Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 23 Углеводы и липиды. (Щукина Г.Г.)

Текст урока

  • Конспект

     
                                                                          Щукина Галина Григорьевна учитель биологии 
                                                                                      Яснополянской СОШ
    
    Название предмета : биология
     Класс 9
     УМК (название учебника, автор, год издания) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.    Биология Общие закономерности . Базовый уровень .   Изд М.: Дрофа, 2007;  
    Уровень обучения : базовый
    Тема урока: Органические  вещества клетки. Углеводы и липиды
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
    Место урока в системе уроков по теме :  Урок №23  в разделе Структурная организация живых организмов. Химическая  организация клетки.
    Цели и задачи урока
    Образовательные -  
    Обеспечить в ходе урока усвоение основных понятий органические вещества клетки, белки, углеводы, липиды.
    Познакомить учащихся со строением и биологическими функциями углеводов   и липидов.
    Показать, что органические вещества являются высшей формой организации всего живого, что развитие веществ в природе идет от простых форм к более сложным.
    Дать понятие о материальной сущности явлений жизни, совершающихся на молекулярном уровне, подчеркнуть важное мировоззренческое значение изучения данной темы.
    Развивающие - 
    Продолжить формирование мотивационных качеств учащихся к учебной деятельности, работать с текстом учебника, приложениями к уроку,  презентациями.
    Совершенствовать навыки самообразования при систематизации знаний.
    Совершенствовать умение составлять краткий опорный конспект, формируя у учащихся интеллектуальные умения, выбирать главное, сравнивать, сопоставлять.
    Воспитательные – 
    На основе углубления межпредметных связей химии и биологии продолжить развитие познавательного интереса к предметам, продолжать формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся.
    Продолжить воспитание интереса к природным  явлениям.
    Проводить профориентационную работу по выбору будущей профессии.
    
    Планируемые результаты: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению. 
    Техническое обеспечение урока: Компьютср, проектор, экран, дидактический материал (рабочий лист и инструктивнаякарточка),Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Базовый  уровень. М.: Дрофа, 2007;  Словарь биологических терминов и понятий; авторская презентация.
    
    Методы, используемые на уроке: Словесные, наглядные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые
    Технология урока:  системно – деятельностный подход
    Оборудование урока: презентация, ИКТ, инструктивные карты, тесты, листы оценки урока, учебники. 
    План урока:
    1. Актуализация знаний.
    2. Проверка  домашнего задания.  
    3. Постановка проблемы по теме урока.
    4. Раскрытие темы (работа учащихся в группах, защита презентаций)
    а) углеводы в природе, строение углеводов, роль  углеводов в клетках.
                б) липиды, строение липидов, функции липидов, роль липидов в клетке.  
          5. Закрепление. 
          6. Домашнее задание. 
          7. Рефлексия.
          8. Итог урока.
                                         Содержание урока
    І. Актуализация знаний – (2 минуты) начинается с изображения на слайде  таблицы «Химический состав клетки», задаётся вопрос:
    Содержание в клетке химических соединений
    Соединения (в %) 
    Неорганические 70 – 80%
    Органические 20 – 30%
    Вода 
    Неорганические вещества 
    70 - 80 
    1,0 - 1,5 
    Белки 
    Углеводы 
    Жиры 
    Нуклеиновые кислоты 
    АТФ и другие низкомолекулярные органические вещества 
    10 - 20 
    0,2 - 2,0 
    1 - 5 
    1,0 - 2,0 
      
      
    0,1 - 0,5 
    
    - Каково соотношение неорганических и органических веществ в клетке? Каких веществ по содержанию больше?
    - О чём свидетельствует сходство химического состава клеток разных организмов? 
    На прошлом уроке мы изучили состав неорганических веществ клеток живых организмов. Давайте проверим ваши знания.
    
              Ключ ответов 
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    а
    б
    б
    б
    а
    б
    а
    г
    б
    в
    
    III. Изучение новой темы.
    
    Актуализация знаний Рассказ учителя 
       В русском народном творчестве очень много замечательных поговорок и пословиц. Вот некоторые из них : 
                        «Поел, словно шубу надел»
                        «Тощий живот не в работу, не в пляску»
        Как вы объясните их смысл? 
     Учащиеся высказываются.  О каких органических веществах необходимых для жизнедеятельности человека мы сегодня будем говорить?
     Учащиеся называют цели и задачи урока
    Изучаем углеводы и липиды 
    Работа в группах. Используя текст учебника стр. 109 – 111 подготовьте 
    сообщения по следующим заданиям
    
    Информационная карта  для группы №1    
                      Приложение №1
    Углеводы (сахариды)
    В состав углеводов входят атомы углерода, кислорода, водорода. Общая формула Cn H2 n On.
    В клетках и тканях живых организмах количество углеводов неодинаково их содержание в растительных клетках достигает до 90% от сухой массы (в составе оболочки клеток, клубнях картофеля, семенах и плодах растений и т.д.), а в клетках животных углеводов содержится всего 1-2% (глюкоза в крови), иногда до 5%.
    По количеству молекул различают простые и сложные углеводы. 
    Простые - моносахариды. Сложные - полисахариды, это полимеры мономерами которых являются моносахариды.  
    По физическим свойствам углеводы могут быть:
    1. Растворимые в воде (моносахариды и дисахариды) и нерастворимые в воде (олигосахариды в воде растворяются частично, набухая образуют коллоидные растворы).                                 
    2. По вкусовым свойствам: сладкие (моносахариды и дисахариды) и безвкусные (олигосахариды)
    3. По агрегатному состоянию и цвету: твердые бесцветные кристаллические вещества.
             Моносахариды – это углеводы, которые хорошо растворяются в воде и очень плохо (или совсем не) растворяются в органических растворителях. Среди моносахаридов различают триозы, тетрозы, пентозы и гексозы (при n=2-6). Среди олигосахаридов наиболее распространенными являются дисахариды (Cn H2 n On)2 - (мальтоза, лактоза, сахароза). Полисахариды (Cn H2 n On)m наиболее часто встречаются в природе (целлюлоза, крахмал, хитин, гликоген). Их мономерами являются молекулы глюкозы. 
      
    
    
    
    Информационная карта  для группы №2  
                      Приложение №2
    
    Функции углеводов:
    1. Строительная (структурные и запасные углеводы)                  
    2. Энергетическая (основной источник энергии в организме)     
    
    Биологическая роль основных углеводов:
    
    Углеводы 
      Где содержатся 
      Биологическая роль 
    Моносахариды:
    Глюкоза 
    Рибоза, дезоксирибоза
      
    В клетках растений 
    В составе кариоплазмы ядра и нуклеиновых кислот 
      
    Источник энергии 
    Входит в структуру молекул РНК и ДНК
    Дисахариды:
    Свекловичный сахар (сахароза)
    Молочный сахар (лактоза)
      
    В клетках растений 
      
    В молоке 
      
    Источник энергии 
      
    Источник энергии 
    Полисахариды:
    Крахмал 
    Целлюлоза 
    
    Гликоген 
    Хитин
      
    В клетках растений 
    В клетках растений 
    
    В клетках печени 
    Покровы членистоногих, в составе оболочки грибов
      
    Источник энергии 
    Образует клеточную стенку
    Источник энергии 
    Защитная функция
    Информационная карта  для группы №3 
               Приложение 3.
    Липиды (от греч. lípos — жир) – это жироподобные вещества, входящие в состав всех живых клеток и играющие важную роль в жизненных процессах.
    
    
    
    
    Липиды - нерастворимые в воде жиры и жироподобные вещества, состоящие из глицерина и высокомолекулярных жирных кислот. В клетках растений количество липидов (жиров) содержится 5-15% от массы сухого вещества,  а в клетках жировой ткани животных и человека может достигать 90%.
    Жиры - сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших жирных кислот. Животные жиры содержатся в молоке, мясе, подкожной клетчатке. У растений - в семенах, плодах. Кроме жиров в клетках присутствуют и их производные - стероиды (холестерин, гормоны и жирорастворимые витамины А, D, К, Е, F).
    
                                  Классификация липидов
    
    
    
    
    
    
    
    
    Простые: сюда входят сложные эфиры жирных кислот и спирты.
    1. Глицериды – это сложные эфиры 3-атомного спирта глицерина и высших жирных кислот.
    2. Воски – сложные эфиры 1- или 2-атомных спиртов и высших жирных кислот.
    Сложные: сложные эфиры жирных кислот со спиртами, в которые включены и иные группы.
    1. Фосфолипиды. В этих жирах кроме жирных кислот и спирта включены и следы фосфорной кислоты, азотистые компоненты, а также сфинголипиды и глицерофосфолипиды.
    2. Гликолипиды
    3. Стероиды
    4. Иные сложные жиры: аминолипиды, сульфолипиды, а также липопротеины.
    
    Информационная карта  для группы №4
               Приложение №4.
    Функции липидов в организме:                                                        
    1. Структурная. Являются элементами мембран клеток и клеточных органелл; 
    2. Энергетическая. Являются энергетическим материалом (1г жира, окисляясь, выделяет 39 кДж энергии); 
    3. Запасными веществами (подкожная жировая клетчатка, семена масличных культур) 
    4. Выполняют защитную функцию (у морских и полярных животных); 
    5. Источник воды для организма (метаболическая вода)  - 1кг жира, окисляясь, дает 1,1кг воды.
    
    ЗАКРЕПЛЕНИЕ                                                                                                         
    10.Органические вещества называют полимерами потому что _______________
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                 
    
       №2.     Тестовая работа
    1.Органические соединения составляют в среднем от массы клетки:
    а) 20-30%                     б) около 50%                    в) 10-15%;            г) более 90%.
    2.Одна из важнейших функций белков:  
    а) двигательная;         б) транспортная;        в) энергетическая;             г) строительная. 
    3.К моносахаридам относятся  углеводы:      а) глюкоза и сахароза;   
    б) глюкоза и фруктоза;       в) крахмал и целлюлоза;           г) мальтоза и лактоза.
    4.Соединения углевода, содержащие два моносахаридных остатка, называют:
    а) сахаридами;    б) моносахаридами;    в) дисахаридами;    г) полисахаридами. 
    
    5.Самой высокой энергетической ценностью обладают:
    а) белки;              б) жиры;           в) углеводы;          г) нуклеиновые кислоты.
    6. Среди органических веществ первое место как по количеству, так и по значению занимают:
          а ) белки;           б ) жиры;         в ) углеводы;   г ) нуклеиновые кислоты.
    7. К полисахаридам относятся углеводы: а) глюкоза и сахароза; б) глюкоза и фруктоза;
         в) крахмал и целлюлоза;  в) мальтоза и лактоза.
    8. Жир,  которым  заполнен горб верблюда, служит в первую очередь источником:
        а) энергии;        б) тепла;       в) пищи;      г) воды.
    
            Учащимися заполняется следующая схема во время отчёта групп  
    УГЛЕВОДЫ: С_(Н_О)_
    Углеводы – это ______________________________
    ____________________________________________
    - классификация углеводов:
    1. _________________, к ним относятся:
    ______________, _____________, ______________,
    ______________, _____________.
    2. _____________, к ним относятся ______________, ______________, _____________ .
    3. ________________, к ним относятся _______________, ________________, _______________, ________________ .
    
    
    № 
    Функции углеводов
                  Значение
    1. 
    
    
    
    
    ЛИПИДЫ:
    Липиды – это _______________________________
    ____________________________________________
    
    - классификация: 
    ______________  _________, __________________,  _________________,__________________, _________________, _________________ 
    
    № 
    Функции  липидов
                  Значение
    1. 
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    
    Домашнее задание:
    I уровень – изучить и уметь пересказывать 
    II уровень – составить презентацию для начальных классов в доступной для них форме « Как надо правильно питаться»(углеводах, белках и липидах). 
    	
     

    Автор(ы): Щукина Г. Г.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Презентация к уроку