Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 4. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. (Трофимова Г.М.)

Текст урока

  • Конспект

     Название предмета: биология
    Класс: 9
    УМК: (название учебника, автор, год издания): С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И. Сонин .-М: Дрофа, 2013 г.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный): базовый
    Тема урока:  Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме :  урок№4
    Цель урока:  рассмотреть и изучить естественнонаучные и социальные предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина
    Задачи урока: 
    Образовательная: рассмотреть успехи наук  конца18- начала19 века. Изучить результаты путешествия Ч.Дарвина, а так же экономические предпосылки  возникновения научной теории Ч.Дарвина.
    Развивающая: развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя  обобщающие таблицы, делать логические обобщения и выводы.
    Воспитательная: способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений
    Планируемые результаты: ученик должен
    -иметь представление: о работах Ч. Лайеля, Т.Шванна, К.Ф. Рулье , К.М. Бэра и основных этапах жизни Ч.Дарвина. 
    Знать: эволюционные взгляды Ч. Дарвина на изменяемость видов, сходства и различия между ними, многообразие живых организмов, их приспособленность и роль среды в видообразовании;
    Уметь: характеризовать научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.
    Оборудование : Карта путешествия Ч.Дарвина, портреты ученых, дидактические карточки, проектор, экран.
    Тип урока: комбинированный
                Тема урока: Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    Приветствие, подготовка класса к уроку, наличие обучающихся.
    II. Актуализация знаний
    1.Проверка знаний:
    1)Индивидуальная работа по  карточкам с заданиями в форме ОГЭ (приложение 1) 
    2)Фронтальная беседа.
    1. Какой вклад внёс в биологию К.Линней? (Создал самую совершенную для того времени систему органического мира, введение бинарной номенклатуры.)
    2. Каковы недостатки системы К. Линнея?(-Произвольность в выборе признаков привела к ряду ошибок. К.Линней создал искусственную систему живых организмов.  Приспособленность организмов учёный объяснял мудростью Творца.)
    3. Какие  законы сформулировал Ж.Б. Ламарк? ( -Закон упражнения и неупражнения органов;- Закон наследования благоприобретённых признаков.)
    4. Изложите основные положения теории Ж.Б. Ламарка.(-организмы изменчивы;
    – виды и другие таксоны условны и постепенно преобразуются в новые виды;
    –историческое изменение органов, постепенное совершенствование их организации основано на внутреннем стремлении организмов к прогрессу (принцип градации), заложенное Творцом.)
    5. Почему  теория эволюции Ж.Б. Ламарка не получила признания современников? (Наука не была готова к принятию идеи эволюционных  преобразований. Доказательства причин изменяемости видов не были достаточно убедительными. Ламарк не мог объяснить возникновение приспособлений, обусловленных «мёртвыми» структурами.)  
    
    2. Мотивация учебной деятельности:
    Определение темы урока и его цели.
    -Теория Ч.Дарвина является на сегодняшний  день единственной научнообоснованной теорией. Все положения подтверждаются в современных открытиях. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов актуальна и по сей день.
    III Усвоение новых знаний
    1.Социально-экономические предпосылки: (Рассказ учителя)
    -В странах Европы первой половины XIX в интенсивно  развивалась промышленность и  сельское  хозяйство. В странах росла численность городского населения, осуществлялась интенсивная перестройка сельского хозяйства: увеличивалась концентрация земель в руках крупных фермеров, внедрялись севообороты, широко использовались удобрения и применялись машины для обработки почвы и ухода за растениями.
    Развивающаяся промышленность, завоевание новых колоний и оживленная торговля со многими странами мира требовала от сельского хозяйства больше сырья и продуктов питания для населения, в связи с чем стимулировалось развитие методов интенсивного растениеводства и животноводства. Осуществлялась интенсивная перестройка сельского хозяйства
    Однако существовавшие сорта растений, как и породы животных, не могли удовлетворить растущих потребностей, в связи с чем быстрое развитие получила селекция - наука о выведении новых и улучшении существовавших сортов растений и пород животных. Главным методом селекции в то время был отбор и сохранение к разведению лучших сортов растений или пород животных.
    В Англии появились опытные селекционеры, которые в условиях крупнотоварного капиталистического производства, за относительно короткое время вывели много новых и ценных сортов полевых, огородных, декоративных растений и пород домашних животных (ряд пород крупного и мелкого рогатого скота, свиней, собак, кроликов, голубей, домашней птицы) с новыми полезными признаками. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям путем искусственного отбора.
    В разных областях биологии XIX в. был накоплен огромный фактический материал ,который нуждался в обобщении. Это  обобщение требовало новые подходы. Интенсивно развивающееся сельское хозяйство требовало создания теории, позволяющей развивать селекцию растениеводства и животноводства. Так как Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, именно в ней сложились условия для создания научной теории. Автором этой теории является Ч.Дарвин.
    2) Научные предпосылки: Заслушивание сообщений обучающихся и последовательное заполнение таблицы (самостоятельная работа с фронтальной проверкой)
    Фамилия учёного,страна.
    Дата открытия
    Открытие
    1.Ч.Лайель (Англия)
    1830 г.
    Основы геологии
    2.К.Ф.Рулье (Россия)
    1814-1858 г.
    Идеи о единстве организмов и условий его существования
    3.К.М. Бэр (Россия)
    1792-1870г.
    Установил основные типы эмбрионального развития и доказал сходство зародышей на ранних этапах развития. 
    4.Т.Шванн
    1839г.
    Клеточная теория строения всех живых организмов
    Задание: Прочитайте текст учебника на стр.18-19 и рассмотрев данные составленной вами таблицы, сделайте вывод о создании условий для развития эволюционного учения Ч.Дарвина.  ( Фронтально)
    Вывод: Таким образом, интенсивное развитие науки, накопление в различных областях естествознания большого количества научных фактов, опровергающих креационизм, создали условия для развития эволюционного учения Ч.Дарвина.
    3)Биографические данные и кругосветное путешествие на корабле «Бигль» (рассказ учителя или обучаемого с использованием карты) 
    Ч.Дарвин (1809-1889) в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист – любитель В 22 года он на пять лет покидает Англию и в качестве натуралиста (без жалованья) отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне «Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонтологические, зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения.
    «Путешествуя на корабле её величества в качестве натуралиста, я был поражён некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента.»
    Дарвин замечал, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев- родственников ныне живущих форм- приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.
    Ч.Дарвин возвращается в Англию убеждённым эволюционистом. Начинается длительный период  разработки стройной теории эволюционного процесса.
    24 ноября 1859 г. вышел уже упоминавшийся гениальный труд Ч. Дарвина "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". Эта книга, в которой мастерски изложены и всесторонне обоснованы научные основы эволюционной теории, пользовалась большой популярностью, весь тираж ее был распродан в первый же день. 
    На экране: Весь  фактический  материал путешествия подтверждает:
     1) изменяемость видов,
     2)сходства и различия между видами,
    3) многообразие живых организмов, 
    4) приспособленность живых организмов к условиям их существования, 
    5) роль условий среды в видообразовании
    IV Закрепление знаний (фронтально)
     Закончить предложение (на экране)
    1.Наука о причинах, движущих силах и общих закономерностях исторического развития живой природы…………………………….. 
    2. Основоположник эволюционного учения ..........................
    3.Наука, занимающаяся описанием и систематизацией организмов , называется……………………..
    4.Первая эволюционная теория была предложена .. ……………………………….
    5.Закон «Упражнения и неупражнения органов был предложен»……………………………..
    Ответы: 1-эволюционное учение, 2-Ч.Дарвин, 3-систематикой, 4-Ж.Б.Ламарком, 5-Ж.Б.Ламарком.
    2. Определите, о каком учёном составлен синквейн: (задание на экране)
    1. Эрудит, верующий.
    2. Описывал, систематизировал, организовывал.
    3. Создал лучшую искусственную систему.
    4. Трудоголик.
    5. ? 
    1.Талантливый, невезучий.
    2.Боролся, отстаивал, доказывал.
    3.Создал первое эволюционное учение.
    4.Творец.
    5.? 
    1.Трудолюбивый, обстоятельный.
    2.Путешествовал, наблюдал. Анализировал.
    3.Выяснил причины эволюции живого.
    4.Гений.
    5? 
    Ответы:1-К. Линней, 2-Ж.Б.Ламарк, 3-Ч. Дарвин
    V. Подведение итогов урока: Что нового вы узнали  на уроке? Какие  вопросы были наиболее интересными, а какие непонятными?
     Оценивание работы на уроке.
    VI.Домашнее задание:   П.3,вопросы стр.20 Доклады «Учение Дарвина  об искусственном отборе», «Породы животных и сорта растений», «Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение».    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
     

    Автор(ы): Трофимова Г. М.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx