Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 25. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. (Семенова А.Б.)

Текст урока

  • Конспект

     Семенова Анастасия Борисовна 
    учитель биологии и химии 
    МАОУ Гимназия № 1 
    Ташлинского района Оренбургской области
    Биология. 
     9 класс.
    УМК: Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин. Москва. «Дрофа». 2016 г.
    Уровень обучения базовый.
    Тема: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке» (3 часа).
    Урок № 1 (25) «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».
    Урок комбинированный.
    Метод: лекция с элементами беседы, составление схемы.
    Цель:формирование у учащихся первоначальных понятий о процессе обмена веществ и энергии.
    Задачи:
    Образовательные:
    -          формировать знания об обмене веществ как свойстве живых организмов, познакомить с двумя сторонами обмена, выявить общие закономерности.
    -          установить связь пластического и энергетического обмена на разных уровнях организации живого и их связь с окружающей средой.
    -          обеспечить закрепление основных биологических понятий: автотрофные, гетеротрофные организмы, пластический и энергетический обмен; анаболизм, катаболизм, метаболизм, фотосинтез, ассимиляция, диссимиляция, распад.
    Развивающие:
    -          формировать умение выделять сущность процесса в изучаемом материале; обобщать и сравнивать, делать выводы; работать с текстом, схемами, другими источниками.
    -          реализовывать творческий потенциал учащихся, развивать самостоятельность.
    Воспитательные:
    -          используя приобретенные знания, понимать взаимосвязанность с окружающей средой.
    -          понимать влияние обмена веществ на сохранение и укрепление здоровья.
    Планируемые результаты:
    Учащиеся должны уметь:
    - выявлять и объяснять основные свойства живого.
    - характеризовать многообразие структурных уровней организации живого.
    - определять понятие «обмен веществ».
    - устанавливать различия понятий «ассимиляция» и «диссимиляция».
    - характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции в жизнедеятельности клетки, делать выводы на основе сравнения.
    - характеризовать процессы фагоцитоза и пиноцитоза.
    - описывать процесс внутриклеточного пищеварения.
    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
    Содержание урока:
    1. Этап. Организационный. 1 минута. Дидактическая задача этапа. Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
    2. Этап всесторонней проверки домашнего задания. 10 минут.
    Дидактическая задача этапа. Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
    Вопросы для проверки домашнего задания: фронтальный опрос, беседа.
    1) Перечислите уровни организации живого. (Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный).
    2) Какие черты присущи живой материи и отличают ее от неживой на всех уровнях организации? (обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, развитие, саморегуляция, раздражимость, ритмичность).
    3) На какие две группы можно разделить все живые организмы по способу питания и чем они отличаются (автотрофы – способны синтезировать органические вещества из неорганических в процессе фото- и хемосинтеза, это растение и некоторые бактерии; гетеротрофы – используют готовые органические вещества, это животные).
    4) Какие неорганические вещества входят в состав клетки и какую функцию они выполняют? (вода – универсальный растворитель для реакций обмена, минеральные соли – обеспечивают раздражимость клетки, постоянный рН среды, обеспечивают прочность  ткани).
    5) Какие органические вещества входят в состав клетки и какую роль они грают в клетке? (белки – строительная, каталитическая, транспортная, защитная функция; углеводы – строительная, энергетическая функция; жиры – энергетическая, строительная функция; нуклеиновые кислоты – хранение, перенос и передача наследственной информации).
    
    3. Этап изучения нового материала: 10 минут.
    Итак, основным признаком живого организма является обмен веществ. Это сложный многоэтапный процесс, изучением которого мы сегодня и займемся. Записываем тему урока: «Обмен веществ и превращение энергии в клетке».
    Объяснение.
    В обмене веществ выделяют два этапа: ассимиляцию и диссимиляцию. Ассимиляция (уподобление) включает в себя поступление в организм продуктов питания (и кислорода), предварительную переработку этих веществ (пищеварение), всасывание продуктов пищеварения (и кислорода) в кровь, распределение их по организму и поступление в клетки. Завершается ассимиляция синтезом специфических для организма молекул: структурных веществ, запасных источников энергии, веществ – регуляторов.
    К ассимиляции близко по смыслу понятие анаболизм, часто их даже отождествляют. Однако, точнее называть анаболизмом важнейший этап ассимиляции – синтез из продуктов пищеварения специфических для организма веществ. 
    Диссимиляция - распад веществ организма на конечные продукты обмена веществ и удаление из организма. Расщепление веществ в процессе пищеварения обеспечивает усвоение пищевых продуктов и может быть отнесено к ассимиляции. Так, например, усвоение пищевых белков невозможно без их предварительного расщепления на аминокислоты, которые затем поступают в кровь, разносятся ею по организму, поступают в клетки и используются для синтеза белков и других веществ.
    Некоторые конечные продукты пищеварения могут не включаться в процессы ассимиляции, а расщепляться до конечных продуктов обмена веществ. Например, образовавшаяся в процессе пищеварения сложных углеводов глюкоза может использоваться в качестве источника энергии и расщепляться до СО2 и Н2О. 
    Термин катаболизм, который нередко отождествляется с диссимиляцией, по существу, характеризует химическую часть диссимиляции – деградацию веществ организма на конечные продукты обмена веществ.
    Ассимиляция и диссимиляция не два самостоятельных процесса, а две стороны одного процесса, теснейшим образом взаимосвязанные и взаимозависимые. Так, синтез специфических для организма веществ, происходящий в процессе ассимиляции, требует затрат значительных количеств энергии. Эту энергию организм получает, главным образом, в процессе аэробного биологического окисления – составной части процесса диссимиляции. Т. е. усилению процесса ассимиляции обязательно сопутствует усиление диссимиляции.
    С другой стороны, интенсивно идущие процессы диссимиляции, заключающиеся в усиленном распаде веществ организма, являются мощным стимулом для процессов ассимиляции, обеспечивающих синтез этих веществ взамен распавшихся.
    Стадии обмена веществ
    Диссимиляция, как и ассимиляция, характеризуется многостадийностью превращений. Можно выделить три этапа превращений. На первой стадииподготовительной макромолекулы углеводов, белков и липидов распадаются в процессах гидролиза на более простые вещества - мономеры. На этом этапе освобождается незначительное количество заключенной в них энергии – не более 1-3%.
    Вторую стадию можно рассматривать как этап универсализации. Превращения углеводов, жиров и отчасти белков сходятся. Образуются единые промежуточные продукты. На этом этапе освобождается более значительное количество энергии – около 1/3 от исходных запасов.
    Третья стадия превращений представляет собой аэробное окисление веществ, завершающееся образованием конечных продуктов обмена (СО2, Н2О, мочевины и др.), которые устраняются из организма. На этом этапе освобождается основное количество энергии – 2/3 потенциальной энергии исходных продуктов.
    Учащиеся делают вывод:
    Таким образом процессы ассимиляции и диссимиляции тесно взаимосвязаны.
    
    4. Этап закрепление нового материала: 10 минут .
    На основании этого предлагаю вам заполнить сравнительную таблицу, описывающую процесс обмена веществ. Вам помогут следующие вопросы:
    (Основа таблицы выводится на экран).Слайд №1.
    - Что такое обмен веществ?
    - Как называются этапы обмена веществ, дайте определения.
    - Что происходит с веществами в процессе анаболизма? Катаболизма?
    - Что происходит с энергией в процессе анаболизма? Катаболизма?
    - Как вы думаете, что является активаторами всех реакций?
    - Что является первоисточником энергии на Земле?
    
    Метаболизм (обмен веществ) – это…(совокупность реакций биосинтеза и расщепления веществ в клетке).
    Этапы
    
    
    Сущность процесса
    
    
    Превращение энергии
    
    
    
    Фотосинтез, синтез белка.
    
    Первоисточник энергии – …... Активаторами всех реакций являются ……..
    
    
    Метаболизм (обмен веществ) – это…(совокупность реакций биосинтеза и расщепления веществ в клетке).
    Этапы
    Анаболизм,
    или ассимиляция,
    или пластический обмен
    Катаболизм,
    или диссимиляция,
    или энергетический обмен
    Сущность процесса
    биологический синтез сложных веществ (подобных содержимому клетки) из простых (поступающих в клетку извне).
    ферментативное расщепление 
    (гидролиз, окисление) сложных органических соединений на простые.
    Превращение энергии
    Реакции идут с использованием энергии, образующейся в результате диссимиляции.
    
    Интенсивно происходит в процессе роста.
    Реакции идут с выделением энергии (АТФ), которая используется для ассимиляции, а также на:
    1. Поддержание жизненных процессов организма.
    2. Биосинтез.
    3. На определенную работу, активный транспорт, мышечные сокращения.
    
    Фотосинтез, синтез белка.
    
    Первоисточник энергии – солнце. Активаторами всех реакций являются ФЕРМЕНТЫ.
    Связь новых знаний с ранее полученными и сформированными. 5 минут.
    А каким образом вещества проникают в клетку?   Вспомните пожалуйста, как называются процессы поглощения клеткой объектов?
    Ответ: Фагоцитоз и пиноцитоз.Слайд № 2.
    В чем отличия этих процессов друг от друга?
    Ответ:Главное отличие пиноцитоза от фагоцитоза заключается в следующем. При пиноцитозе во впячивание клеточной оболочки попадает окружающая жидкость с содержащимися в ней веществами. При фагоцитозе клеточная мембрана как бы обволакивает, затягивает одну относительно крупную частицу. Например, многие одноклеточные организмы питаются другими одноклеточными и поглощают их путем фагоцитоза.
    Для каких клеток характерен фагоцитоз и пиноцитоз?
    Ответ:Пиноцитоз и фагоцитоз как способ поглощения пищи характерен в основном для одноклеточных организмов. Однако некоторые специализированные клетки многоклеточных также способны заглатывать объекты. Например, фагоциты крови поглощают и разрушают болезнетворные бактерии и опасные для организма вещества.
    
    
    5.  Этап. Подведение итогов и результатов урока. (Рефлексия).
    Что нового узнали сегодня? Какие выводы сделали лично для себя? Была ли полезна полученная информация?
    Выставление оценок активным учащимся.
    6. Задание на дом: стр.11 учебника, записи в тетради. Заучить новые термины.
    
     

    Автор(ы): Семенова А. Б.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx