Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 12. Видообразование. (Сорока А.Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Сорока Анастасия Николаевна 
    учитель биологии и химии
    МБОУ Трудовская СОШ
     Ташлинского района
    Биология. 9 класс
    Биология . Общие закономерности С.Г. Мамонтов, В.Г. Захаров, Н.И. Сонин Дрофа 2004 год
    Базовый уровень бучения
    Тема урока: «Видообразование» 1 час
    Урок № 12
    Цели урока: Раскрыть механизмы процесса видообразования, сущность географического и экологического видообразования
    Задачи урока: 
    - образовательные: познакомить с понятием «видообразование».
     - развивающие: развитие теоретического мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи.
    - воспитательные:  экологическое воспитание.
    Планируемый результат: учащиеся должны знать понятие видообразование, уметь приводить примеры значения видообразования
    Техническое обеспечение урока: проектор, экран и ноутбук.
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
    Биология для школьников и поступающих в вузы, интернет ресурсы- bioslogos.ru, pedsovet.ru
    
    Содержание урока.
    1. Организационный момент.
    
    2. Проверка домашнего задания
    Делимся на 2 варианта, и выполняем самостоятельно кроссворд. Вопросов в кроссворде 10, следовательно, на выполнение этой работы я вам даю 10 минут, затем сдаем работу (приложение 1). 
    
    3. Объяснение нового материала
     (слайд 1)
       Теперь приготовьте тетради, и давайте запишем тему сегодняшнего урока. Но прежде чем это сделать ответьте мне на такой вопрос: если предположить, что у видов бурый и белый медведь один и тот же  предок, то почему произошло разделение на разные виды? Что мы должны узнать и чему научиться на этом уроке? (Мы должны узнать, почему же произошло разделение на разные виды и что на это повлияло)
     (слайд 2)
    (слайд 3) 
     Да правильно, и тема нашего урока видообразование. Наша задача сегодня познакомиться с процессом видообразования, сущностью географического и экологического видообразования, пути видообразования.
       Как вы думаете, что такое видообразование?
    (слайд 4)
    Видообразование — это процесс изменения старых видов и появления, новых в результате накопления новых признаков в определенных условиях.(записи в тетрадь)
    Что же влияет на изменение видов и появление новых? (территория и экология)
    (слайд 5)
    Образование видов определяется многими причинами. В одних случаях это происходит в результате пространственно-территориальной (географической) изоляции, препятствующей регулярному обмену генетической информацией. В других случаях этот процесс может быть вызван расселением вида в новые условия за пределы его ареала. В третьих случаях образование нового вида может быть обусловлено биологической (репродуктивной) изоляцией, возникшей внезапно, например, из-за полиплоидии или мутации. 
    Экологическое видообразование происходит в пределах ареала исходного вида в результате биологической изоляции. Оно осуществляется на основе территориально единой популяции, у которой имеются четко различающиеся формы особей. Возникновение новых видов при экологическом  видообразовании может происходить различными путями. 
    Давайте это с вами зарисуем в виде схемы:
    
    
    
                                  географический	экологический
    
      А теперь ответьте мне на  такой вопрос, есть ли сходство и различия способов видообразования? Да действительно, сходство это то, что их основа – это движущие силы эволюции. А различия заключаются в том, что географическое видообразование связано с расширением ареала вида и возникновением изолированных  популяций, а экологическое видообразование связано с разными экологическими условиями, что также ведет к биологической изоляции.
      Возникновение новых видов может, происходит различными путями. Важнейшую роль в этом процессе играют изолирующие механизмы, а сам процесс видообразования называют микроэволюцией.
      Как вы думаете, какова скорость видообразования?
    Видообразование - это сложный эволюционный процесс, возникновения нового вида при 
    определенных условиях.
    (слайд 6)
       Большой вклад в изучение этого процесса внес Эрнест Майр. Американский ученый –эволюционист,  который в 1964 году в книге “Популяция, виды, эволюция”  выделил три основных пути видообразования (записи в тетрадь)(слайд 7):
    Филетический – из вида А образуется В (слайд 8)
    Этот путь не предполагает изменения числа видов и с ним мы познакомимся более 
    подробно при изучении макроэволюции. А—>В
    Гибридогенное – А+В—>С или А + В—> (А+В)+С
    иногда даже с уменьшением числа видов. Этот путь видообразования мы рассмотрим 
    сегодня на уроке позже.(слайд 9)
    Дивергентное (истинный) - А—>А+В Это самый распространенный, 
    самый древний. Именно этот путь и описывал Дарвин. Он и приводит к многообразию, 
    т.к. способствует увеличению числа видов. (слайд 10)
       А теперь разберемся со скоростью видообразования. Что по этому поводу утверждал 
    Дарвин? (ответы учащихся по повторению) Да, видообразование часто идет очень 
    медленно, но изучая формы естественного отбора, мы узнали, что иногда отбор может 
    действовать очень быстро и это привело к внезапному видообразованию.
    Все эти пути возникают либо постепенно, либо внезапно.(слайд 11)
    1.Постепенное видообразование: дивергентное и филетическое
    2.Внезапное: гибридогенное
       А теперь рассмотрим типы видообразования.
    1. Аллопатрическое 
    – основано на (allos – разный, patria – родина) географической изоляции, возникновение 
    географических преград (хребты, проливы, каналы, города, поля, сады) приводят к 
    появлению изолятов – географически изолированных популяций. Единый генофонд 
    популяции разрывается на части из-за географической изоляции. Прерыв потока генов 
    между изолятами с одной стороны и действия естественного отбора с другой приводят 
    постепенно к репродуктивной изоляции, а значит к образованию нового вида. Таким 
    образом, возникли разнообразные виды вьюрков на Галапагосских островах, описанные 
    Дарвиным. Заяц-беляк распространенный почти по всей территории нашей страны, в тех 
    областях, где зима не снежная возник заяц-русак, а в горных районах заяц-толян. 
    Некоторые виды синиц возникли в результате географической изоляции.
        2. Симпатрическое  
    – возникает, если дивергенция идет на одной территории. Она связана с различными 
    условиями, иногда с пищевой специализацией. Например, 5 видов лютиков, обитающих 
    на Европейской территории, возникли из одного исходного вида в связи с изменениями 
    условий. В озере Байкал в течение 10 млн. лет возникло множество эндемических видов 
    рыб и беспозвоночных: бокоплавов - 250 видов, из одного предкового. Синицы - по 
    пищевой специализации.
    4. Подведение итогов.
    Предлагаю  дополнить предложение:
    
    1) Я знаю, что такое …
    2) Я могу …
    3) Я научился …
    4) Что нового вы узнали на этом уроке?
    5) Что вам больше всего понравилось?
    6). Какие затруднения возникли?
    
    5. Домашнее задание.
    Параграф 11 стр 55 – 58. Записи в тетради 
    
     

    Автор(ы): Сорока А. Б.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку

Задания к уроку