Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Урок 28. Прокариотическая клетка. Изучение клеток бактерий. (Макаренко М.Д.)

Текст урока

  • Конспект

     Макаренко Марианна Дмитриевна
    учитель биологии и географии
    МБОУ Прокуроновская ООШ 
    Ташлинский район
    Предмет:Биология 
    Класс 9
    УМК: Биология. Общие закономерности. 9 кл./ С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонов, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2010. 
    Уровень обучения - базовый
    Тема урока: Прокариотическая клетка. Изучение клеток бактерий.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы - 1
    Место урока в системе уроков по теме:Урок «Прокариотическая клетка. Изучение клеток бактерий» является первым уроком в теме «Строение и функции клеток»
    Цель урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.
    Задачи урока: 
    1. Изучить строение клеток прокариот и выявить признаки их примитивности.
    2. Рассмотреть механизм образования спор бактерий и условий их образования.
    3. Познакомиться с механизмом размножения бактерий.
    Планируемые результаты: В результате изучения темы урока, обучающиеся научатся узнавать и различать клетки прокариот и эукариот, распознавать по немому рис. структурные компоненты прокариотической клетки, описывать механизм размножения и образования спор у бактерий, объяснять значение спор для жизни бактерий, доказывать примитивность прокариот.
    Техническое и методическое обеспечение урока: ПК, медиа проектор, экран. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010;
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: 
     Электронное учебное издание  «Биология. Основные закономерности. 9 кл.» (Идз-ль:ООО «Дрофа», 2010.),
    Инструктивные карты к практической работе«Изучение клеток бактерий»
     Карточки с заданиями на усвоение материала урока.
    Содержание урока
    
    I. Организационный момент.
    1. Приветствие обучающихся.
    2. Проверка готовности к уроку.
    II. Актуализация знаний
    Обучающимся предлагается рассмотреть схему «Систематика органического мира» (электронный учебник «Биология.Основные закономерности. 9 класс») и с ее помощью ответить на вопросы:
    1.Как классифицируют все известные живые организмы?
    2. Назовите характерные признаки каждого из царств.
    3. Какое из царств имеет самое примитивное строение?
    4. Какими особенностями строения отличаются представители  царства Бактерии от представителей других царств?
    
    
    
    
    
    
    III. Объявление темы урока, совместное с ребятами определение цели и задач урока. Для облегчения этой задачи и экономии времени на доске слева выписаны ведущие понятия урока: «прокариоты», «клеточная мембрана», «клеточная стенка», «наследственный материал», «спорообразование»
    IV. Изучение нового материала.
    
    1. Разнообразие прокариотических клеток. 
    При помощи рисунка 65 (стр.123) в учебнике учащиеся изучают многообразие форм бактериальных клеток. Зарисовывают в тетради основные их формы. 
    2. Используя инструктивную карту, учебник и Электронное учебное издание, обучающиеся выполняют практическую работу «Изучение клеток бактерий».
    
    
    
    
    3. Разнообразие бактерий по способу питания.
    
    Учитель, совместно собучающимися создает на доске схему разнообразия прокариот по способу питания (учащиеся воспроизводят ее в тетрадях):
    
    
    4. Размножение бактерий.
    Учитель предлагает ребятам следующее задание: Внимательно посмотрите анимацию «Размножение бактерий». При этом в анимации звук будет выключен. Ваша задача озвучить эту анимацию. После вашего представления материала звук будет включен, и вы сможете проверить правильность вашего представления о способе размножения бактерий.
    
    Учащиеся смотрят анимацию, озвучивают ее и затем, просматривая данную анимацию уже со звуком, оценивают свою работу.
    
    
    5. Процесс спорообразования бактерий.
    Обучающие, совместно с учителем просматривают анимацию, показывающую процесс спорообразования у бактерий (Электронное пособие) и определяют условия спорообразования и способы борьбы с болезнетворными бактериями. Отвечают на вопросы:
    - Почему воду, взятую из реки или озера необходимо кипятить более 20 минут?
    - Почему нужно мыть руки с мылом?
    
    V. Первичная проверка знаний
    Учащимся предлагаются «немой» рисунок (рисунок с обозначениями частей, но без подписей) с заданием подписать названия обозначенных частей клетки:
    
    
    VI. Рефлексия и подведениеитогов
    Свободные ответы учащихся на вопросы: что нового я узнал (а) сегодня на уроке?  Что из изученного сегодня мне пригодится в жизни?  
    
    Рефлексивная карточка
    
    
    Занятие закончено. Пожалуйста, поставьте знак «+» в соответствующей графе карточки.
    Спасибо!
    
    VII. Домашнее задание
    § 25 изучить, ответить на вопросы 1-5. 
    В тетради построить таблицу «Значение бактерий в жизни человека». 
    Область применения или сфера жизни и деятельности человека
    Положительная роль
    Отрицательная роль
    Заполнить ее, используя любые источники информации.
     

    Автор(ы): Макаренко М. Д.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx

Задания к уроку