Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 30 Процессы биосинтеза белка. Практическая работа №4 "Решение задач по молекулярной биологии"

Текст урока

  • Конспект

     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА №30
    
    Предмет: биология
    Класс: 11
    УМК (название учебника, автор, год издания): Биология И.Н. Пономарева,
    О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, П.В.Ижевский   М.: «Вентана-Граф», 2012
    Уровень обучения: базовый
    Тема: Процессы биосинтеза белка. Практическая работа №4 «Решение задач по молекулярной биологии»
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
    1. Место урока в системе уроков по теме: Урок № 5 «Молекулярный уровень жизни»      Цель урока: Ознакомить с процессом синтеза белка, сущностью понятий «транскрипция» и «трансляция».  Расширить представление о роли нуклеиновых кислот. 
    Задачи урока:  
    Образовательные: Продолжение формирования знаний об обмене веществ и о сущности процесса биосинтеза в живой клетке.
    Воспитательные: воспитывать у обучающихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий; воспитывать критическую и объективную самооценку знаний. 
    Развивающие: развивать и конкретизировать знания о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на и - РНК, роли т - РНК в сборке аминокислот в молекулы белка. Способствовать развитию логического мышления. Развивать умения выделять главное, сравнивать, применять знания для решения биологических задач.
    Планируемые результаты:
    Предметные: 
     Выделять существенные признаки биосинтеза белка, характеризовать основные процессы, протекающие на разных стадиях биосинтеза белка. Объяснять биологическое значение трансляции и транскрипции. Устанавливать соответствие между видами РНК и функциями, которые они выполняют в клетке. Формулировать основные свойства генетического кода.       
    Личностные: 
    Познавательный интерес к биологии. Представление о биосинтезе белка как одной из важных форм пластического обмена, обеспечивающей преобразование последовательности нуклеотидов в последовательность аминокислотных звеньев. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим.  
     Познавательные:
    Умение ориентироваться в системе имеющихся знаний, работать с текстом, выделять главное в нём главное, давать определение понятий, преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать соответствие между объектами и ролью, которую они выполняют.  
     Регулятивные:
    Умение организовать выполнение заданий, самостоятельно оценивать правильность выполнения работы, осуществлять рефлексию своей деятельности.  
     Коммуникативные: 
    Умение воспринимать информацию на слух, при решении задач по молекулярной биологии аргументировать свой ответ. 
    Техническое обеспечение урока: компьютеры, медиапроектор
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): презентация, таблицы по общей биологии «Строение клетки», «Структура и функции белков», «Строение нуклеиновых кислот», «Синтез белка»
    
    Содержание урока 
    I. Организационный  момент
    Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
    II. Актуализация знаний 
    1. Актуализация знаний обучающихся об обмене веществ в живой клетке.
     а) какие вещества поступают в организм человека?
    б) какие изменения происходят со сложными молекулами органических веществ?
    в) какие вещества выводятся из организма?
    2. Обобщение ответов обучающихся.
    Таким образом, в клетку непрерывно поступают различные вещества. В ней синтезируются новые молекулы, а часть молекул разрушается. Одни вещества расходуются клеткой, другие откладываются в запас, третьи выводятся из клетки, то есть, непрерывно происходит обмен веществ или метаболизм – основа существования живых организмов.
    
                                                       Метаболизм
    
    Анаболизм или пластический обмен                         Катаболизм или энергетический обмен
           (Реакции синтеза)                                                                    (Реакции расщепления)
    
    3. Перечислите роль белков в клетке. (строительная – липопротеины, каталитическая – пероксидаза, двигательная – миозин, транспортная – гемоглобин, защитная – гамма-глобулин, энергетическая -17,6 кДж/моль, регуляторная – инсулин и другие). 
    
    Рисунок 1
    
    Сегодня на уроке мы рассмотрим процесс биосинтеза белков.
    III. Изучение нового материала
    1. Просмотр видеоролика «Биосинтез белка».
    2. Проблемный вопрос: Каким образом информация о строении молекул белков записана в молекуле ДНК? Как передаётся эта информация из ядра клетки на рибосомы, где происходит синтез белка?   (Вероятно, каким-то сочетанием нуклеотидов.)
    Сегодня мы изучим ассимиляцию белков в клетке. Синтез белка происходит в клетке в период роста и развития. Основная роль в определении структуры белка  принадлежит ДНК, разные участки которой определяют синтез различных белков. Участок ДНК, определяющий синтез одной молекулы белка, называются геном. Ген – участок двойной спирали ДНК. И-РНК – однонитевая молекула. Длина и-РНК в сотни раз короче нити ДНК. Синтез белка идет в два этапа:
    Понятие о б этапах синтеза белка
    Беседа с использованием рабочих таблиц.
         Этапы синтеза белка.
    Главная роль в биосинтезе белка принадлежит нуклеиновым кислотам: ДНК и РНК.
    ДНК – цепь из последовательно расположенных нуклеотидов (генетический код).
    Различают четыре типа нуклеотидов: А, Т, Г, Ц.
    Белок – цепь из последовательно расположенных аминокислот.
    Каждой аминокислоте в молекуле белка соответствует сочетание их трех последовательно расположенных в цепи ДНК нуклеотидов – триплет.
    Информация, заключенная в молекулах ДНК называется генетической. Участок молекулы ДНК, кодирующий информацию о первичной структуре одного белка называется геном.
    I этап. 
    - Переписывание информации с молекулы ДНК на молекулу и-РНК – транскрипция.
    - и-РНК переходят из ядра в цитоплазму.
    - в цитоплазме и-РНК присоединяется к рибосоме.
    - т-РНК транспортируют аминокислоты к месту синтеза белка.
    
    Рисунок 2. Раскручивание ДНК
    
    
    II этап.
    Передача информации для сборки аминокислот в полипептидную цепь в соответствии с и-РНК – трансляция. Образуется полипептидная цепь – молекула белка.
    
    Рисунок 3. Трансляция
    
    Рисунок 4. Биосинтез белка
    3. Физминутка 
    4. Практическая работа №4 «Решение задач по молекулярной биологии»
    
    
    
    
    Решить задачу.  Фрагмент кодирующей полинуклеотидной цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: АААГЦТАЦЦГЦАААТГЦГ. Определите последовательность нуклеотидов и последовательность кодонов в и – РНК, синтезируемой на указанном фрагменте.
    Решение задач (раздаточный материал). Оформление работ обучающихся в тетрадях.
    Вывод по уроку записывают в тетради: Наследственная информация о строении молекул белков зашифрована в ДНК определённым сочетанием нуклеотидов. Информация об одной аминокислоте – триплетом, о строении одной молекулы белка – геном. Она переписывается  на и-РНК и поступает в рибосомы.
    IV. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок
    Задание на дом: §31 
    Написать небольшой рассказ на тему «Биосинтез белков» с использованием терминов: ДНК, и-РНК, т-РНК, р-РНК, ядро, цитоплазма, рибосомы, аминокислоты, ферменты, АТФ, полипептидная цепь.
     
      Тест (раздаточный материал)
    1. Каким количеством нуклеотидов кодируется каждая аминокислота?
    а) одним нуклеотидом;
    б) тремя нуклеотидами;
    в) пятью нуклеотидами.
    2. Генетический код – это последовательность
    а) аминокислот в молекуле белка;
    б) нуклеотидов в молекуле ДНК;
    в) нуклеотидов в молекуле т­-РНК.
    3. Участок ДНК, содержащий информацию о последовательности аминокислот в одной полипептидной цепи называется
    а) генетический код;
    б) ген;
    в) триплет.
    4. Особенности реакций пластического обмена:
    а) протекает с поглощением энергии;
    б) конечные продукты – белки и полисахариды;
    в) исходные вещества – аминокислоты и глюкоза;
    г) реакции протекают с выделением энергии.
    5. Молекула ДНК зашифрована
    а) четырехбуквенным кодом;
    б) трехбуквенным кодом;
    в) пятибуквенным кодом;
    г)шестибуквенным кодом.
     
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Ломова О. В.

    Скачать: Биология 11кл - Конспект.docx