Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 10. Вид. Критерии вида. (Щукина Г.Г.)

Текст урока

  • Конспект

                                                                                             Щукина Галина Григорьевна учитель биологии 
                                                                                                                      Яснополянской СОШ
    
      Название предмета:биология
      Класс 9
     УМК (название учебника, автор, год издания) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.   Биология Общие закономерности . Базовый уровень .   Изд М.: Дрофа, 2007;  
     Уровень обучения :базовый
     Тема урока«Вид. Критерии вида»
     Общее количество часов, отведенное на изучение темы :1час
     Место урока в системе уроков по теме: урок №10
     Цель урока:  Сформировать понятия «вид», «критерий вида». 
     Задачи урока
     а) Образовательные: 
      Изучить понятия «вид», «критерии вида»
      Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.
      Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики. 
      б) Развивающая:
      Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории 
      Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с   дополнительным материалом
      Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с  различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные. 
    в) Воспитательная:
    Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни,   охраны, бережном отношении  
     Воспитание культуры общения при работе в мини группах 
     Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов
    
    Планируемые результаты: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению. 
    Техническое обеспечение урока: Компьютср, проектор, экран, дидактический материал (рабочий лист и инструктивнаякарточка),Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Базовый  уровень. М.: Дрофа, 2007;  Словарь биологических терминов и понятий; авторская презентация «Вид и его критерии».
    
    Содержание урока
                                                Ход урока
    Проверка домашнего задания
    Актуализация .Рассказ учителя.
        Мир живых существ состоит из огромного  количества   отличных друг от друга   растений,   животных ,  грибов,   микроорганизмов. Все   они смогли образовать множество различных форм, каждая из которых приспособилась  к жизни при определенных условиях среды. Как можно отличить один вид от другого?
    На предыдущих уроках мы говорили о том, что эволюционные изменения - это разные стороны развития адаптации.
    1. Уровни эволюционного процесса.
    Беседа.
    Что такое эволюция?
    Что такое эволюционная теория? Эволюционный процесс?
    Идет совместное обсуждение этих понятий, затем учитель делает обобщение.
    Выделяют следующие уровни эволюционного процесса:
    1. Микроэволюционный.
    2. Макроэволюционный (изучает эволюцию рода, семейств и т. д.)
    Учение о микроэволюции - центральный раздел современного эволюционного учения, рассматривающий механизм эволюционного процесса, действующий при возникновении новых видов.
    На предыдущих уроках мы говорили о том, что эволюционные изменения - это разные стороны развития адаптации.
    Микроэволюция - эволюционные изменения, которые идут внутри вида и приводят к его дифференцировке, завершаясь видообразованием.
    Коротко вспомним историю изучения «вида».
    Задание: внести в данную схему фамилии ученых, взгляды которых соответствовали этим тезисам.
    Схема «История изучения вида»
    К. Линней
    Ж. Б. Ламарк
    Ч. Дарвин
    
    ?????????????????
    ????????????????
    ???????????????
    Учащиеся отвечают из  пройденного материала  ( Глава 2 Параграфы №1 -6)
    Учащиеся отвечают:
     По Линнею , вид – это множество организмов , сходных  морфологически и физиологически и способных к воспроизведению.
          По его мнению ,  виды – реально   существующие   единицы природы ,ограниченные  друг от друга  рядом  постоянных  черт , потому  что каждый из них создан определенным творческим актом.
           Напротив, Ламарк полагал , что природа создала исключительно однородных особей , а виды ,роды, - воображаемые категории придуманные человеком для облегчения классификации. Но Ламарк считал , что в природе происходит изменение особей.
     Ч. Дарвин не принял ни одну одну , ни другую точку зрения и привел свои аргументы  Какие? 
     (учащиеся вспоминают, записывают в таблицу)
    
    
    «Виды неизменны и созданы творцом» -Виды реально существуют , но развития  нет.
    «Виды изменчивы, поэтому вида нет,и нет эволюции»
    Видов нет, они – плод воображения , но историческое развитие в природе есть
    «Вид устойчив и реален»
    -Виды   реально   существуют , относительно постоянны и являются результатом исторического развития
    К. Линней
    Ж. Б. Ламарк
    Ч. Дарвин
    
    Учитель :  На основе  сегодняшнего материала и  ранее изученных разделов биологии ответим на вопрос.
    Вопрос к классу : Что такое вид? Учащиеся дают понятие  с последующей записью  в тетрадях.
    
    Вид - совокупность особей, занимающих определенную область распространения, сходных по строению, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство.
    
    Учитель : В 1700  году  английский натуралист Джон Рей попытался впервые определить  признаки, по которым можно судить о принадлежности организма к данному виду. Он считал ,что  все индивидуумы , принадлежащие  данному виду могут свободно скрещиваться в природе и  дают потомство. Даже если среди потомства в одном выводке появляются два отчетливо различных организма ,они будут принадлежать к одному виду.
    
    Слово «признаки» заменим на слово  «критерии» Дайте определение критерия
    
    Критерии вида - совокупность определенных признаков, свойственных только одному какому-либо виду.
    Какова тема нашего урока ?  Какую цель мы поставим перед собой?
    
    Учитель :Критериев вида на сегодняшний день существует очень много и мы попытаемся их выявить выполнив следующее задание (задания предлагаются на каждую парту и уч – ся работают в парах)
    
    Какому критерию вида соответствует следующие описания:
                                                                                                                            Приложение №1
    1. Среднеазиатская черепаха заселяет глинистые и песчаные пустыни, степи и полупустыни  предгорья.
    2. Воробей полевой держится у посёлков, на полях, в садах, по опушкам леса, в долинах рек; птица разнообразная.
    3. Розовый фламинго – крупная птица с длинными ногами, удлинённой гибкой шеей, небольшой головой, несущей большой, изогнутый клюв.
    4. Гнездо у сорных кур строит самец; он вырывает в земле яму, собирает и складывает в неё листья, дожди увлажняют листья, а самец насыпает на них слой песка. Когда инкубатор готов, самец допускает к нему самок, чтобы они отложили в него яйца.
    5. Homosapiens имеет 23 пары хромосом, из них 22 пары – аутосомы и 1 пара – половые хромосомы.
    6. Жаба – ага – самая крупная из бесхвостых земноводных; длина её тела 25 см и более; масса тела 1 кг.
    7. Способность верблюда переносить длительное время отсутствие воды благодаря запасу жира.
    8. Различие в форме кроны и высоты деревьев сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле.
    9. Малый, или тундровый лебедь распространён по тундре Европы и Азии от Кольского полуострова на западе до дельты Колымы на востоке, заходя в область лесотундры и западные острова Северного Ледовитого океана и западные острова Северного Ледовитого океана.
    10. Городская ласточка – небольшая птичка; верх головы, спина, крылья и хвост сине-чёрные, надхвостье и весь низ тела белые. Хвост с резкой треугольной вырезкой на конце.
    Учитель:
           Признаки строения ,которые использовал Линней для выделения видов , дают нам пример морфологического критерия.
    Вопрос к учащимся: Как вы думаете, что лежит в основе этого критерия?
    Учитель: Верно. Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на доске , а  учащиеся записывают  в тетрадях – морфологический критерий).
    Вопрос : Как вы думаете, что лежит в основе физиологического критерия?
    Учитель: Давайте в тетрадях запишем данный критерий( учитель пишет на дос-ке , а  учащиеся записывают  в тетрадях – физиологический критерий)
    Рассказ учителя: Со временем было установлено, что ни морфологическое, ни физиологическое  сходство , не могут служить достаточно надежными критериями вида. Не всегда срабатывает физиологический критерий , т.к. например,  при скрещивании собак с волком получается плодовитое потомство.А ведь  это разные виды. Подобный  результат получается при скрещивании тополя и ивы. 
            Не всегда  срабатывает и  морфологический   критерий ,т.к. внешне неразличимые группы организмов могут принадлежать к различным видам. Ученые обнаружили так называемые виды – двойники , различающиеся лишь набором хромосом . 
    Учитель: В связи с этим давайте  решим биологическую  задачу.
    Установлено , что под названием «черная крыса « скрываются два вида – двойника : крыса с 38 и 42 хромосомами. Они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?
    Учитель: Немаловажное значение  имеет место вида в природных сообществах, его специализация в отношении пищевых ресурсов, территорий и др ,набор факторов внешней среды ,необходимых для существования вида.
    Вопрос: Как вы думаете,  данные параметры, можно отнести к какому,критерию?
         Какие ответы у вас получены 
    Ответы: 1.географическому
                   2. экологическому
                   3. морфологическому
                   4. этологическому
                   5. генетическому
                   6. морфологическому
                   7. физиологическому
                   8. экологическому
                   9. географическому
                  10. морфологическому.
    
    А теперь проверьте себя по информационному листу.  Какие критерии мы не назвали.
                                                                                                       Приложение№2
    Критерии вида
    Показатели каждого критерия
    Примеры
    Морфологический
    Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида; характеристика особенностей строения представителей одного вида
    В одних районах малярийный комар предпочитает кормиться на человеке, а в других - исключительно на домашних животных; в одних районах он размножается в солоноватой воде, а в других - только в пресной.
    Различие по окраске – белый и бурый медведь
    Физиологический
    Сходство всех процессов жизнедеятельности, и, прежде всего, размножения. Представители разных видов, как правило, не скрещиваются или их потомство бесплодно
    Есть примеры внутривидовой изменчивости физиологических и биохимических показателей.
    Биохимический
    Видовая специфичность белков и нуклеиновых кислот
    
    Генетический
    Каждый вид характеризуется определенным присущим только ему набором хромосом, их структурой и дифференцированной окраской
    Как бы ни были изолированы некоторые популяции и подвиды, поток генетической информации между ними всегда существует. Даже единичные миграции отдельных особей из одной популяции в другую, повторяясь на протяжении сотен и тысяч поколений, создают поток генов. 
    Эколого-географический
    Ареал обитания и непосредственная среда обитания – экологическая ниша. Каждый вид имеет свою собственную нишу обитания и ареал распространения
    Есть виды с совпадающим ареалом, виды-космополиты, быстро-расселяющиеся виды. Эндемики
    Этологический
    В поведении особей большинства видов существуют определенные видовые признаки
    Различия в поведении в период спаривания, различия в брачных песнях, голосах
    Вопросы к таблице:
    1. Что подразумевает морфологический критерий? (Сходство внешнего и внутреннего строения.)
    2. Что изучает физиология как наука? (Процессы жизнедеятельности живых организмов.)
    3. Можно ли по одному критерию установить принадлежность организма к конкретному виду?
    4 Почему необходимо использовать в совокупности все критерии для установления видовой принадлежности?
    
    
    
    
    
    Лабораторная работа
                                Тема: Изучение морфологического критерия вида
    Инструктивная карта для лабораторной работы
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Закрепление знаний
    
    Тест по теме: «Вид. Критерии вида» 9 класс
                                                              Вариант 1.
    А. 1. Экологический критерий вида – это сходство:
    1) условий обитания особей одного вида  2) генотипов особей вида
    3) всех процессов жизнедеятельности      4) внешнего и внутреннего строения.
    2. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относятся к критерию:
    1) генетическому 2) экологическому 3) биохимическому  4) морфологическому.
    3. Характерный для каждого вида набор хромосом - это:
    1) морфологический критерий вида  2) генетический критерий вида
    3) физиологический критерий вида  4) географический критерий вида.
    4. Наиболее точный критерий вида:
    1) физиологический  2) экологический  3) морфологический  4) генетический.
    5. Критерий вида, характеризующий процессы жизнедеятельности организма:
    1) морфологический  2) генетический 3) физиологический 4) географический.
    
    В1. Установите соответствие между признаком млекопитающего – бурого медведя и
    критерием вида, для которого он характерен:
    Признаки  Критерии вида
    А) зимой впадает в спячку                                                    1. морфологический
    Б) шерсть бурого цвета                                                         2. географический
    В) распространён на территории Европы,                          3. физиологический
    Сев. и Юж. Америки, Азии
    Г) накапливает жир осенью
    Д) масса тела достигает 350 – 500 кг.
    
               А
               Б
               В
               Г
               Д
    
    
    
    
    
    
    Ответы:А. 1-1, 2-4, 3-2, 4-4, 5-3.
     В. А-3, Б-1, В-2, Г-3, Д- 1.
    
    Рефлексия
    
    
    Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень?
    Что нужно доработать дома?
    Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение.
    Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков  на данном уроке.
    Я уверен в своих знаниях
    Я  испытываю проблемы--------. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Лист  самоконтроля и самооценки
     

    Автор(ы): Щукина Г. Г.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку