Методический электронный образовательный центр Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета

Учителю
  • Быстрый поиск
  • Расширенный поиск
Тип материала:
Разделы:
Темы:

Тип материала

Урок 30 Эукариотическая клетка. Ядро. (Гараева Т.А.)

Текст урока

  • Конспект

     
    Гараева Татьяна Александровна-
     учитель истории и обществознания
    МБОУ Солнечная ООШ
    Название предмета  Биология.
    Класс 9 класс.
    УМК (название учебника, автор, год издания)  Биология. Общие закономерности. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. 2011.
    Уровень обучения (базовый, углубленный, профильный) базовый.
    Тема урока:  Эукариотическая клетка. Ядро.
    Общее количество часов, отведенное на изучение темы:  1 час
    Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме Строение и функции клетки (7 часов)
    
    Цель урока: Изучить строение ядра и его роли в хранении наследственной информации клетки и всего организма.
    
          Задачи урока  закрепить знания об эукариотах;
                            показать многообразие форм и размеров ядра;
                            закреплять навыки самостоятельной работы с текстом;
                            совершенствовать умение составлять таблицы, логические схемы на установление взаимосвязи между строением и выполняемой функцией.
    Планируемые результаты:  уметь устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функцией ядра.Знать определения: прокариоты, эукариоты, хромосомы, кариотип, соматические клетки, гаплоидный и диплоидный набор хромосом.
    Техническое обеспечение урока компьютер
    Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы) http://distant-lessons.ru/yadro-kletki.html
    http://distant-lessons.ru/stroenie-i-funkcii-kletki.html
    http://distant-lessons.ru/vse-zapisi-bloga-po-biologii
    http://900igr.net/datai/biologija/Stroenie-kletki-i-ejo-funktsii/0028-029-JAdro.png
    Содержание урока
    1. Организационный момент.
    2. Актуализация опорных знаний.
    3. Сообщение темы, формулирование целей и задач урока
    4. Изучение  и закрепление нового материала.
         Физминутка
    5. Закрепление изученного: блиц-опрос.
    6. Рефлексия.
    7. Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    - приветствие;
    - подготовка класса к работе;
    - наличие обучающихся;
    - мотивация   учебной  деятельности на уроке
    II.  Актуализация опорных знаний.
    1) Карточка:  Соотнеси термины с определением:
    1. Цитоплазма
    2. Ядро
    3. Цитоплазматическая мембрана
    4. Митохондрии
    5. ЭПС
    6. Хлоропласты
    7. Вакуоль
    8. Лизосомы
    9. Аппарат Гольджи
    10.  Рибосомы
    11.  Ядрышко
           Определения:
    1. Главный органоид клетки.
    2. Органоид, синтезирующий («собирающий») молекулы белков из аминокислот.
    3. Органоид, отвечающий за сборку рибосом.
    4. Зеленые пластиды, в которых происходит фотосинтез.
    5. «Энергетические станции»  клетки, т.е. органоиды синтезирующие АТФ, как основной источник энергии для жизнедеятельности клетки и всего организма.
    6. Полость, заполненная клеточным соком.
    7. Органоиды, образующиеся из структур комплекса Гольджи, заполненные пищеварительными ферментами, способные расщеплять  различные вещества и переваривать отработанные органоиды клетки. («Санитары клетки»).
    8. Клеточное образование, состоящее из двух слоев липидов и молекул белков.
    9. Сложная система мембран, пронизывающая цитоплазму эукариотических клеток.
    10. Вязкое полужидкое вещество, заполняющее полость клетки.
    11. Органоид, состоящий из пакетов цистерн, собирает и «упаковывает» белки, жиры и углеводы в виде секрета , готового к выделению, или используется в самой клетке в процессе ее жизнедеятельности. (Образует лизосомы).
    КЛЮЧ:
    1 - ядро
    2 – рибосомы
    3 – ядрышко
    4 – хлоропласты
    5 – митохондрии
    6 – вакуоль
    7 – лизосомы
    8 – цитоплазматическая мембрана
    9 – ЭПС
    10 – цитоплазма
    11 – аппарат Гольджи
    2) работа в рабочей тетради с.26-31
    1. Подчеркните в перечне органоидов те, которые нехарактерны для животной стенки. (4, 5)
    2. Дополните утверждение: липидов, белков.
    5. Перечислите главные функции цитоплазматической мембраны 
    -отграничивает содержимое цитоплазмы от внешней среды;
    - обеспечивает связь между клетками в тканях многоклеточных организмов;
    III. Сообщение темы, формулировка цели урока.
    1. Формулировка темы урока, цели и задач урока:
    - Каждая клетка имеет орган, который хранит всю информацию, это своеобразный паспорт- молекула ДНК. Эта молекула хранится в особом месте. Как вы думаете, в каком? (в ядре).     
    - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. 
          Какую информацию можно получить о ядре:
    (Чем покрыто ядро, чем заполнено ядро, что находится у него внутри, т.е. изучить строение ядра и выяснить какую функцию выполняет).
    IV. Изучение  и закрепление нового материала.
    Рассказ учителя, с использованием таблиц и рисунков:
    1. Макростроение ядра
    Клетки 
               Одноядерные                                                                          Многоядерные
                                                                         (костный мозг, клетки печени и т.д)
    2. Микростроение ядра
    1. ядерная оболочка
    2. ядерный сок
    3. ядрышко
    4. хромосомы
           Как правило, эукариотическая клетка имеет одно ядро, но встречаются двуядерные (инфузории) и многоядерные клетки (опалина). Некоторые высоко­специализи­рованные клетки вторично утрачивают ядро (эритроциты млекопитающих, ситовидные трубки покрытосеменных).
        Форма ядра — сферическая, эллипсовидная, реже лопастная, бобовидная и др. Диаметр ядра — обычно от 3 до 10 мкм.
       Ядро отграничено от цитоплазмы двумя мембранами (каждая из них имеет типичное строение). Между мембранами — узкая щель, заполненная полужидким веществом. В некоторых местах мембраны сливаются друг с другом, образуя поры, через которые происходит обмен веществ между ядром и цитоплазмой. Наружная ядерная мембрана со стороны, обращенной в цитоплазму, покрыта рибосомами, придающими ей шероховатость, внутренняя мембрана гладкая. Ядерные мембраны являются частью мембранной системы клетки: выросты наружной ядерной мембраны соединяются с каналами эндоплазматической сети, образуя единую систему сообщающихся каналов.
    2.2. Характеристика ядерного сока (нуклеоплазмы или кариоплазмы):
                Физико-химическое состояние: бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра.
    
                Биохимический состав: белки, свободные нуклеотиды, аминокислоты, продукты жизнедеятельности ядрышка и хроматина.
    
    Кариоплазма (ядерный сок, нуклеоплазма) — внутреннее содержимое ядра, в котором располагаются хроматин и одно или несколько ядрышек. В состав ядерного сока входят различные белки (в том числе ферменты ядра), свободные нуклеотиды.
    Ядрышко  представляет собой округлое плотное тельце, погруженное в ядерный сок. Ядрышко - это структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования.
    
    Количество ядрышек зависит от функционального состояния ядра и варьирует от 1 до 7 и более. Ядрышки обнаруживаются только в неделящихся ядрах, во время митоза они исчезают. Ядрышко образуется на определенных участках хромосом, несущих информацию о структуре рРНК. Такие участки называются ядрышковым организатором и содержат многочисленные копии генов, кодирующих рРНК. Из рРНК и белков, поступающих из цитоплазмы, формируются субъединицы рибосом. Таким образом, ядрышко представляет собой скопление рРНК и рибосомальных субъединиц на разных этапах их формирования.
    Хроматин — внутренние нуклеопротеидные структуры ядра, Хроматин имеет вид глыбок, гранул и нитей. Химический состав хроматина: 1) ДНК (30–45%), 2) гистоновые белки (30–50%), 3) негистоновые белки (4–33%), следовательно, хроматин является дезоксирибонуклеопротеидным комплексом (ДНП). В зависимости от функционального состояния хроматина различают: гетерохроматин  и эухроматин . Эухроматин — генетически активные, гетерохроматин — генетически неактивные участки хроматина. Хроматин — форма существования генетического материала в интерфазных клетках. Во время деления клетки (митоз, мейоз) хроматин преобразуется в хромосомы.
    Физминутка
    Работа с учебником рис.72. 
    - Что вы знаете о хромосомах?
    - Зачем они нужны?
    - Какую функцию выполняют хромосомы?
    Работа с рисунком  73.
    - Перед вами  хромосомы организмов разных видов. Вспомните генетический критерий вида: число хромосом не всегда указывает на наличие родственных связей.
    Клетки 
    Соматические 
    Половые 
    2n
    Диплоидный набор хромосом
    N
    Гаплоидный набор хромосом
    
    - Почему половые клетки содержат вдвое меньше хромосом, чем соматические? В чём биологический смысл? ( половой процесс, обмен генетической информацией, восстановление диплоидного набора)
    Кариотип - совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки.
    2.3. Главные функции ядра в клетке:
    
    1. хранение и воспроизведение наследственной информации
     
    2. регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке
    
    V. Закрепление изученного: (как вариант работа с компьютером - диск)
    Блиц-опрос:
    1. Укажите главные функции ядра в клетке:
    
    1. хранение и воспроизведение наследственной информации 
    
    2. регуляция процессов обмена веществ, протекающих в клетке.
    
    2. Перечислите основные структурные компоненты ядра неделящейся клетки.
    
    1. ядрышко 
    
    2. Хроматин
    
    3. ядерный сок
    
    4. ядерная оболочка
    
    3. Приведите краткую характеристику ядерного сока (нуклеоплазмы) по следующим признакам:
               Физико-химическое состояние: бесструктурная гелеобразная масса, заполняющая промежутки между структурами ядра.
    
                Биохимический состав: белки, свободные нуклеотиды, аминокислоты, продукты жизнедеятельности ядрышка и хроматина.
    4. Вычеркните лишнее:
    Функции ядерной оболочки: биоэнергетическая, биосинтез иРНК, опора для хроматиновых структур, сборка рибосом, транспортная, хранение наследственной информации, разграничительная.
    5. Назовите структурный компонент ядра, который включает в себя часть рибосомы, содержащей гены РНК, ядрышковый организатор, собственно рРНК, а также рибосомные частицы на разных стадиях формирования. 
    Ядрышко.
    6. Раскройте смысл тезиса: «Хромосомы и хроматин являются преемственными структурами».
    В хроматине и хромосомах заключена вся информации об организме, которая передается из поколения в поколение при делении клеток и размножении организмов.
    7. Впишите недостающие слова.
    
    Специфический для каждого вида набор хромосом называется кариотип и описывается следующими характеристиками:
    Кариотип – это совокупность количественных и качественных признаков хромосомного набора соматической клетки. Число хромосом в кариотипе большинства видов организмов четное.
    8. Укажите, какой структурный компонент ядра представлен на рисунке, каково его строение и какие функции он выполняет.
    Название: хромосома.
    Строение (назовите части, обозначенные на рисунке)
    А)центромера
    Б)плечо хромосомы
    В) хроматиды.
    Функции: деление клетки и передача дочерней клетке генетической информации.
    9. Закончите предложение.
    Хромосомы, одинаковые по размерам и форме и несущие гены, контролирующие развитие одних и тех же признаков, называются …………. (гомологичными).
    10. Укажите, какой набор хромосом (гаплоидный или диплоидный) содержится в половых и соматических клетках.
    В половых клетках – гаплоидный.
    В соматических клетках – диплоидный.
    VI.  Рефлексия.
    VII. Подведение итогов, домашнее задание:
    Объявление итогов урока с комментариями.
    П.27, рис. 70,71, записи в тетради. 
    Домашнее задание: Пользуясь  ресурсами  Интернет, найти информацию о форме и количестве ядер в клетках разных представителей органического мира и разных тканях одного организма.
     

    Автор(ы): Гараева Т. А.

    Скачать: Биология 9кл - Конспект.docx