это положение принадлежит высказыванию Р.Вирхову) Он доказал, что клетки способны делиться и предложил следующее дополнение к клеточной теории Шванна и Шлейдена: клетки происходят только от клеток, опровергая  их высказывание, которые полагали, что клетки могут самопроизвольно зарождаться в жидкостях или внутри клеток.                                                                                                                                   
    Проблемный вопрос учителя: 
    - Объясните, 5 положение, используя знания о строении 
    I I I    Формирование умений и навыков   
    Действие учащихся в классе на местах по схеме «Клетка»                                               
    Вопрос учителя:
    - Все ли клетки имеют одинаковое количество органоидов или есть различие в клетках?
     Действие обучающихся: заполнение таблицы: « Сходство и различие в строении клеток»   
    Таблица: «Сходство и различие в строении клеток».
    признаки
    растения
    грибы
    животные
    Клеточная мембрана
    есть
    есть
    есть
    Клеточная стенка
    Есть(целлюлоза)
    Есть(хитин)
    нет
    Пластиды
    есть
    нет
    нет
    Вакуоли
    есть
    нет
    нет
    Клеточный центр
    Не имеют голосеменные и покрытосеменные (мхи, папоротники, водоросли есть)
    есть
    есть
    Запас углеводов
    крахмал
    гликоген
    гликоген
    Способ питания
    автотрофы
    гетеротрофы
    гетеротрофы
     Закрепление изученного материала.
    Проводим в виде теста.
    Ответы: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – с, 5 – г
    Вопрос учителя:                                                                                                                               Давайте проверим, к какому выводу мы пришли в ходе урока:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  
    Учащиеся высказывают свои предположения по материалу урока и по таблице.
    Вывод: ОБЩНОСТЬ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И СТРОЕНИЯ КЛЕТКИ – ОСНОВНОЙ СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЕДИНИЦЫ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ – СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ЕДИНСТВЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВСЕГО ЖИВОГО НА ЗЕМЛЕ.
    Рефлексия .
    – Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта:
    Нам в этом мире многое дано:
     Расти, искать и ошибаться,
     Но, главное, дано дышать,
     Любить, найти и не сдаваться!
    Домашнее задание: 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Саламатова Л. Н.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx