Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 19 Строение клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции.

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №19
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: «Строение клетки. Мембранные и немембран­ные органои­ды, их функ­ции».
    
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    Место урока в системе уроков по теме: Урок № 3 «Клеточный уровень жизни»
    Задачи урока – 
    1)Выявить сущность понятия «клетка – структурная единица живого» Изучить особенности  основных частей клетки   (образовательная задача)
      2)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией. Научиться определять черты сходства и различия клеток животных и растений, (развивающая задача)
     3)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы (воспитательная задача)
    
    Оборудование: презентация, таблица «Строение клетки»
    
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Изучение нового материала
            Цитология  (греч. «цитос»  -  клетка,  «логос»  -  наука)  –  наука  о
    клетках. Цитология изучает строение  и  химический  состав  клеток,  функции
    клеток в организме животных  и  растений,  размножение  и  развитие  клеток,
    приспособление клеток к условиям окружающей среды.
    Строение клетки.
           Клетки  находятся  в   межклеточном   веществе,   обеспечивающем   их
    механическую прочность, питание и дыхание. Основные  части  любой  клетки  – цитоплазма ядро и мембрана.
    Изучение нового материала проводится с одновременным заполнением таблицы: "Строение животной клетки”:
    Части и органоиды клетки.
    Особенности строения.
    Функции, выполняемые в клетке.
     
     
     
    Объяснение нового материала сопровождается презентацией
    
    1. Понятие о плане строения клетки: цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды и включения. (Беседа с элементами объяснения).
    Органоиды (органеллы) – постоянные структурные компоненты, которые выполняют жизненно важные функции.
    Включения – непостоянные структурные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в процессе ее жизнедеятельности.
    2. Понятие о мембранном принципе строения структурных образований в клетках. Мембрана как универсальный строительный материал для разных внутриклеточных образований. (Рассказ учителя с элементами беседы и использованием схемы).
    3. Строение и функции плазматической мембраны. (Рассказ учителя с элементами беседы).
    Части и органоиды клетки
    Особенности строения
    Функции, выполняемые в клетке
    Цитоплазматическая мембрана.
    Состоит из двойного слоя липидов, между молекулами которых располагаются белки; с липидами и белками могут быть связаны молекулы углеводов.
    Ограничительная.
    Защитная.
    Избирательный транспорт веществ в клетку и из нее.
    Межклеточные взаимодействия.
    Сохранение формы клетки.
    4. Особенности строения и функции цитоплазмы. (Рассказ учителя с элементами беседы).
    Части и органоиды клетки
    Особенности строения
    Функции, выполняемые в клетке
    Цитоплазма
    Внутренняя среда клетки, содержащая воду, органоиды, биомолекулы, витамины, ионы, соли, растворенные газы.
    Транспорт биомолекул и органоидов внутри клетки.
    Среда, в которой осуществляются биохимические реакции.
    5. Мембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).
    Части и органоиды клетки
    Особенности строения
    Функции, выполняемые в клетке
    Эндоплазматическая сеть (ЭПС):
    А. Шероховатая.
    Б. Гладкая.
    Система мембран, связанных с ядерной мембраной:
    А. Содержит рибосомы.
    Б. Не содержит рибосомы.
     
    Синтез белков (А).
    Синтез липидов и других органических веществ (Б).
    Транспорт веществ.
    Комплекс Гольджи.
    Сложенные стопкой уплощенные цистерны, связанные с эндоплазматической сетью.
    Накопление продуктов клеточного синтеза и распада веществ.
    Транспорт веществ.
    Секреция – выведение веществ из клетки.
    Образование лизосом.
    Детоксикация ядов.
    Лизосомы
    Мембранные пузырьки, заполненные ферментами.
    Переваривание питательных веществ.
    Разрушение компонентов клетки.
    Митохондрии
    Структуры, окруженные оболочкой из двух мембран, внутренняя мембрана образует складки – кристы; во внутренней среде матриксе содержатся ДНК, РНК и рибосомы. ДНК обуславливает генетическую автономность митохондрии.
    Источник энергии, место синтеза 
    АТФ – универсального биологического аккумулятора энергии.
    Окисление глюкозы.
    6. Немембранные органоиды клетки. (Рассказ учителя с элементами беседы).
    Части и органоиды клетки
    Особенности строения
    Функции, выполняемые в клетке
    Рибосомы
    Органоиды, состоящие из двух субъединиц, большой и малой, построены из белка и р-РНК, образуются в ядрышке.
    1. Синтез белка.
    Клеточный центр
    Состоит из двух центриолей, расположенных перпендикулярно друг к другу. Белковая структура.
    Регуляция расхождения хромосом при делении.
    Образование микротрубочек.
    Микротрубочки
    Полые цилиндрические белковые структуры.
    Цитоскелет (сохранение формы клетки).
    Внутриклеточный транспорт веществ.
    7. Ядро как важное звено управления процессами, происходящими в клетке. (Рассказ учителя с элементами беседы).
    Части и органоиды клетки
    Особенности строения
    Функции, выполняемые в клетке
    Ядро
    Двухслойная ядерная мембрана, содержащая крупные поры; ядерный сок – кариоплазма; хромосомы; ядрышко, состоящее из РНК.
    Носитель и хранитель наследственной информации (хромосомы).
    Регуляция клеточной активности.
    Образование хромосом (ядрышко).
    Управление процессами жизнедеятельности.
    
    8. Сравнение животной и растительной клетки. (Самостоятельная работа учащихся с учебником и схемами растительной и животной клеток, спроецированными на экран).
    Учащиеся отмечают, что в растительной клетке имеются дополнительные структуры:
    1) Пластиды – мембранные органоиды:
    – хлоропласты содержат пигмент хлорофилл, состоят из наружной и внутренней мембран, гран тилакоидов, стромы, осуществляют синтез органических веществ путем преобразования энергии солнечного света (фотосинтез), обеспечивают автотрофный тип питания;
    – лейкопласты осуществляют накопление веществ;
    – хромопласты содержат красящие вещества, обеспечивают окраску растений, привлекая животных для опыления цветков и распространения семян.
    2) Клеточная стенка состоит из углевода целлюлозы, расположена снаружи плазматической мембраны, выполняет защитную, опорную и транспортную функции.
    3) Вакуоли содержат клеточный сок – концентрированный раствор минеральных солей, сахаров, пигментов, органических кислот и ферментов; выполняют функцию накопления конечных продуктов обмена веществ.
    4) Запасные питательные вещества находятся в виде крахмальных зерен.
    В растительной клетке отсутствует клеточный центр.
    Черты сходства растительной и животной клеток:
    Сходный химический состав;
    Одинаковы по основным проявлениям жизнедеятельности;
    Имеют единый принцип организации.
    Учитель проецирует на экран правильные ответы с целью проверки заполненной таблицы.
    IV. Закрепление знаний 
    V. Домашнее задание:
    Изучить текст параграфов 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Конспект урока
    Цели и задачи этапов урока
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1 Оргмомент
    Приветствует учащихся
    Приветствуют учителя
    2 Актуализация
    Образовательная цель - способствовать формированию представления о клетке. 
    Развивающая цель - Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятии
    «Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ. естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»
    * «Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте с вами  попробуем определить суть понятия «клетка». Перед вами первый слайд презентации, на котором представлены характеристики клетки. Постарайтесь подумать и выбрать из предложенных ту, которая является наиболее существенной?
    Слайд презентации:
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Попытайтесь объяснить, какие характеристики являются существенными, а какие не важными? 
    Комментирует ответы обучающихся.
    
    
    
    
    *А как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно – функциональная единица живого»?
     
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Отвечают, выбирая разные варианты
    Микроскопические клетки – это  несущественный признак, т.к. есть достаточно крупные клетки, например, яйцеклетка
    
    Только питаются - это  несущественный признак, т.к. клетки не только питаются , но и дышат, размножаются.
    
    Постоянно делятся – тоже несущественный признак, т.к. есть клетки, которые делятся раз в жизни, например, нервные
      
    структурно – функциональные единицы живого – это существенный признак
    Отвечают: самая маленькая в структуре организма
    Мотивация
    
    «Клетка – самая элементарная частица целого, если это многоклеточный организм или самостоятельный организм, если это одноклеточное простейшее. Клетка – живая, но сложно себе представить, как она существует в многоклеточном организме и как самостоятельный организм  у простейших» 
    
    
    Целеполагание
    Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить строение и функцию основных частей  клетки, отметить отличительные черты клеток животных, растений, бактерий.
    Запись темы урока в тетрадь
    
    Первичное усвоение материала
     Развивающая цель – создать условия для выявления причинно - следственных связей между особенностью строения частей клетки и выполняемыми функциями
    Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Воспитательная цель: способствовать осознанию значимости знаний о взаимосвязи организмов в эволюции биосферы
     «Клетки можно увидеть под микроскопом. Клетки различаются размером, формой….» Рассказывает с примерами,  используя наглядные таблицы, рисунки в учебнике.
    Несмотря на многообразие клетки имеют много общего.
    *Обратите внимание на второй слайд, вспомните, какие основные  части выделяют в клетке?
    
    Слайд № 2
    
    
    
    
    Запишем эту схему в тетрадь.
    «А теперь рассмотрим особенность устройства основных частей клетки, а вы на основании моего объяснения будете стараться определить функции мембраны, ядра и цитоплазмы»
    Слайд № 3
    
    
    «В основе строения мембраны двойной слой липидов, а белки пронизывающие этот слой образуют пору».
    *Каким свойством обладают липиды, какое значение имеют поры?
    
    Слайд № 4 
    
    
    
    
    
    
    
    Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это имеет?
    «Органоиды -  это особые структуры, которые обеспечивают процессы жизнедеятельности клетки, о том какие функции они выполняют, мы узнаем на следующем уроке»
    
     
    
    Слайд № 5
    
    
    «Ядро ограничено от цитоплазмы двойной ядерной мембраной, которая тоже имеет поры, внутри заполнено ядерным соком – кариоплазмой, в состав которой входит вода. Ядро имеет важные структуры – хромосомы, состоящие из ДНК.»
    *Как вы считаете, какое биологическое значение имеют  ядерная оболочка и  кариоплазма? Зная функцию ДНК, определите,  какую роль играют в жизни клетки хромосомы, состоящие из ДНК?
    « Клетки по наличию и отсутствию ядра делятся на Прокариотические и Эукариотические» Объясняет эти понятия
    «Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические являются более прогрессивными, продвинутыми?»
    Несмотря на несовершенное строение, прокариоты сыграли огромную роль в эволюции живого, так как сама прокариотическая клетка стала первой ступенькой на пути усложнения организмов и появления большого разнообразия организмов
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Учащиеся последовательно называют части клетки: мембрана, ядро, цитоплазма, записывают в тетради.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.
    
    
    
    
    
    
    
    Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляетя транспорт веществ.
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ цитоплазмы, а сами хромосомы являются носителями наследственной информации клетки.
    
    Записывают в тетрадь
    Осознание и осмысление учебного материала
    Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала
    «Обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки. Определите, чем они сходны и чем различаются?»
    
    * «А как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?»
    
    Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Они различаются формой и размерами.
    
    Форма клетки зависит от той функции, которую она выполняет, например, мышечная – сокращается, поэтому она вытянутой формы….(приводят другие примеры).
    Систематизация знаний и умений
    Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению сравнения и обобщения изучаемых объектов и умений
    * Обратите внимание на рисунок № 8 в учебнике, на котором изображены клетки растений и животных. Найдите сходство и различие. Объясните, чем эти различия обусловлены?
    Все клетки, изображенные на рисунке имеют основные части: ядро, цитоплазму и органоиды. Клетка растений имеет клеточную стенку, хлоропласты и большую вакуоль, которые отсутствуют в клетке животных. Различия вызваны выполняемыми функциями, растительная осуществляет фотосинтез, поэтому имеет хлоропласты.
    Применение знаний и умений
    
    Образовательная цель - способствовать осознанию основного материала
    «Сейчас вы самостоятельно рассмотрите клетки растений и животных под микроскопом, и ,выполнив задание сравните их, определив особенность строения во взаимосвязи с выполняемой функцией. Через 10 минут  мы с вами обсудим выводы, которые вы отметили». Учитель напоминает правила работы с микроскопом.
    
    
    
    
    
    
    
    Работают по парам, рассматривают микропрепараты, фиксируют данные в таблице, которая есть у каждой группы на столе.
    
    
    Клетка
    рисунок
    особенность строения
    Функция
    растительная
    
    
    
    животная
    
    
    
    
    Проверка уровня усвоения знаний и умений
    «Итак, давайте с вами обобщим, как строение клетки взаимосвязано с выполняемой функцией»
    
    От группы выступает представитель, отмечает, какие клетки рассматривались, в чем их особенность, какую функцию они выполняют.
    Информация о домашнем задании
    Домашнее задание выучить параграф 7, ответить на вопросы после параграфа
    Записывают домашнее задание в дневник
    Рефлексия 
    (подведение итогов)
    Что вы узнали на уроке?
    Что было трудным для понимания?(комментирует ответы учащихся)
    Итак, в живой природе клетки всех организмов имеют общий план строения, что свидетельствует о единстве развития живого. 
    Выражают свое мнение
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Изучение нового материала
       Цитология  (греч. «цитос»  -  клетка,  «логос»  -  наука)  –  наука  о
    клетках. Цитология изучает строение  и  химический  состав  клеток,  функции
    клеток в организме животных  и  растений,  размножение  и  развитие  клеток,
    приспособление клеток к условиям окружающей среды.
    Строение клетки.
           Клетки  находятся  в   межклеточном   веществе,   обеспечивающем   их
    механическую прочность, питание и дыхание. Основные  части  любой  клетки  – цитоплазма ядро и мембрана.
    Клеточная мембрана (Плазмалемма)
    Мембрана – эластичная  поверхностная структура,  окружающая клетку, толщиной всего 7,5-10 нм. Служит не только механическим барьером, но и  выступает как структура, «узнающая» различные химические вещества и регулирующая избирательный транспорт этих веществ в клетку, а также  способствует  взаимодействию клеток друг с другом и с внешней средой.
     Она состоит в основном из белков и липидов.
    
         Ядро
           Ядро играет главную роль в наследственности,  является
    регулятором  всех  жизненных  отправлений  клетки.
           В ядре расположены  хромосомы. Они  являются
    носителями наследственных  задатков  организма,  передающихся  от  родителей потомству.
           Ядро   отделено   от   цитоплазмы    двойной    мембраной,    которая
    непосредственно связана с эндоплазматической сетью и комплексом Гольджи.  На ядерной мембране имеются  поры,  которые  обеспечивают избирательную проницаемость мембраны.
           Внутреннее  содержимое  ядра  составляет  ядерный  сок,   заполняющий
    пространство между структурами ядра. В ядре  всегда  присутствует  одно  или
    несколько ядрышек. В ядрышке образуются рибосомы. 
     Цитоплазма
           Цитоплазма – полужидкая слизистая бесцветная масса, содержащая 75-85%
    воды, 10-12% белков и аминокислот, 4-6% углеводов, 2-3 %жиров и  липидов,  1%
    неорганических  и  других  веществ.  Цитоплазматическое  содержимое   клетки
    способно двигаться, что  способствует  оптимальному  размещению  органоидов,
    лучшему протеканию биохимических реакций, выделению продуктов обмена и  т.д.
    Слой   цитоплазмы   формирует   разные   образования:   реснички,   жгутики,
    поверхностные выросты.
           Цитоплазма пронизана сложной сетчатой системой, связанной с  наружной
    плазматической мембраной и состоящей из сообщающихся между собой  канальцев, пузырьков, уплощённых мешочков. 
    Функции цитоплазмы:
    •  объединение всех компонентов клетки в единую систему,
    •  среда для прохождения многих биохимических и физиологических процессов,
    •  среда для существования и функционирования органоидов. 
    
     В    цитоплазме расположены  мельчайшие  структуры  –   органоиды, которые    выполняют    различные    функции.   К   органоидам   клетки
    относятся:  эндоплазматическая  сеть,   рибосомы,   митохондрии,   лизосомы, комплекс Гольджи. В совокупности они обеспечивают жизнедеятельность клетки.
    
    * Самостоятельно изучите  Гл.11 «Строение и функции клеток» («Биология. Общие закономерности», 9 класс, Мамонтов С.Г.) и заполните следующую таблицу:  «Органоиды клетки» 
    Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – состоит из сети пузырьков, канальцев и плоских цистерн. Она осуществляет обмен веществ с другими клетками, перемещает их внутри клетки и образует единое целое с мембраной ядра.
    Аппарат Гольджи – особенно развит в клетках, которые вырабатывают белковый секрет, в яйцеклетках и нейронах. Основной компонент – мембрана, которая образует пакеты уплощенных цистерн, крупные вакуоли и мелкие пузырьки.
    Продукты синтеза из ЭПС поступают в аппарат Гольджи, где накапливаются, после чего в виде капель или зерен выводятся из клетки наружу. Здесь же образуются лизосомы.
    Лизосомы – самые мелкие из органоидов клетки. Овальные тельца, в которых содержится около тридцати элементов, которые способны расщеплять белки, липиды, полисахариды, такой процесс называется – лизис.
    Митохондрии – в переводе с греческого «митос» – нить, «хондрио» – зернышки, содержатся во всех типах эукариотных клеток (одно- и многоклеточные). Имеют различную форму строения: сферическую, овальную, цилиндрическую и нитевидную.
    Количество клеток зависит от активности и функции клетки. В клетках и тканях затраты энергии велики, большую ее часть обеспечивают митохондрии.
    Митохондрии имеют две мембраны: наружную – гладкую и внутреннюю, в виде складок или выпячивании – кристы, в них находятся ферменты, которые обеспечивают преобразование энергии АТФ, очень необходимую для всех клеточных процессов.
    Пространство между мембранами митохондрий заполнено демогенным веществом – матриксом. Здесь присутствуют нити ДНК, РНК, рибосомы, которые обеспечивают само воспроизводство митохондрий, путем деления. Больше всего митохондрий находится в мышечных клетках.
    Рибосома — важнейший органоид живой клетки, состоящий из РНК и белков, сферической или слегка эллипсоидной формы, диаметром 100—200 ангстрем.  Рибосомы служат для биосинтеза белка из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации, предоставляемой матричной РНК, или мРНК. Этот процесс называется трансляцией.
    III. Закрепление знаний.
     Выполнение тренировочного  электронного теста
    IV. Домашнее задание 
    1) Изучите § 28-29   
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Саламатова Л. Н.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.doc