Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 3. Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Способы добывания пищи

Текст урока

  • Конспект

     П О У Р О Ч Н Ы Й    П Л А Н
    
    Тема: Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Типы питания и способы добывания пищи.
    
    Урок 3                                           Биология 11 класс                 Дата _________ 20______ г.
    
    Тип урока: модульный
    Цель урока: познакомиться с процессами жизнедеятельности многоклеточных организмов, усвоить основные способы питания организмов и причины их формирования;
    Задачи: - образовательная: получить  знания о процессах  жизнедеятельности многоклеточных организмов как биоситемы; проверить знания по теме  «Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов», выяснить основные усложнения пищеварительной системы животных в ходе эволюции;
    - развивающая: развивать стремление к познанию закономерностей биологии; сформировать вывод о связи способов питания организмов со средой обитания и характером пищи.
    - воспитательная: воспитывать у учащихся навыки самостоятельного поиска информации.                                                                    
    Оборудование: ТСО , ЦОР, демонстрационные пособия (печатные и/или модели),  учебник «Биология: 11 класс/ И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова.
    Ход урока.
    I. Организационный момент.
     Объяснить учащимся цели и рабочие задачи урока,  записать в тетради тему урока.                                              
    III.  Актуализация нового материала. 
    Демонстрация ЦОР и наглядных пособий с элементами лекции. Ученики изучают демонстрационный материал, слушают пояснения учителя, записывают определения в тетрадь.
    1. 1. Дифференцировка клеток — процесс реализации генетически обусловленной программы формирования специализированного фенотипа клеток, отражающего их способность к тем или иным профильным функциям. Дифференцировка меняет функцию клетки, её размер, форму и метаболическую активность.
    2. Деление, дифференцировка и морфогенез— основные процессы, путём которых одиночная клетка (зигота) развивается в многоклеточный организм, содержащий самые разнообразные виды клеток.
    3. Морфогене́з или буквально «формообразование» — возникновение и развитие органов, систем и частей тела организмов как в индивидуальном (онтогенез), так и в историческом, или эволюционном, развитии (филогенез).
    4. Все клетки, кроме половых, называются соматическими. Все клетки, ткани и органы в организме специализированы.
    5. Ассимиляция анаболизм или пластический обмен – синтез белка и нуклеиновых кислот, углеводов в процессе фотосинтеза идет с внешним потреблением (свет или энергия биологического окисления органических веществ) и внутренним накоплением энергии в виде химических связей.
    6. Диссимиляция или катаболизм или энергетический обмен – биологическое окисление органических веществ с помошью пищеварительных и клеточных ферментов и кислорода.
    Номер 
    учебного 
    элемента
    Учебный материал с указанием заданий
    Управление обучением
    УЭ-0        
    
    Интегрирующая цель: в процессе работы над УЭ вы должны:
    Перечислите основные процессы жизнедеятельности присущие живым организмам
    
    
    УЭ-1        
    
    Проследите, как эволюционировала дыхательная система у живых организмов:
    Грибы – 
    Растения – 
    Кишечнополостные – 
    Черви – 
    Моллюски – 
    Членистоногие – 
    Земноводные – 
    Пресмыкающиеся – 
    Птицы – 
    Млекопитающие - 
    Воспользуйтесь текстом учебника стр.16, лекция, презентация
    
    
    10 баллов
    УЭ-2       
    
    Проследите, как эволюционировала сосудистая система у живых организмов:
    Грибы – 
    Растения – 
    Кишечнополостные – 
    Черви – 
    Моллюски – 
    Членистоногие – 
    Земноводные – 
    Пресмыкающиеся – 
    Птицы – 
    Млекопитающие - 
    Воспользуйтесь текстом учебника стр.16, лекция, презентация
    
    
    10 баллов
    УЭ-3      
    
    Цель: определить исходный уровень знаний о способах питания
    I. Запиши в тетрадь дату и название темы.
    II. Выполни тестовую работу по теме “Способы питания организмов”.
    Задание 1. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. В тетради запишите номер вопроса, а рядом букву, которая соответствует правильному ответу.
    1. Готовыми  органическими веществами питаются
    А – зелёные растения  Б – грибы
    В – бактерии  Г – лишайники
    2. Для питания животные организмы
    А – используют готовые органические вещества
    Б – образуют органические вещества на свету
    В – поглощают углекислый газ
    Г – поглощают воду из окружающей среды
    3. К сапрофитам относят
    А – мхи   Б – грибы
    В – бактерии   Г –  водоросли
    4. Имеется ли хлорофилл у хемосинтезирующих организмов?
    А – да   Б – нет   В – частично
    III. Проверь правильность выполнения тестовой работы.
    IV. Определи уровень знаний по следующей схеме:
    4 правильных ответов – высокий уровень знаний
    3 правильных ответов – средний уровень
    2 правильных ответов – низкий уровень
    V. Проанализируй ошибки
    Самостоятельная работа в тетради
     
     
     
     
     
     
     
     
    4 балла
     
     
     
     
     
    Ответы получи у учителя
    УЭ-4    
    
    Цель: рассмотреть причины возникновения разных способов питания и добывания пищи организмами
    I. Прочитай учебник Пономарёва И.Н. “Общая биология”, 11 класс 2006года,  стр. 18-19 до слов “В ходе эволюции…”
    II. Пользуясь текстом учебника, составь схему “Способы питания организмов”.
    III. Сравни свою схему с той, что на доске. Если есть ошибки, исправь.
    IV. Выполни задания (письменно)
    Задание 1 (первый уровень сложности)
    1. Что входит в “пищевую взвесь” фильтраторов?
    2. Значение фильтраторов  в природе?
    Задание 2 (второй уровень сложности)
    1. Каким способом фильтраторы добывают пищу?
    2. Чем усиливают фильтраторы ток воды?
    3. Чем объясняется чистота воды озера Байкал?
    V. Проверь правильность выполнения заданий. Оцени работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов). Проанализируй ошибки.
    VI. Прочитай стр.19-20 со слов “Вследствие адаптации” до слов “У организмов питающихся” (учебник Пономарёва И.Н. “Общая биология”, 11 кл)
    VII. Изобрази схематически  распределение организмов по группам в зависимости от вида потребляемой пищи.
    Сравни свою схему со схемой ЦОР .
    VIII. Выполни задания.
    Задание 3. Обсудите, какие приспособительные свойства выработались в процессе адаптации к способу питания у землеройки и бобра? / используйте рис. 3, стр. 19.
    Задание 4. Установи соответствие между группой организмов и их представителями
    Группы организмов
    а) фитофаги
    б) зоофаги
    в) сапрофаги
    г) полифаги
    Представители
    1. Землеройка
    2. Жуки мертвоеды
    3. Саранча
    4. Гиена
    5. Бобры
    6. Медведь
    7. Волк
    8. Ворона
    Х. Проверь правильность выполнения заданий. Оцени работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов). Проанализируй ошибки.
    Работай самостоятельно
    Работа в тетради самостоятельно
     
     
    Работу выполняй в тетради
    Задание оценивается 2баллами
     
    Задание оценивается 3 баллами
    Получи ответы у учителя
     
    Работай самостоятельно
     
    Самостоятельная работа в тетради
     
    Работа в паре (устно)  1 балл
     
    Самостоятельная работа с учебником
     
    Оценивается  8 баллами
     
     
    Получи ответы у учителя
    УЭ-5      
    
    Цель: изучить в каком направлении шла эволюция пищеварительной системы животных.
    I. Прочитай § 5. стр.21 со слов “В ходе эволюции…” до слов “Вследствие адаптации …” стр. 22.
    Стр.23 со слов “У организмов, питающихся …” до конца параграфа.
    II. Выполните задания:
    Задание 1. Рассмотрите таблицу и рисунки “Строение пищеварительных систем организмов ”
    Задание 2. Допишите предложения (в тетради)
    а) Пищеварительная система у бычьего цепня … 
    б) Язык у млекопитающих орган …
    в) Самопереваривание тканей стенок кишечника предотвращает …
    г) Зубы у хищных дифференцированы на …
    д) Печень самая крупная …
    III. Проверь правильность выполнения заданий. Оцени работу (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, если в ответе есть ошибка – 0 баллов). Проанализируй ошибки.
    
    УЭ-6      
    
    Цель: обобщить знания полученные на уроке.
    I. Выполни задания “Выходной контроль”
    1. Перечислите основные способы питания у организмов.
    2. Назовите два способа питания у растений.
    3. Почему у птиц мускулатура желудка участвует в перетирании пищи?
    4. С чем связана возможность дождевого червя питаться гумусом?
    5. Почему у травоядных кишечник наполняется симбиотическими микроорганизмами?
    6. Какова роль пищеварительных желез?
    7. Чем объясняется упрощение (или исчезновение) пищеварительной системы у паразитических червей в процессе эволюции?
    8. Чем объяснить, что у хищников хорошо развиты нервная система и органы чувств?
    Проверь правильность ответов.
    Оцени свою работу. Подсчитай количество баллов, которое ты набрал при выполнении задания. Поставь себе оценку за работу на уроке.
    
    УЭ-7      
    
    Лист контроля
    Критерии оценки.
    Если ты набрал  49-51     баллов, то оценка за урок – 5,
    Если ты набрал  45-48 баллов, то оценка за урок – 4,
    Если ты набрал  41-44  баллов, то оценка за урок – 3,
    Менее  41  баллов – неудовлетворительно, но не огорчайся,  у тебя ещё будет возможность исправить положение.
    Дифференцированное домашнее задание
    если оценка за урок – 5 баллов, то задание ты не получаешь;
    если оценка 4 – повтори § 3; 
    если оценка 3 и менее – то, к сожалению, ты плохо знаешь тему,   поэтому повтори § 3 и записи в тетради.
    
    
    
     

    Автор(ы): Ишалбаева Э. Ш.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx
  • Приложение 1

     
    Приложение к модулю
    
    УЭ – 3    Ответы на тест
    Задание 1
    
    1- Б,В
    2 – А
    3 – Б,В
    4 - Б
    
    _____________________________________________________________________________
    
    
    УЭ – 4                                  Схема «Способы питания организмов»    
    . Схема на доске
    
    
    - фототрофное                                ( эвглена, ряска)                             -сапрофиты
    Автотрофное
    Миксотрофное
    Гетеротрофное
    - хемоавтотрофное                                                                                  -паразиты
                                                                                                                       -хищники
                                                                                                                       -растительноядные
    IV.    Задание 1
    1. Детрит
    2. Биологическая очистка воды.
    
    Задание 2.
    1. Процеживают воду.
    2. Вращают щупальцами, перистыми лучами.
    3. Деятельностью рачка Эпишуры.
    
    
    VII. Схема на доске
    Животные подразделяются в зависимости
    от вида потребляемой пищи
    
    
    Фитофаги
    Зоофаги
    Полифаги
    сапрофаги
    
    
    
    IX. Задание 4.
    
    а – 3,5
    б – 1,7
    в – 2,4
    г- 6,8
    
    УЭ – 5
    Задание 2
    а – отсутствует
    б – осязания и вкуса
    в – муцин
    г – резцы, клыки, коренные
    д – железа
    
    
    УЭ – 6
    1. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы.
    2. Воздушное и корневое.
    3. Так как нет зубов.
    4. Наличием извести в секрете железы, открывающаяся в пищевод.
    5. Так как не образуется фермент целлюлаза.
    6. Улучшение расщепления и всасывания питательных веществ.
    7. Паразитизмом.
    8. Необходимостью успешнее добывать пищу.
    
    Сравнение пищеварительных систем организмов
    Тип
    Класс
    Пищеварительная система
    Простейшие
    Корненожки,
    Амеба обыкновенная
    Фагоцитоз, пиноцитоз
    
    
    
    Жгутиковые.
    Эвглена зеленая
    На свету автотрофное (фототрофное)
    
    
    Инфузория.
    Инфузория туфелька
    
    Клеточный рот, глотка, пищеварительная вакуоль, порошица
    Кишечнополостные
    Гидроидные.
    Пресноводный полип гидра
    
    Ротовое отверстие, кишечная полость, клетки энтодермы
    Плоские черви
    Ленточные.
    Бычий цепень
    Всасывание пищи всей поверхностью тела (паразит)
    
    
    Ресничные.
    Планария белая
    
    Рот, глотка, кишечник (переваривание пищи)
    Круглые черви
    Круглые черви. Аскарида человеческая
    
    Пищеварительная трубка: рот, кишечник, анальное (заднепроходное) отверстие
    Кольчатые черви
    Малощетинковые. Дождевой червь
    Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, анальное отверстие (анус)
    Моллюски
    Брюхоногие.
    Прудовик большой
    
    Пищеварительная система, как у кольчатых червей; кроме того, появляется печень
    
    
    
    
    Двустворчатые. Беззубка
    
    Членистоногие
    Ракообразные. Речной рак
    
    
    
    Передний отдел: рот, глотка, пищевод, зоб, желудок.
    Средний отдел: кишка, пищеварительная железа.
    Задний отдел: кишка, анус. 
    Особенности: 
    у ракообразных челюсти, ротовой аппарат грызущий, печень;
    
    Паукообразные. Паук-крестовик
    
    у паука  ротовой аппарат сосущий, предварительное пищеварение внеорганизменное
    
    Насекомые. Майский жук
    
    у насекомых слюнные железы, ротовой аппарат грызущий, колюще-сосущий, сосущий
    Хордовые
    Ланцетники
    
    Пищеварительный канал: рот, глотка, кишечная трубка, печень, анус
    
    Рыбы
    
    Рот глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник, анус
    
    Земноводные
    То же, но вместо ануса клоака
    
    
    
    
    
    
    Пресмыкающиеся
    
    
    
    Птицы
    
    
    Млекопитающие
    То же, но вместо клоаки анальное отверстие. Слюнные железы
    Оценочный лист 11 класса
    
    №п/п
    Фамилия, имя
    УЭ-1
    УЭ-2
    УЭ-3
    УЭ-4
    Устно/письм
    Бал/оценка
    1
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    2
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    3
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    4
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    5
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    6
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    7
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    8
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    9
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    10
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    11
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    12
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    13
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    14
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    15
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    16
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    17
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    18
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    19
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    20
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    21
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ишалбаева Э. Ш.

    Скачать: Биология 11кл - Приложение 1.doc

Презентация к уроку

Другие материалы